Архитектура (аспирантура)
07.06.01 Архитектура
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Кем становятся выпускники
После выпуска аспиранты получают квалификацию исследователя и преподавателя. Молодые специалисты имеют возможность вести лекции и семинары в архитектурных и строительных вузах и колледжах, а также заниматься новыми разработками в НИИ, частных компаниях. Кандидатом наук аспирант становится после защиты диссертационной работы.
Навыки
В аспирантуре студенты получают знания и навыки, необходимые для научной и преподавательской деятельности. Что умеют выпускники:
- проводить теоретические исследования в области архитектуры;
- сохранять исторически сложившуюся городскую среду и памятники архитектуры;
- разрабатывать проекты создания здоровой и комфортной среды для отдыха, работы, ведения хозяйства;
- вести преподавательскую деятельность в высшей школе и средних специальных учебных заведениях;
- составлять планы, отчеты, чертежи, презентации;
- разрабатывать дизайн зданий, интерьеров, ландшафтов;
- оценивать качество строительных работ.
Специалисты способны создавать проекты с нуля, сохранять ценные объект градостроительства и гармонично выстраивать вокруг них новую среду, а также совершенствовать городские условия в пользу безопасности и эстетики.
Что входит в учебный план
Программа аспирантуры состоит из четырех блоков:
- теоретические модули – обязательные и вариативные дисциплины;
- педагогическая и профильная практики;
- научные исследования – подготовка и написание диссертационной работы;
- государственная итоговая аттестация – сдача профильного экзамена и защита диссертации.
Большая часть учебного плана посвящена практикам и научным исследованиям (примерно 80 % времени).
Дисциплины
К обязательной части плана относятся такие общепрофессиональные дисциплины, как иностранный язык; методология, история и философия науки; педагогика и психология высшей школы, средства защиты интеллектуальной собственности. Профильные дисциплины соответствуют выбранной программе. Студенты могут осваивать:
- специальные разделы теории градостроительства, планировки сельских населенных пунктов;
- современную градостроительную деятельность;
- проблемы современного зодчества;
- теорию реставрации и реконструкции;
- ландшафтное планирование и проектирование;
- градостроительные принципы историко-культурного наследия;
- структурные закономерности организации архитектурного пространства;
- нормативно-правовые основы градостроительства.
Практика
Согласно государственному стандарту педагогическая практика обязательна для всех студентов направления. Аспиранты отрабатывают навыки ведения лекций и семинаров в высшей школе на базе своего университета, других вузов или колледжей.
К научно-исследовательской практике относится подготовка прикладной части диссертации. В зависимости от темы аспиранты собирают необходимые данные, анализируют источники, составляют чертежи, модели, планы и т. д. Для этого аспиранты могут сотрудничать с библиотеками, комитетами по градостроительству, архивами.
Куда пойти учиться
Третью ступень высшего образования можно пройти в строительных и архитектурных вузах, а также не базе научно-исследовательских институтов. Примеры учебных заведений:
- НИУ Московский государственный строительный университет;
- НИУ ВШЭ (Школа дизайна);
- Московский архитектурный институт (МАРХИ);
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица;
- Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств;
- Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова;
- Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета.
Студенты учатся на платной или договорной основе. Стоимость одного года обучения: 70–300 тысяч рублей.
Программы
Перед сдачей вступительных экзаменов кандидаты на обучение должны выбрать программу и соответствующую тему будущей диссертации. Профили дают узкоспециализированные знания в избранной аспирантом области и помогают реализовать творческие идеи. Примеры образовательных программ:
- Архитектура и градостроительство (НИУ МГСУ);
- Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (МАРХИ, СПбГАСУ, НГУАДИ, БГТУ);
- Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура (НИУ ВШЭ);
- Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (МАРХИ, СПбГАСУ, НГУАДИ, ААИ ЮФУ, БГТУ);
- Архитектура зданий и сооружений, творческие концепции архитектурной деятельности (МАРХИ, СПбГАСУ, НГУАДИ, ААИ ЮФУ).
Программы готовят высококвалифицированных специалистов, способных проводить инновационные и междисциплинарные исследования в области проектирования городов и сельскохозяйственных населенных пунктов, зданий и сооружений, сохранения архитектурных памятников. Аспиранты совершенствуют экологические и художественные качества городских условий без потери исторической ценности, учатся разрабатывать дизайнерские новшества и внедрять их в действующую среду, а также создавать современные функциональные здания и сооружения.
Какие экзамены нужны для поступления
После подачи документов соискатели проходят вступительные испытания. Они включают письменный экзамен или собеседование по специальности (эссе на заданную тему или ответы по билетам) и по иностранному языку. Комиссия проверяет знания из области теории и истории архитектуры жилых и общественных зданий, планирования городской и сельской среды. Некоторые вузы оценивают портфолио. Поступающие могут предоставить сертификаты об окончании курсов, дипломы и награды, подтверждающие участие в конкурсах, выполненные проекты, научные публикации.
Формы обучения
ФГОС допускает две формы обучения. Очно аспиранты учатся три года, заочно – 3,5 или 4, включая каникулы. За это время осваивается полный объем программы – 180 зачетных единиц.
Кем работать
Выпускники работают в вузах, музеях, государственных структурах, связанных с градостроительством и сохранением историко-архитектурного наследия, а также в коммерческих организациях, занимающихся проектировкой зданий и ландшафтным дизайном. Кандидаты наук помимо преподавания могут консультировать органы власти при планировке городской среды.