Специальность «электроника, радиотехника и система связи» – 11.06.01

Электроника, радиотехника и система связи (аспирантура)

11.06.01 Электроника, радиотехника и система связи

Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь

Кем становятся выпускники

Все выпускники получают квалификацию преподавателя-исследователя. Это значит, что бывшие аспиранты могут вести профильные дисциплины в университетах и колледжах, а также заниматься научными разработками в НИИ и работать в них на руководящих должностях. После защиты диссертации присваивается степень кандидата технических наук.

Навыки

Молодые ученыеПосле окончания курса аспирантуры выпускники приобретают универсальные, общекультурные и профессиональные компетенции, которые определяются ФГОС и учебным заведением.

Молодые ученые и специалисты способны критически мыслить, анализировать данные, контролировать научные проекты на всех этапах, самостоятельно разрешать нестандартные ситуации, организовывать коллектив.

В набор профильных навыков входят:

  • моделирование и конструирование систем связи;
  • создание электронных приборов, устройств, установок и их компонентов;
  • разработка новых электронных технологий;
  • организация проведения экспериментов и испытаний;
  • совершенствование устройств и систем, предназначенных для передачи, получения, воспроизводства информации;
  • диагностика оборудования;
  • ведение профильных дисциплин в вузах и колледжах;
  • составление технической документации, отчетов, чертежей;
  • защита интеллектуальной собственности.

Выпускник – образованный эксперт, который следит за развитием технологий и не перестает учиться. Аспиранты хорошо знают свою узкоспециализированную область и готовы разобраться в вопросах смежных наук.

Что включает учебный план

Рабочая программа состоит из четырех блоков:

  • теоретические модули – обязательные и профильные дисциплины;
  • педагогическая и профильная практики;
  • научное исследование – подготовка к диссертации;
  • государственная итоговая аттестация.

За время аспирантуры осваивается 240 зачетных единиц. Большая часть объема программы приходится на практики и научные исследования.

Дисциплины

Теоретические модули можно условно разделить на три типа:

  • педагогические, помогающие в будущем реализовывать преподавательскую деятельность;
  • исследовательские, необходимые для написания диссертации и ведения научной работы;
  • специальные, дающие узкие знания в изучаемой области.

Студенты обязательно осваивают педагогику и психологию в высшей школе, историю и философию науки, методы и организацию исследований.

В качестве спецмодулей в учебный план могут входить:

  • избранные главы теории сигналов;
  • математическое моделирование радиотехнических и телевизионных систем;
  • оптимальные алгоритмы обработки радиотехнических сигналов;
  • численные методы проектирования и оптимизации антенных систем и СВЧ-устройств;
  • статистическая теория радиотехнических и телекоммуникационных систем;
  • аппаратура потребителей СРНС;
  • методы теории дифракции в анализе и синтезе антенн;
  • специальные вопросы электродинамики;
  • статистическая теория систем передачи информации.

Практика

Обязательной для всех профилей является педагогическая практика. Она проходит на базе университета или колледжа. Аспиранты осваивают навыки ведения лекций, семинаров, лабораторных и студенческих работ, взаимодействия со взрослыми слушателями.

Профильная практика включает выполнение прикладной части диссертационной работы. К ней может относиться постановка эксперимента, сбор данных, написание программы, анализ источников информации и т. д. Зачастую аспиранты проходят стажировку на базе университетской лаборатории, НИИ, приборостроительного завода, IT-компании.

Куда пойти учиться

Пройти аспирантуру можно в технических вузах страны. Также такую возможность предоставляют некоторые научно-исследовательские институты. Примеры, куда подать документы:

  • Южно-Уральский государственный университетМИРЭА – Российский технологический университет;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Южно-Уральский государственный университет;
  • Рязанский государственный радиотехнический университет;
  • Казанский федеральный университет;
  • Юго-Западный государственный университет;
  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.

Стоимость обучения: 60–300 тысяч рублей в год. Есть и бюджетные места.

Программы

Университеты предлагают множество профилей. Аспиранты изучают приборы радио и телевидения, навигацию, антенны, СВЧ-устройства и выбирают соответствующую тему диссертации. Примеры образовательных программ:

  • Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения (МИРЭА, РГРУ, ВШЭ, КФУ);
  • Антенны, СВЧ-устройства и их технологии (МИРЭА, МЭИ, ВШЭ);
  • Радиолокация и радионавигация (МИРЭА, ЮУрГУ, РГРУ);
  • Системы, сети и устройства телекоммуникаций (МИРЭА, ВШЭ);
  • Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника, приборы на квантовых эффектах (МИРЭА, МПГУ, ВШЭ);
  • Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники (МИРЭА, ВШЭ).

Экзамены для поступления

Вступительные испытания обычно состоят из двух экзаменов – иностранного языка и специальной дисциплины, которая соответствует выбранному профилю. Комиссия проверяет знания по статистической радиотехнике, системам связи, теории антенн и СВЧ-устройств.

Также для поступления может потребоваться портфолио (индивидуальные достижения), а в рамках вступительных испытаний обычно проводится собеседование по вопросам будущей диссертации. Подробности зачисления на курс и содержание экзамена узнавайте на сайте выбранного университета.

Формы обучения

По государственному стандарту студенты могут учиться в одной из двух форм. С учетом каникул очный курс аспиранты проходят за четыре года, заочный – за 4,5 или пять лет.

Кем работать

Выпускники устраиваются преподавателями в вузы и колледжи, а также ведущими инженерами, программистами, руководителями проекта на приборостроительные заводы. Могут заниматься наукой, новыми разработками в НИИ, конструкторских бюро, научных центрах.

Автор статьи:

Материал обновлен: 14.07.2019 г.

Отзывы и обсуждения