Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело (аспирантура).
42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело.
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь.
Содержание
Будущая профессия
Специалисты работают в сфере средств массовой информации любого формата: в газетах, интернет-изданиях, книгоиздательствах, на телевидении, радио, и т. д. Аспиранты исследуют практические методы журналистики и рекламы, возможности социальной коммуникации, проблемы эффективности СМИ.
Выпускники могут преподавать профильные и смежные дисциплины в высших учебных заведениях, а также вести исследовательскую деятельность в информационной сфере. После защиты диссертации аспиранты получают степень кандидата наук.
Навыки
Что могут выпускники:
- разрабатывать новые методы исследования в области журналистики и СМИ;
- применять методы донесения различной информации до массового читателя;
- участвовать в создании различных информационных ресурсов;
- прогнозировать развитие СМИ в России и за рубежом;
- обрабатывать архивные документы и получать необходимую информацию;
- моделировать вектор развития и создавать концепции для конкретных изданий;
- преподавать в университетах и колледжах.
Содержание программы
В аспирантуре по специальности "Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело" в России, обучение охватывает широкий спектр тем и навыков. Аспиранты изучают теории и практики массовых коммуникаций. Это развитие современных медиа, роль и влияние СМИ в обществе, а также этические и правовые аспекты журналистики. Особое внимание уделяется цифровым технологиям и их влиянию на медийную сферу. Разбираются социальные сети, цифровое вещание и новые формы мультимедийного контента.
В области информационно-библиотечного дела аспиранты изучают управление ресурсами, методы организации и обработки информации, а также технологии для обеспечения поиска и доступа к нужным изданиям. Важную роль играет освоение и проектирование цифровых библиотек, систем автоматизации процессов и анализа информационных потребностей пользователей.
Научные исследования, проводимые аспирантами в этих областях, часто фокусируются на изучении новых тенденций в медиа и информационных технологиях, анализе влияния медиа на общественное мнение, а также разработке и оценке новых методов хранения, поиска и предоставления информации. Они могут включать анализ данных и медиа-контента, изучение поведения пользователей информационных систем и оценку эффективности информационно-коммуникационных стратегий.
Учебный план включает четыре блока:
- дисциплины;
- практики;
- научное исследование;
- государственную итоговую аттестацию.
Большую часть времени студенты занимаются научным исследованием и практикой. Общий объем программы – 180 зачетных единиц.
Дисциплины
К обязательной части рабочей программы относятся общие для всех профилей дисциплины. Аспиранты изучают педагогику и психологию в высшей школе, историю и философию науки, методологию и организацию проведения диссертационного исследования, иностранный язык.
Профильные дисциплины относятся к вариативной части учебного плана, которая предусматривает изучение такие предметов, как:
- архивоведение XXI века;
- актуальные проблемы теории и технологии «новых медиа»;
- архивная эвристика;
- правовые основы управления документацией и архивами в России и за рубежом;
- социология современных СМИ;
- медиаэкономика и медиаменеджмент;
- аудиовизуальные документы по истории России второй половины XIX-XX века;
- тенденции российского медиаобразования;
- направления развития современных зарубежных СМИ;
- зарубежное медиаобразование;
- аудиовизуальные коммуникации в современном мире.
Практика
В ходе педагогической деятельности аспиранты обучают профильным дисциплинам студентов в вузах или колледжах. Отрабатываются преподавательские навыки, используются знания по психологии.
Во время научно-производственной практики аспиранты работают над прикладной частью ВКР. материал собирается в медиа-компаниях, отечественных и зарубежных СМИ, архивах, киностудиях, книгоиздательствах и т. д.
Вузы
Примеры, где могут учиться аспиранты:
- Российский университет дружбы народов;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ;
- Московский педагогический государственный университет;
- Пермский государственный национальный исследовательский университет;
- Пензенский государственный университет;
- Тюменский государственный университет;
- Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева;
- Алтайский государственный университет;
- Уральский федеральный университет;
- Челябинский государственный университет;
- Казанский государственный институт культуры;
Стоимость обучения: 90–200 тысяч рублей в год.
Программы
Университеты предлагают две образовательные программы:
- Журналистика (РУДН, РГГУ, МПГУ, ПГНИУ, МГУ имени Н.П. Огарева, РАНХиГС);
- Документалистика, документоведение, архивоведение (РГГУ, ТюмГУ, УрФУ).
Профили в рамках этих основных образовательных программ могут быть самыми разными.
Экзамены для поступления
Студенты зачисляются на курс на основании успешной сдачи вступительных экзаменов. К ним относятся философия, иностранный язык, специальная дисциплина (зависит от профиля). Проверяются знания в области истории, методологии, развития СМИ разных форматов. Нередко оценивается портфолио достижений. Детали поступления уточняйте на сайте выбранного университета.
Формы обучения
Согласно государственному стандарту студенты могут пройти программу в очной или заочной форме обучения. Продолжительность всего курса – три и четыре года соответственно.
Места работы
Кандидаты наук, завершившие аспирантуру по специальности "Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело" в России, имеют разнообразные возможности для трудоустройства.
- Академическая сфера и научные исследования. Многие находят работу в университетах и НИИ, занимаясь преподаванием, научной деятельностью и публикациями. В этих должностях они обычно разрабатывают учебные курсы, проводят лекции и семинары, руководят научными проектами и пишут статьи.
- СМИ и журналистика. Выпускники могут работать в различных средствах массовой информации, включая газеты, телевидение, радио и интернет-порталы. Здесь их обязанности могут включать редактирование, написание статей, анализ информации и участие в создании медиаконтента.
- Библиотеки и информационные центры. В этой сфере занимаются организацией и управлением информационными ресурсами, работой с пользователями, разработкой и внедрением информационных систем.
- Государственные и некоммерческие организации. Кандидаты наук могут работать в государственных учреждениях или некоммерческих организациях, занимаясь аналитикой, информационной политикой, разработкой коммуникационных стратегий.
Что касается заработной платы, она сильно варьируется в зависимости от сферы, региона, опыта и должности. В среднем, заработок в академической сфере и научных исследованиях может быть относительно скромным по сравнению с коммерческим сектором. Заработная плата в СМИ и журналистике также варьируется в зависимости от типа медиа и должности. В библиотечном секторе и государственных учреждениях доход обычно соответствует среднему уровню по рынку. Однако для получения более точной информации о заработных платах необходимо учитывать текущие тенденции на рынке труда в России.
Часто задаваемые вопросы
Что такое аспирантура по специальности "Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело"?
Это форма обучения после получения высшего образования, направленная на подготовку и защиту диссертации для получения степени кандидата наук. Эта специальность охватывает изучение теории и практики средств массовой коммуникации, а также информационно-библиотечного дела.
Каковы требования для поступления?
Кандидаты должны иметь высшее образование (магистр или специалист) и успешно пройти вступительные испытания. Это экзамены по специальности, иностранному языку и философии.
Как долго длится обучение в аспирантуре?
Стандартный срок обучения составляет 3-4 года, в зависимости от формы (очная, заочная или вечерняя).
Нужно ли публиковать работы во время обучения в аспирантуре?
Да, изыскателям требуется публиковать результаты своих исследований в научных журналах. Это является важной частью подготовки диссертации.
Какие перспективы карьерного роста открываются после получения степени кандидата наук?
Это расширяет профессиональные возможности в академической сфере, научно-исследовательской работе, а также в сфере массовых коммуникаций и информационно-библиотечного дела.
Можно ли совмещать аспирантуру с работой?
Да, многие аспиранты совмещают обучение с работой, особенно если они учатся на заочной или вечерней форме обучения.