Специальность «физико-технические науки и технологии» – 16.06.01

Физико-технические науки и технологии (аспирантура)

16.06.01 Физико-технические науки и технологии

Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь

Чем занимаются аспиранты и выпускники

После окончания курса студентам присваивается квалификация преподавателя-исследователя. Если аспирант защищает диссертацию, он получает степень кандидата технических наук. Выпускники могут заниматься преподавательской деятельностью в университетах и колледжах, а также проводить исследования в НИИ, научных центрах, на предприятиях. Работа связана с изучением физических процессов и явлений и их применением в различных областях промышленности.

Навыки

СтудентыСогласно паспорту компетенции аспиранты в ходе обучения получают универсальные научно-педагогические и узкопрофессиональные навыки.

Студенты учатся принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, критически мыслить, соблюдать этические нормы в исследовательской деятельности, свободно общаться на иностранном языке. Среди профильных компетенций можно отметить:

  • проведение исследований на всех этапах;
  • разработку новых технологий и внедрение их в производство;
  • создание усовершенствованных приборов, устройств, материалов различного назначения;
  • преподавательскую деятельность в высшей школе;
  • физико-техническую экспертизу и мониторинг;
  • составление технической документации, отчетов, презентаций.

Что входит в учебный план

Программа аспирантуры состоит из четырех блоков:

  • модули – базовые и вариативные дисциплины;
  • практики – педагогическая и профессиональная;
  • научные исследования – подготовка и написание диссертации;
  • государственная итоговая аттестация – кандидатские экзамены и защита диссертации.

Большая часть времени посвящена исследованиям и подготовке к диссертации. В целом, 201 зачетная единица.

Дисциплины

Базовая часть учебного плана включает дисциплины, необходимые для проведения исследовательской деятельности и профильных занятий в вузах или колледжах. Студенты изучают иностранный язык, педагогику высшей школы, психологию, методологию, историю и философию науки.

Набор элективных дисциплин вариативной части зависит от выбранной рабочей программы. Аспиранты могут осваивать:

  • задачи экспериментальной аэроакустики;
  • тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов;
  • применение суперкомпьютерных вычислений в инженерных расчетах;
  • компьютерное моделирование задач вычислительной гидрогазодинамики;
  • авиационную акустику.

Практика

ФГОС обязательно предусматривает педагогическую практику. Она проходит в стенах родного университета (в структурных подразделениях) или в других высших и средних специальных профессиональных учебных заведениях. Цель – подготовка преподавателей, способных вести профильные и смежные дисциплины, проводить семинары и лабораторные работы, взаимодействовать с взрослыми слушателями в рамках учебного процесса.

За время профессиональной практики аспиранты выполняют прикладную часть диссертации. Студенты проводят эксперименты, наблюдения, создают прототипы и чертежи, разрабатывают новые технологии на базе университета, НИИ, приборостроительного завода.

Куда пойти учиться

Окончить курс подготовки предлагают технические вузы. Также учиться можно на базе НИИ. Примеры, куда подать документы:

  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университетНациональный исследовательский университет «МЭИ»;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет;
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
  • Новосибирский государственный технический университет.

Стоимость обучения за год: 80–250 тысяч рублей. Студенты, впервые поступающие в аспирантуру, могут рассчитывать на бесплатное образование.

Программы

Студенты могут выбрать разные профили, посвященные исследованиям акустики, радиоволн, разработке тепловых двигателей, энергоустановок и т. д. Примеры образовательных программ:

  • Авиационная акустика (ПНИПУ);
  • Радиофизика (НГТУ);
  • Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (ТГУ);
  • Механика жидкости, газа и плазмы (МИФИ).

Экзамены для поступления

Студенты зачисляются на курс после успешного прохождения двух вступительных экзаменов – иностранного языка и специальной дисциплины. Проверяются знания по теории колебаний, основам электродинамики, радиофизике и другим темам в соответствии с профилем.

Помимо сдачи экзамена или вместо него вузы могут проводить конкурс портфолио, в котором абитуриенты представляют дипломы, сертификаты об окончании курсов, сведения о научных публикациях, патентах и т. д. С программой поступления и списком экзаменационных вопросов можно ознакомиться на сайте выбранного университета.

Формы обучения

По государственному стандарту пройти курс аспирантуры можно в двух формах обучения. Очная программа длится четыре года, заочная – 4,5–5 лет. За это время осваивается 240 зачетных единиц (60 за год).

Кем работать

Выпускники устраиваются преподавателями в университеты и колледжи, научными руководителями в НИИ, главными инженерами, проектировщиками на заводы, предприятия, в частные компании. Хорошее знание иностранного языка дает возможность работать за рубежом.

Автор статьи:

Материал обновлен: 14.07.2019 г.

Отзывы и обсуждения