Рыбное хозяйство (аспирантура).
35.06.03 Рыбное хозяйство.
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь.
Содержание
Будущая профессия
Выпускники решают актуальные задачи рыбного хозяйства. К ним относятся проблемы рационального использования водных биоресурсов и их охраны, искусственное воспроизводство, товарное выращивание, экологическая безопасность. После защиты диссертационной работы аспирантам присваивается степень кандидата наук. Выпускники могут вести профильные и смежные дисциплины в университетах, институтах, академиях. Также специалисты занимаются наукой в НИИ и внедряют новые технологии на производстве.
Навыки
За время обучения студенты развивают не только профессиональные компетенции, но и критическое мышление, навыки общения в научной среде, педагогические умения. К концу курса выпускники могут:
- контролировать рациональное использование рыбных ресурсов;
- проводить мероприятия по увеличению количества водных биоресурсов;
- оценивать запас гидробионтов и объем допустимого отлова в разных регионах;
- решать проблемы добычи и распределения рыбных ресурсов;
- выращивать рыбу, водоросли, моллюсков на фермах для продажи;
- обеспечивать экологическую безопасность;
- преподавать в высшей школе;
- готовить научные публикации;
- свободно общаться на иностранном языке.
Вузы и программы
«Рыбное хозяйство» входит в число редких специальностей аспирантуры, освоить ее предлагают немногие вузы, например, такие:
- Российский государственный аграрный университет имени К. А. Тимирязева;
- Астраханский государственный технический университет.
Образовательная программа – «Рыбное хозяйство и аквакультура». Аспиранты изучают особенности видов, их разведение в искусственных условиях, экономику отрасли.
Стоимость обучения в зависимости от формы – 90-250 тысяч рублей в год.
Содержание программы
Учебный план включает четыре блока:
- теоретические модули – общие и профильные;
- педагогическая и профессиональная практики;
- научное исследование – подготовка к защите ВКР и диссертации;
- государственная итоговая аттестация – сдача экзаменов и защита квалификационной работы.
Большую часть времени студенты занимаются научными изысканиями и написанием исследования.
Дисциплины
К общим дисциплинам относятся история и философия науки, педагогика, психология в высшей школе, иностранный язык, организация, культура и методология исследований. Эти модули присутствуют в учебном плане любого профиля.
Узкоспециализированные дисциплины соответствуют выбранной программе. К ним могут относиться:
- новые направления работ по восстановлению численности популяций рыб;
- рыбное хозяйство и аквакультура;
- современное товарное рыбоводство;
- физиология рыб;
- осетроводство;
- искусственное воспроизводство промысловых видов рыб;
- кормопроизводство;
- философия бережливого производства.
Практика
Для прохождения педагогической практики аспирантов направляют в высшие учебные заведения. Студенты отрабатывают навыки ведения лекций, семинаров, организации лабораторных работ для взрослой аудитории.
За время научно-производственной практики выполняется исследовательская часть диссертации. Для этого аспиранты могут сотрудничать с НИИ, рыбными заводами и фермами, экологическими станциями, предприятиями, занимающимися ловлей.
Экзамены для поступления
Вступительные испытания – это два экзамена: иностранный язык и специальная дисциплина, соответствующая профилю. Проверяются знания в области физиологии рыб, их классификации, экологии водоемов, ресурсосбережения и т. д. Также вузы могут проводить конкурс портфолио. Порядок поступления и список вопросов можно узнать на сайте выбранного университета.
Формы и сроки обучения
В очной форме студенты осваивают программу за 3, в заочной – за 3,5-4 года. В любом случае объем курса составляет 180 зачетных единиц.
Места работы
Выпускники работают в университетах, НИИ, на рыбных фермах, предприятиях, занимающихся разведением и ловлей. Основные должности – преподаватель, главный зоотехник, научный руководитель, ведущий эколог, старший инспектор.