Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии (аспирантура)
12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
Выпускники получают квалификацию преподавателя-исследователя. Экс-аспиранты могут вести занятия (лекции, семинары, лабораторные) в вузах и колледжах, а также заниматься разработками фотонных устройств, систем телекоммуникаций, приборов обработки информации в НИИ, научных центрах, на производстве. Полученные в аспирантуре знания позволяют проектировать лазеры, изучать волновую оптику, плазмонику, создавать биомедицинское оборудование, модернизировать системы связи, обработки и регистрации данных, а также работать в составе экспертных советов и комиссий.
После защиты диссертации аспиранту присваивается степень кандидата технических наук.
Навыки
За время обучения аспиранты осваивают универсальные, общие и профессиональные навыки, которые помогают в научной и педагогической деятельности. Выпускники учатся критически мыслить, принимать самостоятельные решения, организовывать рабочий коллектив, взаимодействовать с аудиторией.
К прикладным навыкам согласно паспорту компетенций относятся:
- проектирование приборов и комплексов получения информации разного характера;
- исследование физических закономерностей и явлений в области фотоники;
- разработки в области интегральной, волоконной, биомедицинской оптики;
- экспертиза фотонных технологий и устройств;
- оценка и совершенствование действующих устройств;
- составление технических заданий, чертежей, отчетной документации.
Что входит в учебный план
Программа аспирантуры содержит три блока:
- модули – базовые и профильные дисциплины;
- педагогическая и профессиональная практики;
- научное исследование – подготовка и написание диссертационной работы.
В конце последнего года учебы студенты проходят четвертый блок программы – государственную итоговую аттестацию. Она состоит из сдачи профильного экзамена и защиты диссертации.
Дисциплины
Учебный план включает обязательную и вариативную части. К первой относятся дисциплины, помогающие реализовывать исследовательскую и педагогическую деятельность. Студенты учатся преподавать в высшей школе, изучают психологию, историю, философию и методологию науки, иностранный язык. Изменяемая часть плана содержит специфичные модули, соответствующие профилю выбранной программы.
Аспиранты могут изучать:
- оптоэлектронные средства контроля в микроэлектронике;
- материаловедение;
- современное состояние и тенденции развития оптико-электронных систем;
- лазерно-локационные комплексы;
- специальные вопросы математики; • технологии приборостроения;
- фотонику и телекоммуникационные системы;
- современные достижения волоконной оптики;
- оптические и оптико-электронные приборы и комплексы;
- оптические модуляторы;
- лазерную обработку материалов.
Практика
По государственному стандарту педагогическая практика обязательна для всех студентов направления. Аспиранты отрабатывают навыки преподавания и организации рабочих коллективов. Стажировка проходит на базе университета (своего или другого) или колледжа. Профессиональная практика посвящена выполнению прикладной части диссертационной работы.
Студенты реализуют технические проекты, ставят эксперименты, собирают физические модели, проверяют гипотезы. Всем этим они могут заниматься как на базе университетской лаборатории, так и на предприятиях: заводах, в конструкторских бюро, НИИ, медицинских учреждениях.
Куда пойти учиться
Окончить курс аспирантуры по специальности «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» предлагают инженерно-технические вузы и многопрофильные университеты страны. Примеры, куда пойти учиться:
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Московский физико-технический институт;
- Московский государственный университет геодезии и картографии;
- НИУ «МЭИ»;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
- Томский политехнический университет;
- Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева;
- Юго-Западный государственный университет;
- Пензенский государственный университет;
- Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых;
- Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
- Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова.
Стоимость обучения: 90–250 тысяч рублей в год. Поступить можно и на бесплатные места.
Программы
Аспиранты могут изучать технологии приборостроения, проектирование оптических комплексов, методы контроля природной среды и т. д. Примеры профилей, которые предлагают вузы:
- Приборы и методы измерения (МЭИ);
- Технология приборостроения (МИРЭА);
- Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий (МИРЭА, МЭИ, АлтГТУ);
- Приборы, системы и изделия медицинского назначения (ПГУ);
- Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы (МИРЭА, МЭИ, МФТИ, ПНИПУ);
- Приборы и методы преобразования изображения (СПбГИКиТ).
Какие экзамены нужны для поступления
Вступительные испытания состоят из двух экзаменов: иностранного языка и специальной дисциплины. В соответствии с выбранным профилем абитуриенты должны продемонстрировать знания в области оптики, приборостроения, фотоники, биотехнологий.
Также может проводиться конкурс портфолио (сведения о научных публикациях, патенты, эссе по теме исследования, награды, выигранные гранты, сертификаты об окончании профильных курсов и т. д). Ознакомиться с порядком поступления можно на сайте или в приемной комиссии университета.
Формы обучения
Согласно ФГОС студенты могут пройти курс в одной из двух форм обучения. Очная программа длится четыре года, включая каникулы, заочная – на 6–12 месяцев дольше. За это время полностью осваивается объем аспирантуры – 240 зачетных единиц.
Кем работать
Выпускники получают должность преподавателя, научного сотрудника, инженера в вузах, НИИ, на производстве. При отличном владении английским языком специалисты устраиваются в зарубежные университеты и научные центры.