Специальность «химическая технология» – 18.06.01

Химическая технология (аспирантура)

18.06.01 Химическая технология

Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь

Чем занимаются аспиранты и выпускники

Основная цель аспирантуры – подготовка преподавателей высшей школы и научных сотрудников. Выпускники могут работать в колледжах и университетах, где ведут профильные и смежные дисциплины, а также в НИИ или на промышленных предприятиях, разрабатывая и внедряя новые химические технологии, методы получения разнообразных веществ и материалов различного назначения. Защитив диссертацию, студенты получают степень кандидата химических наук.

Навыки

СтудентыК универсальным компетенциям относятся общие умения, помогающие проводить исследования и продуктивно работать в коллективе. Аспиранты обладают критическим мышлением, следят за новыми разработками в области химических технологий, свободно говорят на иностранном языке, придерживаются этических норм, принятых в научном сообществе. Специализированные навыки зависят от профиля образовательной программы.

Студенты учатся создавать, испытывать и внедрять в производство вещества различного происхождения. В частности, выпускники могут:

  • определять состав и свойства веществ;
  • пользоваться химическим оборудованием и промышленными системами получения веществ;
  • моделировать химико-технологические процессы;
  • обрабатывать различные материалы, применяя физические и химические методы воздействия на них;
  • вести лекции, семинары, организовывать лабораторные работы;
  • курировать студентов;
  • оценивать научные публикации;
  • составлять рецензии, аннотации, отчеты.

Что входит в учебный план

Программа состоит из трех блоков:

  • теоретических модулей – базовых и вариативных;
  • практики – педагогической и профессиональной;
  • проведения научного исследования – подготовки к диссертации.

Большая часть учебного плана посвящена исследовательской и практической деятельности. Государственную итоговую аттестацию (экзамен на кандидатский минимум) аспиранты проходят в конце последнего курса. Защита диссертации пока опциональна.

Дисциплины

Аспиранты обязательно изучают дисциплины, необходимые для подготовки к преподавательской и исследовательской деятельности. К ним относятся педагогика и психология в высшей школе, история и философия науки, методология, организация НИР, актуальные проблемы химии. Узкопрофильные дисциплины соответствуют выбранной образовательной программе.

Аспиранты могут изучать:

  • технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов;
  • получение органических веществ;
  • переработку полимеров и композитов;
  • методы молекулярного моделирования;
  • дополнительные главы термодинамико-топологического анализа;
  • проблемы разработки полимерных материалов;
  • массообменные процессы с твердой фазой;
  • физико-химические и инструментальные методы исследования полимерных материалов и др.

Практика

По государственному стандарту студенты обязательно проходят педагогическую практику. Она реализуется на базе университета или колледжа. За время стажировки аспиранты должны освоить навыки преподавательской деятельности: научиться вести профильные лекции, семинары, лабораторные работы, находить общий язык с взрослыми студентами.

Профессиональная практика включает выполнение прикладной части диссертации. Она может проходить в университетских лабораториях, НИИ, на химических предприятиях. Аспиранты ставят эксперименты, проверяют гипотезы, испытывают новые технологии в процессе производства и т. д.

Куда пойти учиться

Аспирантура по специальности «химическая технология» открыта в профильных и классических университетах. Также возможно обучение при НИИ, например, на базе НИЦ «Курчатовский институт» или ФИЦ «Казанский научный центр Российской академии наук». Примеры учебных заведений:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила КантаМИРЭА – РТУ;
  • НИТУ «МИСиС»;
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
  • УрФУ им. Б. Н. Ельцина;
  • Южно-Уральский государственный университет;
  • Пензенский государственный университет;
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова;
  • Тольяттинский государственный университет;
  • Удмуртский государственный университет;
  • Томский политехнический университет.

Стоимость обучения за год: 90–300 тысяч рублей. Также вузам выделяются бюджетные места.

Программы

Рабочей программе соответствует тема будущей диссертации. Студенты разрабатывают методы получения органических веществ, редких элементов, полимеров, улучшают технологические процессы в химической промышленности. Примеры профилей:

  • Технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов (МИРЭА);
  • Технология неорганических веществ (НИЦ «Курчатовский институт» – МИРЭА, УрФУ);
  • Процессы и аппараты химических технологий (МИРЭА, УрФУ);
  • Технология органических веществ (МИРЭА, УрФУ);
  • Технология и переработка полимеров и композитов (МИРЭА, СПбГИКиТ);
  • Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ (ЮУрГУ, УрФУ);
  • Технология электрохимических процессов и защита от коррозии (ПГУ, УдГУ, УрФУ).

Экзамены для поступления

Зачисление происходит после успешной сдачи двух вступительных экзаменов – иностранного языка и специальной дисциплины, которая соответствует выбранной программе. Например, проверяются знания по органической химии, методам переработки веществ, технологиям получения радиоактивных элементов.

На результаты конкурса может повлиять содержательность портфолио, в котором представлены предыдущие достижения абитуриента. С программой поступления и списком вопросов можно ознакомиться на сайте интересующего вуза, а детали – уточнить в приемной комиссии.

Формы обучения

По ФГОС студенты учатся четыре года на очном курсе. Аспирантам, учащимся заочно, срок продлевается на шесть месяцев, максимум на год. Вне зависимости от формы обучения осваивается 240 зачетных единиц.

Кем работать

Выпускники могут работать в НИИ, научных центрах, на предприятиях химической промышленности, в том числе и на руководящих должностях. Также окончившие аспирантуру преподаватели-исследователи устраиваются в университеты и колледжи, где ведут профильные дисциплины.

Автор статьи:

Материал обновлен: 14.07.2019 г.

Отзывы и обсуждения