Авиационная и ракетно-космическая техника (аспирантура)
24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
После прохождения курса студенты сдают госэкзамен и защищают диссертационную работу. Успешно окончившим аспирантуру выпускникам присваивается квалификация преподавателя-исследователя степень кандидата технических наук.
Специалисты могут вести профильные лекции, семинары, лабораторные у студентов университетов и колледжей. Также выпускники работают при вузах или НИИ: разрабатывают новые материалы, инновационные конструкции, системы управления авиационной и космической техникой.
Молодые исследователи и ученые-практики проектируют самолеты, ракеты, узлы, оборудование, аппаратуру и их элементы в бюро и НИИ.
Навыки
К общекультурным навыкам выпускников аспирантуры любого направления, в том числе и по специальности «авиационная и ракетно-космическая техника», относятся соблюдение культуры научных изысканий, умение взаимодействовать с коллегами и студентами, а также развитое критическое мышление, навыки деловой коммуникации, экспертной оценки исследовательских работ, способность генерировать новые идеи.
Узкопрофессиональные компетенции включают:
- проведение исследований в области механики полета, аэротермодинамики, систем управления;
- проектирование материалов, повышающих прочность и легкость конструкций;
- создание систем навигации и наведения;
- проектирование двигателей, узлов, агрегатов и летательных аппаратов в целом;
- разработка дизайна летательных аппаратов;
- проектирование технологических процессов контроля, испытаний, эксплуатации ЛА;
- создание программного обеспечения для ЛА.
Кроме того, аспиранты должны уметь преподавать в высшей школе.
Что включает программа
За время курса студенты проходят теоретические и прикладные блоки программы:
- предметные модули – общие и вариативные дисциплины;
- педагогическая и производственная практика;
- научное исследование;
- государственная итоговая аттестация.
Большая часть учебного плана посвящена практике и научным исследованиям. Студенты осваивают навыки преподавателя высшей школы, пишут диссертацию и готовятся к ее защите.
Дисциплины
Вне зависимости от направленности выбранной образовательной программы аспиранты обязательно изучают психологию, историю и философию науки, педагогику, культуру и организацию исследований, иностранный язык. Набор специальных дисциплин зависит от профиля.
Студенты могут осваивать:
- теорию теплообменных процессов;
- математическое моделирование рабочих процессов в ракетных двигателях;
- процессы горения топлива в энергосистемах;
- теорию, расчет, проектирование ракетных двигателей;
- топливо и рабочие процессы в авиационных и ракетных двигателях и другие дисциплины.
Практика
Научно-производственная практика проходит на базе приборо-, авиа-, и ракетостроительных заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, на предприятиях космической отрасли. За время стажировки аспиранты выполняют прикладную часть диссертационной работы: проводят испытания, проверяют гипотезы, ставят эксперименты, изготавливают образцы и т. д.
Цель обязательной педагогической практики – освоение преподавательских компетенций. Стажировка проводится на базе высших или средних профессиональных учебных заведений. Зачастую студенты проходят ее в стенах родного университета.
Куда пойти учиться
Окончить одну из программ аспирантуры по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника» предлагают вузы и НИИ. Примеры, куда подать документы:
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Московский авиационный институт;
- Московский физико-технический институт;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
- Южно-Уральский государственный университет.
Стоимость обучения на контрактной основе: 90–300 тысяч рублей в год. Есть и бюджетные места.
Программы
Примеры профилей:
- Контроль и испытание летательных аппаратов и их систем (ЮУрГУ, МФТИ);
- Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов (МФТИ, МАИ);
- Системный анализ, управление и обработка информации в авиационной и ракетно-космической технике (ГУАП);
- Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов (МФТИ, МАИ);
- Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (МИРЭА).
Еще несколько примеров программ описаны ниже.
Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов (ЮУрГУ)
Аспиранты учатся повышать эффективность, расширять возможности стартового оборудования, наземных комплексов и летательных аппаратов. Программа касается вопросов безопасности, оптимизации процессов управления, технического обеспечения.
Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов (ЮУрГУ, МАИ)
Профиль посвящен процессам создания, испытания новых и совершенствования существующих летательных аппаратов. Аспиранты учатся конструировать машины и отдельные объекты ракетно-космической и авиационной техники, анализировать получившиеся образцы с целью повышения качества. Область исследования охватывает физические, механические, химические закономерности инженерной деятельности.
Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры (ЮУрГУ)
Программа ориентирована на изучение поведения технических объектов разного назначения с помощью методов механики и вычислительной математики. Аспиранты проектируют, испытывают и совершенствуют авиационные и космические приборы, машины, аппаратуру.
Вступительные экзамены
Для зачисления на курс необходимо сдать вступительные экзамены: иностранный язык и специальную дисциплину, соответствующую выбранной программе. Также университеты могут проводить конкурс портфолио, в котором можно предоставить сведения о наличии научных публикаций, патентов, дипломов и сертификатов об окончании профильных или языковых курсов и т. д.
С порядком поступления и вопросами вступительных испытаний можно ознакомиться на сайтах вузов.
Формы и сроки обучения
По государственному стандарту студенты проходят курс в очной форме в течение четырех лет. Для аспирантов-заочников срок обучения продлевается на 6–12 месяцев. Независимо от длительности учебы, в рамках аспирантской программы осваивается 240 зачетных единиц.
Кем работать
Выпускники аспирантуры работают в университетах, НИИ, колледжах, конструкторских бюро, на авиационных предприятиях, приборостроительных заводах. Возможные должности: преподаватель, главный инженер, научный руководитель, ведущий проектировщик и др.