Специальность «машиностроение» – 15.06.01

Машиностроение (аспирантура)

15.06.01 Машиностроение

Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь

Чем занимаются аспиранты и выпускникиВыпускники

После окончания курса аспирантуры выпускники устраиваются в высшие учебные заведения, НИИ, конструкторские бюро.

Бывшие студенты преподают профильные дисциплины, занимаются научными исследованиями, разрабатывают новые машиностроительные технологии и оборудование.

Выпускники получают квалификацию преподавателя-исследователя. После защиты диссертационной работы присваивается степень кандидата технических наук.

Навыки

В процессе обучения аспиранты овладевают необходимыми для ведения преподавательской и научной деятельности умениями.

Университеты ведут подготовку по ФГОС, предусматривающим паспорт компетенций, в котором указываются универсальные и узкопрофессиональные навыки.

Что может выпускник:

  • конструировать агрегаты, установки, элементы машин;
  • создавать математические и физические модели;
  • проектировать технологические процессы;
  • совершенствовать старые машины и установки;
  • оценивать качество работы, выявлять причины неудач;
  • проводить эксперименты и испытания;
  • преподавать в вузах и колледжах профильные дисциплины;
  • составлять технические задания отчеты, рецензии, аннотации.

Что входит в учебный план

Рабочая программа состоит из трех блоков:

  • учебные модули – общие и профильные дисциплины;
  • практики – педагогическая и профессиональная;
  • научное исследование – подготовка к защите диссертации.

Написанию научно-исследовательской работы отведено больше всего часов в учебном плане. В конце последнего курса студенты проходят государственную итоговую аттестацию. Она включает сдачу экзаменов и защиту диссертации.

Дисциплины

За время учебы аспиранты должны освоить педагогические и специальные профильные дисциплины. Для развития общих компетенций студенты изучают иностранный язык, историю, философию и методологию науки, психологию и педагогику высшей школы. Специальные дисциплины относятся к вариативной части плана и соответствуют выбранной рабочей программе. Цель этих модулей – подготовка к диссертации и итоговым экзаменам на кандидатский минимум.

Аспиранты могут осваивать:

  • пути повышения качества в машиностроении;
  • технологии машиностроения;
  • математическое моделирование в машиностроении;
  • сварку, родственные процессы и технологии;
  • новые пути совершенствования технологии производства труб;
  • технологии и машины обработки давлением;
  • методы расчета в автомобилестроении;
  • совершенствование процессов объемной и листовой штамповки;
  • спецглавы теории образования неразъемных соединений методами сварки и пайки.

Практика

По государственному стандарту педагогическая практика – обязательная часть учебного плана. Аспирантов направляют в структурные подразделения собственного или другого университета, а также в колледжи. Практиканты ведут профильные занятия, проводят семинары, лабораторные работы, организовывают конференции.

За время профессиональной практики выполняется прикладная часть диссертации. Студенты ставят эксперименты, собирают прототипы, делают наблюдения, внедряют разработки в технологический процесс. Работа может проводиться на базе университета или НИИ, машиностроительного предприятия, конструкторского бюро.

Куда пойти учиться

Аспирантуру по специальности «машиностроение» открывают технические вузы или НИИ. Примеры заведений, куда поступить:

  • Томский политехнический университетМИРЭА – Российский технологический университет;
  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
  • Южно-Уральский государственный университет;
  • Томский политехнический университет;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет;
  • Юго-Западный государственный университет;
  • Пензенский государственный университет;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
  • Тихоокеанский государственный университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова;
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова;
  • Тольяттинский государственный университет;
  • Калининградский государственный технический университет.

Обучение стоит в пределах 80–300 тысяч рублей за год. Вузам выделяют и бесплатные места.

Программы

Профили специальности могут быть самыми разными: гидравлические, колесные, гусеничные машины, технологии механической обработки, проектирование систем приводов и т. д. Примеры образовательных программ кратко описаны ниже.

Технология машиностроения (МИРЭА, ЮУрГУ, АлтГТУ)

Изучаются связи и закономерности процесса производства машин. Цель программы – подготовить специалистов, способных повысить качество выпускаемой продукции с наименьшей себестоимостью. Аспиранты изучают особенности технологического процесса, учатся совершенствовать методы изготовления деталей и сборки.

Колесные и гусеничные машины (МИРЭА, ЮУрГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, АлтГТУ)

Профиль связан с областью науки и техники, изучающей ход, расчет, проектирование, испытания безрельсового транспорта.

К нему относятся любые сельскохозяйственные машины с колесными и гусеничными движителями.

Студенты изучают методы оптимизации средств, отдельных узлов и механизмов, а также способы повышения их качества, экономичности, долговечности и безопасности.

Машиноведение, системы приводов и детали машин (ЮУрГУ, ТПУ)

Профиль посвящен изучению объектов и процессов, влияющих на техническое состояние машин. Аспиранты разрабатывают теорию и методы расчетов, а также учатся проектировать оборудование, системы приводов, узлы, детали вне зависимости от отрасли. Большое внимание уделяется материаловедению, стандартизации, технологиям машиностроения.

Технологии и оборудование механической и физико-технической обработки (ЮУрГУ, АлтГТУ, ТПУ)

В рамках программы изучаются взаимосвязи в технологических процессах формообразования деталей, а также средства создания изделий. Студенты учатся проектировать и обслуживать станки, инструменты, комплектующие агрегаты, механизмы, совершенствовать физико-технические процессы.

Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты (ЮУрГУ)

Профиль связан с изучением гидропневматических процессов, принципов расчетов, проектирования, монтажа, эксплуатации гидравлических турбин, насосов, двигателей. Цель программы – подготовка специалистов, способных создавать новые и совершенствовать старые машины и агрегаты с высокой эффективностью и низкой себестоимостью.

Какие экзамены нужны для поступления

Чтобы поступить на курс аспирантуры, необходимо сдать два экзамена – иностранный язык и профильную дисциплину, соответствующую выбранной программе. Также многие вузы проводят конкурс портфолио, который замещает или дополняет вступительные испытания. Оцениваются предыдущие успехи потенциального аспиранта: сертификаты об окончании курсов, научные публикации, участие в конференциях и т. д. Программу поступления и список вопросов можно посмотреть на сайте интересующего вуза.

Формы обучения

Очно аспиранты проходят курс за четыре года, заочно – за 4,5–5 лет. За это время осваивается 240 зачетных единиц.

Кем работать

Выпускники работают преподавателями в вузах и колледжах, инженерами на машиностроительных предприятиях и научными сотрудниками в НИИ. Бывшие студенты-аспиранты преподают профильные и смежные дисциплины, занимаются теоретическими разработками, совершенствуют технологический процесс, конструируют агрегаты, оборудование, машины.

Автор статьи:

Материал обновлен: 14.07.2019 г.

Отзывы и обсуждения