Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (аспирантура)
21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
После сдачи экзаменов на кандидатский минимум и защиты диссертационной работы студенты получают квалификацию преподавателя-исследователя и степень кандидата геологических наук.
Выпускники могут вести профильные дисциплины в университетах и колледжах, а также заниматься научными разработками в НИИ.
Специалисты проектируют геологические объекты, контролируют соблюдение норм экологической безопасности, улучшают технологии добычи, хранения, транспортировки нефти, угля, руды, проводят разведку полезных ископаемых.
Навыки
Цель аспирантуры – подготовка молодых ученых, способных заниматься научной и преподавательской деятельностью. Для этого на протяжении всего курса осваиваются универсальные общенаучные и узкопрофессиональные навыки:
- умение принимать самостоятельные решения;
- критическая оценка научных публикаций;
- разработка инноваций по получению полезных ископаемых;
- проектирование технологий освоения недр;
- соблюдение экологической безопасности при проведении геологической разведки;
- контролирование добычи, транспортировки, хранения полезных ископаемых;
- обучение студентов профильных вузов;
- составление технической документации, планов, отчетов.
Что включает программа обучения
Учебный план содержит четыре блока:
- теоретические модули – базовые и вариативные профильные;
- практика – педагогическая и профессиональная;
- научное исследование – подготовка к диссертации;
- государственная итоговая аттестация – сдача экзаменов и защита научной работы.
Больше половины курса занимают проведение исследований и практики. Основная деятельность студентов связана с подготовкой теоретической и прикладной частей диссертации.
Дисциплины
Студенты обязательно изучают историю и философию науки, иностранный язык, научную методологию. В соответствии с выбранной образовательной программой аспиранты проходят профильные дисциплины.
К ним могут относиться:
- обогащение полезных ископаемых;
- проблемы добычи минеральных ресурсов;
- приборы и методы исследования продуктов обогащения;
- процессы разрушения горных пород;
- переработка минерального сырья с применением физико-химических процессов;
- технологии разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых;
- экологическая безопасность при разработке георесурсов недр;
- моделирование геомеханических процессов.
Практика
По государственному стандарту аспиранты обязательно проходят педагогическую практику на базе университета или других учебных заведений. Студенты учатся проводить лекции и семинары для взрослой аудитории.
Во время научно-исследовательской практики выполняется прикладная часть диссертационной работы. Материал для нее аспирант может собирать, работая в лабораториях НИИ, на горнодобывающих предприятиях, в экспедициях.
Куда пойти учиться
Пройти третью ступень образования можно в технических, горных, строительных вузах или на базе некоторых НИИ. Примеры, куда подать документы:
- НИТУ «МИСиС»;
- МГСУ;
- РУДН;
- Санкт-Петербургский горный университет;
- Томский политех;
- Юго-Западный государственный университет;
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
- Тихоокеанский государственный университет;
- Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
- Мурманский государственный технический университет;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова;
- Институт проблем комплексного освоение недр им. академика Н. В. Мельникова РАН.
Один год обучения стоит в пределах 90–300 тысяч рублей.
Программы
Аспиранты могут изучать технологии разведки и обогащения полезных ископаемых, проблемы разрушения горных пород, проектировать геологические объекты и т. д. Примеры программ:
- Организация производства в горной промышленности (СПГУ);
- Технология и техника геологоразведочных работ (СПГУ);
- Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (СПГУ);
- Технология бурения и освоения скважин (СПГУ);
- Геоэкология (в горно-перерабатывающей промышленности; в нефтегазовой отрасли; в строительстве и ЖКХ; в металлургии) (СПГУ, МГСУ);
- Обогащение полезных ископаемых (ИПКОН РАН, СПГУ);
- Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (РУДН, СПГУ);
- Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (РУДН, СПГУ);
- Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (ИПКОН РАН, СПГУ);
- Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (ИПКОН РАН, РУДН, СПГУ, МГТУ);
- Теоретические основы проектирования в горнотехнических системах (ИПКОН РАН, СПГУ).
Экзамены для поступления
Студенты зачисляются на курс после успешной сдачи вступительных экзаменов: специальной дисциплины (зависит от профиля) и иностранного языка. На итоги конкурса влияет содержательность портфолио, состоящего из сертификатов, дипломов, сведений о научных публикаций и т. д. Программу поступления и список вопросов можно посмотреть на сайте интересующего вуза.
Формы обучения
За четыре года, включая каникулы, студенты осваивают очный курс, за 4,5–5 лет – заочный. Объем программы составляет 240 зачетных единиц вне зависимости от выбранной формы обучения.
Кем работать
Бывшие студенты работают преподавателями в профильных вузах и колледжах, научными сотрудниками в НИИ. Также выпускники могут претендовать на руководящие должности в предприятиях горнодобывающей отрасли.