Электроника, радиотехника и система связи (аспирантура)
11.06.01 Электроника, радиотехника и система связи
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Кем становятся выпускники
Все выпускники получают квалификацию преподавателя-исследователя. Это значит, что бывшие аспиранты могут вести профильные дисциплины в университетах и колледжах, а также заниматься научными разработками в НИИ и работать в них на руководящих должностях. После защиты диссертации присваивается степень кандидата технических наук.
Навыки
После окончания курса аспирантуры выпускники приобретают универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции, которые определяются ФГОС и учебным заведением.
Молодые ученые и специалисты способны критически мыслить, анализировать данные, контролировать научные проекты на всех этапах, самостоятельно разрешать нестандартные ситуации, организовывать коллектив.
В набор профильных навыков входят:
- моделирование и конструирование систем связи;
- создание электронных приборов, устройств, установок и их компонентов;
- разработка новых электронных технологий;
- организация проведения экспериментов и испытаний;
- совершенствование устройств и систем, предназначенных для передачи, получения, воспроизводства информации;
- диагностика оборудования;
- ведение профильных дисциплин в вузах и колледжах;
- составление технической документации, отчетов, чертежей;
- защита интеллектуальной собственности.
Выпускник – образованный эксперт, который следит за развитием технологий и не перестает учиться. Аспиранты хорошо знают свою узкоспециализированную область и готовы разобраться в вопросах смежных наук.
Что включает учебный план
Рабочая программа состоит из четырех блоков:
- теоретические модули – обязательные и профильные дисциплины;
- педагогическая и профильная практики;
- научное исследование – подготовка к диссертации;
- государственная итоговая аттестация.
За время аспирантуры осваивается 240 зачетных единиц. Большая часть объема программы приходится на практики и научные исследования.
Дисциплины
Теоретические модули можно условно разделить на три типа:
- педагогические, помогающие в будущем реализовывать преподавательскую деятельность;
- исследовательские, необходимые для написания диссертации и ведения научной работы;
- специальные, дающие узкие знания в изучаемой области.
Студенты обязательно осваивают педагогику и психологию в высшей школе, историю и философию науки, методы и организацию исследований.
В качестве спецмодулей в учебный план могут входить:
- избранные главы теории сигналов;
- математическое моделирование радиотехнических и телевизионных систем;
- оптимальные алгоритмы обработки радиотехнических сигналов;
- численные методы проектирования и оптимизации антенных систем и СВЧ-устройств;
- статистическая теория радиотехнических и телекоммуникационных систем;
- аппаратура потребителей СРНС;
- методы теории дифракции в анализе и синтезе антенн;
- специальные вопросы электродинамики;
- статистическая теория систем передачи информации.
Практика
Обязательной для всех профилей является педагогическая практика. Она проходит на базе университета или колледжа. Аспиранты осваивают навыки ведения лекций, семинаров, лабораторных и студенческих работ, взаимодействия со взрослыми слушателями.
Профильная практика включает выполнение прикладной части диссертационной работы. К ней может относиться постановка эксперимента, сбор данных, написание программы, анализ источников информации и т. д. Зачастую аспиранты проходят стажировку на базе университетской лаборатории, НИИ, приборостроительного завода, IT-компании.
Куда пойти учиться
Пройти аспирантуру можно в технических вузах страны. Также такую возможность предоставляют некоторые научно-исследовательские институты. Примеры, куда подать документы:
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Московский педагогический государственный университет;
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Рязанский государственный радиотехнический университет;
- Казанский федеральный университет;
- Юго-Западный государственный университет;
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
Стоимость обучения: 60–300 тысяч рублей в год. Есть и бюджетные места.
Программы
Университеты предлагают множество профилей. Аспиранты изучают приборы радио и телевидения, навигацию, антенны, СВЧ-устройства и выбирают соответствующую тему диссертации. Примеры образовательных программ:
- Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения (МИРЭА, РГРУ, ВШЭ, КФУ);
- Антенны, СВЧ-устройства и их технологии (МИРЭА, МЭИ, ВШЭ);
- Радиолокация и радионавигация (МИРЭА, ЮУрГУ, РГРУ);
- Системы, сети и устройства телекоммуникаций (МИРЭА, ВШЭ);
- Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника, приборы на квантовых эффектах (МИРЭА, МПГУ, ВШЭ);
- Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники (МИРЭА, ВШЭ).
Экзамены для поступления
Вступительные испытания обычно состоят из двух экзаменов – иностранного языка и специальной дисциплины, которая соответствует выбранному профилю. Комиссия проверяет знания по статистической радиотехнике, системам связи, теории антенн и СВЧ-устройств.
Также для поступления может потребоваться портфолио (индивидуальные достижения), а в рамках вступительных испытаний обычно проводится собеседование по вопросам будущей диссертации. Подробности зачисления на курс и содержание экзамена узнавайте на сайте выбранного университета.
Формы обучения
По государственному стандарту студенты могут учиться в одной из двух форм. С учетом каникул очный курс аспиранты проходят за четыре года, заочный – за 4,5 или пять лет.
Кем работать
Выпускники устраиваются преподавателями в вузы и колледжи, а также ведущими инженерами, программистами, руководителями проекта на приборостроительные заводы. Могут заниматься наукой, новыми разработками в НИИ, конструкторских бюро, научных центрах.