Машиностроение (аспирантура)
15.06.01 Машиностроение
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
- Чем занимаются аспиранты и выпускники
- Что входит в учебный план
- Куда пойти учиться
- Программы
- Технология машиностроения (МИРЭА, ЮУрГУ, АлтГТУ)
- Колесные и гусеничные машины (МИРЭА, ЮУрГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, АлтГТУ)
- Машиноведение, системы приводов и детали машин (ЮУрГУ, ТПУ)
- Технологии и оборудование механической и физико-технической обработки (ЮУрГУ, АлтГТУ, ТПУ)
- Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты (ЮУрГУ)
- Какие экзамены нужны для поступления
- Формы обучения
- Кем работать
- Видео по теме
- Комментарии
Чем занимаются аспиранты и выпускники
После окончания курса аспирантуры выпускники устраиваются в высшие учебные заведения, НИИ, конструкторские бюро.
Бывшие студенты преподают профильные дисциплины, занимаются научными исследованиями, разрабатывают новые машиностроительные технологии и оборудование.
Выпускники получают квалификацию преподавателя-исследователя. После защиты диссертационной работы присваивается степень кандидата технических наук.
Навыки
В процессе обучения аспиранты овладевают необходимыми для ведения преподавательской и научной деятельности умениями.
Университеты ведут подготовку по ФГОС, предусматривающим паспорт компетенций, в котором указываются универсальные и узкопрофессиональные навыки.
Что может выпускник:
- конструировать агрегаты, установки, элементы машин;
- создавать математические и физические модели;
- проектировать технологические процессы;
- совершенствовать старые машины и установки;
- оценивать качество работы, выявлять причины неудач;
- проводить эксперименты и испытания;
- преподавать в вузах и колледжах профильные дисциплины;
- составлять технические задания отчеты, рецензии, аннотации.
Что входит в учебный план
Рабочая программа состоит из трех блоков:
- учебные модули – общие и профильные дисциплины;
- практики – педагогическая и профессиональная;
- научное исследование – подготовка к защите диссертации.
Написанию научно-исследовательской работы отведено больше всего часов в учебном плане. В конце последнего курса студенты проходят государственную итоговую аттестацию. Она включает сдачу экзаменов и защиту диссертации.
Дисциплины
За время учебы аспиранты должны освоить педагогические и специальные профильные дисциплины. Для развития общих компетенций студенты изучают иностранный язык, историю, философию и методологию науки, психологию и педагогику высшей школы. Специальные дисциплины относятся к вариативной части плана и соответствуют выбранной рабочей программе. Цель этих модулей – подготовка к диссертации и итоговым экзаменам на кандидатский минимум.
Аспиранты могут осваивать:
- пути повышения качества в машиностроении;
- технологии машиностроения;
- математическое моделирование в машиностроении;
- сварку, родственные процессы и технологии;
- новые пути совершенствования технологии производства труб;
- технологии и машины обработки давлением;
- методы расчета в автомобилестроении;
- совершенствование процессов объемной и листовой штамповки;
- спецглавы теории образования неразъемных соединений методами сварки и пайки.
Практика
По государственному стандарту педагогическая практика – обязательная часть учебного плана. Аспирантов направляют в структурные подразделения собственного или другого университета, а также в колледжи. Практиканты ведут профильные занятия, проводят семинары, лабораторные работы, организовывают конференции.
За время профессиональной практики выполняется прикладная часть диссертации. Студенты ставят эксперименты, собирают прототипы, делают наблюдения, внедряют разработки в технологический процесс. Работа может проводиться на базе университета или НИИ, машиностроительного предприятия, конструкторского бюро.
Куда пойти учиться
Аспирантуру по специальности «машиностроение» открывают технические вузы или НИИ. Примеры заведений, куда поступить:
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
- Российский университет дружбы народов;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Томский политехнический университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Юго-Западный государственный университет;
- Пензенский государственный университет;
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
- Тихоокеанский государственный университет;
- Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
- Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова;
- Тольяттинский государственный университет;
- Калининградский государственный технический университет.
Обучение стоит в пределах 80–300 тысяч рублей за год. Вузам выделяют и бесплатные места.
Программы
Профили специальности могут быть самыми разными: гидравлические, колесные, гусеничные машины, технологии механической обработки, проектирование систем приводов и т. д. Примеры образовательных программ кратко описаны ниже.
Технология машиностроения (МИРЭА, ЮУрГУ, АлтГТУ)
Изучаются связи и закономерности процесса производства машин. Цель программы – подготовить специалистов, способных повысить качество выпускаемой продукции с наименьшей себестоимостью. Аспиранты изучают особенности технологического процесса, учатся совершенствовать методы изготовления деталей и сборки.
Колесные и гусеничные машины (МИРЭА, ЮУрГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, АлтГТУ)
Профиль связан с областью науки и техники, изучающей ход, расчет, проектирование, испытания безрельсового транспорта.
К нему относятся любые сельскохозяйственные машины с колесными и гусеничными движителями.
Студенты изучают методы оптимизации средств, отдельных узлов и механизмов, а также способы повышения их качества, экономичности, долговечности и безопасности.
Машиноведение, системы приводов и детали машин (ЮУрГУ, ТПУ)
Профиль посвящен изучению объектов и процессов, влияющих на техническое состояние машин. Аспиранты разрабатывают теорию и методы расчетов, а также учатся проектировать оборудование, системы приводов, узлы, детали вне зависимости от отрасли. Большое внимание уделяется материаловедению, стандартизации, технологиям машиностроения.
Технологии и оборудование механической и физико-технической обработки (ЮУрГУ, АлтГТУ, ТПУ)
В рамках программы изучаются взаимосвязи в технологических процессах формообразования деталей, а также средства создания изделий. Студенты учатся проектировать и обслуживать станки, инструменты, комплектующие агрегаты, механизмы, совершенствовать физико-технические процессы.
Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты (ЮУрГУ)
Профиль связан с изучением гидропневматических процессов, принципов расчетов, проектирования, монтажа, эксплуатации гидравлических турбин, насосов, двигателей. Цель программы – подготовка специалистов, способных создавать новые и совершенствовать старые машины и агрегаты с высокой эффективностью и низкой себестоимостью.
Какие экзамены нужны для поступления
Чтобы поступить на курс аспирантуры, необходимо сдать два экзамена – иностранный язык и профильную дисциплину, соответствующую выбранной программе. Также многие вузы проводят конкурс портфолио, который замещает или дополняет вступительные испытания. Оцениваются предыдущие успехи потенциального аспиранта: сертификаты об окончании курсов, научные публикации, участие в конференциях и т. д. Программу поступления и список вопросов можно посмотреть на сайте интересующего вуза.
Формы обучения
Очно аспиранты проходят курс за четыре года, заочно – за 4,5–5 лет. За это время осваивается 240 зачетных единиц.
Кем работать
Выпускники работают преподавателями в вузах и колледжах, инженерами на машиностроительных предприятиях и научными сотрудниками в НИИ. Бывшие студенты-аспиранты преподают профильные и смежные дисциплины, занимаются теоретическими разработками, совершенствуют технологический процесс, конструируют агрегаты, оборудование, машины.