Специальность «геология, разведка и разработка полезных ископаемых» – 21.06.01

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (аспирантура)

21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь

Чем занимаются аспиранты и выпускники

СпециалистыПосле сдачи экзаменов на кандидатский минимум и защиты диссертационной работы студенты получают квалификацию преподавателя-исследователя и степень кандидата геологических наук.

Выпускники могут вести профильные дисциплины в университетах и колледжах, а также заниматься научными разработками в НИИ.

Специалисты проектируют геологические объекты, контролируют соблюдение норм экологической безопасности, улучшают технологии добычи, хранения, транспортировки нефти, угля, руды, проводят разведку полезных ископаемых.

Навыки

Цель аспирантуры – подготовка молодых ученых, способных заниматься научной и преподавательской деятельностью. Для этого на протяжении всего курса осваиваются универсальные общенаучные и узкопрофессиональные навыки:

  • умение принимать самостоятельные решения;
  • критическая оценка научных публикаций;
  • разработка инноваций по получению полезных ископаемых;
  • проектирование технологий освоения недр;
  • соблюдение экологической безопасности при проведении геологической разведки;
  • контролирование добычи, транспортировки, хранения полезных ископаемых;
  • обучение студентов профильных вузов;
  • составление технической документации, планов, отчетов.

Что включает программа обучения

Учебный план содержит четыре блока:

  • Учебатеоретические модули – базовые и вариативные профильные;
  • практика – педагогическая и профессиональная;
  • научное исследование – подготовка к диссертации;
  • государственная итоговая аттестация – сдача экзаменов и защита научной работы.

Больше половины курса занимают проведение исследований и практики. Основная деятельность студентов связана с подготовкой теоретической и прикладной частей диссертации.

Дисциплины

Студенты обязательно изучают историю и философию науки, иностранный язык, научную методологию. В соответствии с выбранной образовательной программой аспиранты проходят профильные дисциплины.

К ним могут относиться:

  • обогащение полезных ископаемых;
  • проблемы добычи минеральных ресурсов;
  • приборы и методы исследования продуктов обогащения;
  • процессы разрушения горных пород;
  • переработка минерального сырья с применением физико-химических процессов;
  • технологии разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых;
  • экологическая безопасность при разработке георесурсов недр;
  • моделирование геомеханических процессов.

Практика

По государственному стандарту аспиранты обязательно проходят педагогическую практику на базе университета или других учебных заведений. Студенты учатся проводить лекции и семинары для взрослой аудитории.

Во время научно-исследовательской практики выполняется прикладная часть диссертационной работы. Материал для нее аспирант может собирать, работая в лабораториях НИИ, на горнодобывающих предприятиях, в экспедициях.

Куда пойти учиться

Пройти третью ступень образования можно в технических, горных, строительных вузах или на базе некоторых НИИ. Примеры, куда подать документы:

  • Томский политехНИТУ «МИСиС»;
  • МГСУ;
  • РУДН;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Томский политех;
  • Юго-Западный государственный университет;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
  • Тихоокеанский государственный университет;
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Мурманский государственный технический университет;
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова;
  • Институт проблем комплексного освоение недр им. академика Н. В. Мельникова РАН.

Один год обучения стоит в пределах 90–300 тысяч рублей.

Программы

Аспиранты могут изучать технологии разведки и обогащения полезных ископаемых, проблемы разрушения горных пород, проектировать геологические объекты и т. д. Примеры программ:

  • Организация производства в горной промышленности (СПГУ);
  • Технология и техника геологоразведочных работ (СПГУ);
  • Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (СПГУ);
  • Технология бурения и освоения скважин (СПГУ);
  • Геоэкология (в горно-перерабатывающей промышленности; в нефтегазовой отрасли; в строительстве и ЖКХ; в металлургии) (СПГУ, МГСУ);
  • Обогащение полезных ископаемых (ИПКОН РАН, СПГУ);
  • Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (РУДН, СПГУ);
  • Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (РУДН, СПГУ);
  • Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (ИПКОН РАН, СПГУ);
  • Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (ИПКОН РАН, РУДН, СПГУ, МГТУ);
  • Теоретические основы проектирования в горнотехнических системах (ИПКОН РАН, СПГУ).

Экзамены для поступления

Студенты зачисляются на курс после успешной сдачи вступительных экзаменов: специальной дисциплины (зависит от профиля) и иностранного языка. На итоги конкурса влияет содержательность портфолио, состоящего из сертификатов, дипломов, сведений о научных публикаций и т. д. Программу поступления и список вопросов можно посмотреть на сайте интересующего вуза.

Формы обучения

За четыре года, включая каникулы, студенты осваивают очный курс, за 4,5–5 лет – заочный. Объем программы составляет 240 зачетных единиц вне зависимости от выбранной формы обучения.

Кем работать

Бывшие студенты работают преподавателями в профильных вузах и колледжах, научными сотрудниками в НИИ. Также выпускники могут претендовать на руководящие должности в предприятиях горнодобывающей отрасли.

Автор статьи:

Материал обновлен: 13.07.2019 г.

Отзывы и обсуждения