Образование и педагогические науки (аспирантура) 44.06.01
Образование и педагогические науки
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Будущая профессия
Направление подготовки связано с изучением педагогических процессов, образовательных систем, разработкой технологий преподавания и воспитания. Специалисты выявляют и решают проблемы области, совершенствуют программы, внедряют инновации и способствуют изменению законодательства. После защиты диссертационной работы аспирантам присваивается степень кандидата педагогических наук.
Навыки
Что умеют выпускники:
- создавать программы обучения и воспитания;
- совершенствовать процессы обучения, воспитания, развития, социализации;
- проводить педагогическую экспертизу и мониторинг;
- решать педагогические задачи, возникающие в процессе обучения;
- организовывать работу детского образовательного учреждения;
- преподавать профильные и смежные дисциплины в высшей школе.
Содержание программы
Большая часть учебного времени отводится проведению исследований и практике, но внимание уделяется и теоретической подготовке.
Дисциплины
К базовой части учебного плана относятся обязательные для всех студентов предметы. Аспиранты изучают иностранный язык, философию и историю науки, организацию и методологию диссертационного исследования.
Вариативная часть включает профильные дисциплины по психологии и педагогике. Что могут осваивать студенты:
- методику обучения и воспитания;
- возрастную психологию;
- педагогику высшей школы;
- психолого-педагогические аспекты обучения русскому языку как иностранному;
- педагогическую этику;
- педагогический менеджмент;
- нормативно-правовые основы высшего образования;
- теорию и методику обучения межкультурному общению на иностранных языках и др.
Практика
Студенты обязательно проходят педагогическую практику на базе родного университета или других высших и учебных заведений. Аспиранты отрабатывают навыки чтения лекций и организации семинаров в вузах, развивают умение взаимодействовать со взрослой аудиторией.
Исследовательская практика посвящена изучению объектов деятельности для написания диссертационной работы. Студенты собирают необходимые данные в школах, детских садах, учебных и воспитательных центрах.
Вузы
Примеры учебных заведений, в которых открыта аспирантура по направлению «Образование и педагогические науки»:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский психолого-социальный университет;
- Московский гуманитарный университет;
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
- Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина;
- Алтайский государственный университет;
- Ивановский государственный университет;
- Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева;
- Южно-Уральский государственный университет.
Обучение стоит в пределах 60–280 тысяч рублей за один учебный год.
Программы
Профили, которые предлагают университеты:
- Теория и методика обучения и воспитания (МГУ, МПГУ, СПбГАСУ).
- Общая педагогика, история педагогики и образования (МПГУ, ЮУрГУ, МосГУ).
- Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (МПГУ).
- Теория и методика профессионального образования (МПГУ, ЛГУ, ЮУрГУ).
Экзамены для поступления
Чтобы стать аспирантом, необходимо сдать вступительные экзамены по иностранному языку и специальной дисциплине. Она приоритетна при выставлении итоговой оценки и соответствует выбранной программе. Комиссия проверяет знания из области теории, методики, психологии преподавания. Также может учитываться портфолио достижений. Информация о порядке поступления и вопросы для подготовки к экзамену выкладываются на сайтах вузов.
Формы и сроки обучения
Согласно государственному стандарту студенты могут пройти курс в очной форме обучения за три года. Аспиранты-заочники учатся дольше на 6–12 месяцев.
Места работы
Выпускники работают в университетах, колледжах, школах, учебных центрах, детских садах на должностях преподавателей, заведующих, директоров. Возможно трудоустройство в администрацию города или района и федеральные и региональные органы власти, курирующие сферу образования.