Специальность «авиационная и ракетно-космическая техника» – 24.06.01

Авиационная и ракетно-космическая техника (аспирантура)

24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника

Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь

Чем занимаются аспиранты и выпускники

Молодые исследователиПосле прохождения курса студенты сдают госэкзамен и защищают диссертационную работу. Успешно окончившим аспирантуру выпускникам присваивается квалификация преподавателя-исследователя степень кандидата технических наук.

Специалисты могут вести профильные лекции, семинары, лабораторные у студентов университетов и колледжей. Также выпускники работают при вузах или НИИ: разрабатывают новые материалы, инновационные конструкции, системы управления авиационной и космической техникой.

Молодые исследователи и ученые-практики проектируют самолеты, ракеты, узлы, оборудование, аппаратуру и их элементы в бюро и НИИ.

Навыки

К общекультурным навыкам выпускников аспирантуры любого направления, в том числе и по специальности «авиационная и ракетно-космическая техника», относятся соблюдение культуры научных изысканий, умение взаимодействовать с коллегами и студентами, а также развитое критическое мышление, навыки деловой коммуникации, экспертной оценки исследовательских работ, способность генерировать новые идеи.

Узкопрофессиональные компетенции включают:

  • проведение исследований в области механики полета, аэротермодинамики, систем управления;
  • проектирование материалов, повышающих прочность и легкость конструкций;
  • создание систем навигации и наведения;
  • проектирование двигателей, узлов, агрегатов и летательных аппаратов в целом;
  • разработка дизайна летательных аппаратов;
  • проектирование технологических процессов контроля, испытаний, эксплуатации ЛА;
  • создание программного обеспечения для ЛА.

Кроме того, аспиранты должны уметь преподавать в высшей школе.

Что включает программа

УчебаЗа время курса студенты проходят теоретические и прикладные блоки программы:

  • предметные модули – общие и вариативные дисциплины;
  • педагогическая и производственная практика;
  • научное исследование;
  • государственная итоговая аттестация.

Большая часть учебного плана посвящена практике и научным исследованиям. Студенты осваивают навыки преподавателя высшей школы, пишут диссертацию и готовятся к ее защите.

Дисциплины

Вне зависимости от направленности выбранной образовательной программы аспиранты обязательно изучают психологию, историю и философию науки, педагогику, культуру и организацию исследований, иностранный язык. Набор специальных дисциплин зависит от профиля.

Студенты могут осваивать:

  • теорию теплообменных процессов;
  • математическое моделирование рабочих процессов в ракетных двигателях;
  • процессы горения топлива в энергосистемах;
  • теорию, расчет, проектирование ракетных двигателей;
  • топливо и рабочие процессы в авиационных и ракетных двигателях и другие дисциплины.

Практика

Научно-производственная практика проходит на базе приборо-, авиа-, и ракетостроительных заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, на предприятиях космической отрасли. За время стажировки аспиранты выполняют прикладную часть диссертационной работы: проводят испытания, проверяют гипотезы, ставят эксперименты, изготавливают образцы и т. д.

Цель обязательной педагогической практики – освоение преподавательских компетенций. Стажировка проводится на базе высших или средних профессиональных учебных заведений. Зачастую студенты проходят ее в стенах родного университета.

Куда пойти учиться

Московский физико-технический институтОкончить одну из программ аспирантуры по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника» предлагают вузы и НИИ. Примеры, куда подать документы:

  • МИРЭА – Российский технологический университет;
  • Московский авиационный институт;
  • Московский физико-технический институт;
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
  • Южно-Уральский государственный университет.

Стоимость обучения на контрактной основе: 90–300 тысяч рублей в год. Есть и бюджетные места.

Программы

Примеры профилей:

  • Контроль и испытание летательных аппаратов и их систем (ЮУрГУ, МФТИ);
  • Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов (МФТИ, МАИ);
  • Системный анализ, управление и обработка информации в авиационной и ракетно-космической технике (ГУАП);
  • Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов (МФТИ, МАИ);
  • Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (МИРЭА).

Еще несколько примеров программ описаны ниже.

Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов (ЮУрГУ)

Аспиранты учатся повышать эффективность, расширять возможности стартового оборудования, наземных комплексов и летательных аппаратов. Программа касается вопросов безопасности, оптимизации процессов управления, технического обеспечения.

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов (ЮУрГУ, МАИ)

Профиль посвящен процессам создания, испытания новых и совершенствования существующих летательных аппаратов. Аспиранты учатся конструировать машины и отдельные объекты ракетно-космической и авиационной техники, анализировать получившиеся образцы с целью повышения качества. Область исследования охватывает физические, механические, химические закономерности инженерной деятельности.

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры (ЮУрГУ)

Программа ориентирована на изучение поведения технических объектов разного назначения с помощью методов механики и вычислительной математики. Аспиранты проектируют, испытывают и совершенствуют авиационные и космические приборы, машины, аппаратуру.

Вступительные экзамены

Для зачисления на курс необходимо сдать вступительные экзамены: иностранный язык и специальную дисциплину, соответствующую выбранной программе. Также университеты могут проводить конкурс портфолио, в котором можно предоставить сведения о наличии научных публикаций, патентов, дипломов и сертификатов об окончании профильных или языковых курсов и т. д.

С порядком поступления и вопросами вступительных испытаний можно ознакомиться на сайтах вузов.

Формы и сроки обучения

По государственному стандарту студенты проходят курс в очной форме в течение четырех лет. Для аспирантов-заочников срок обучения продлевается на 6–12 месяцев. Независимо от длительности учебы, в рамках аспирантской программы осваивается 240 зачетных единиц.

Кем работать

Выпускники аспирантуры работают в университетах, НИИ, колледжах, конструкторских бюро, на авиационных предприятиях, приборостроительных заводах. Возможные должности: преподаватель, главный инженер, научный руководитель, ведущий проектировщик и др.

Автор статьи:

Материал обновлен: 14.07.2019 г.

Отзывы и обсуждения