Языкознание и литературоведение (аспирантура)
45.06.01 Языкознание и литературоведение
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследовательСодержание
Будущая профессия
К области профессиональной деятельности относятся филология, лингвистика и смежные гуманитарные науки. Аспиранты изучают историю, морфологию, эволюцию родного и зарубежных языков, типы текстов разных эпох, средства, технологии устной коммуникации и т. д. Выпускники работают в университетах, занимаются наукой в НИИ.
Навыки
Кандидаты могут:
- анализировать документы, несущие литературную ценность;
- работать с архивами;
- проводить исследования по истории и эволюции русской и мировой литературы;
- создавать тексты различного типа;
- переводить устную и письменную речь с иностранного на русский язык и наоборот;
- преподавать профильные дисциплины взрослой аудитории.
Помимо этого, у аспиранта формируются качества молодого ученого. , навыками делового общения.
Содержание программы
В стандартную структуру программы входят:
- теоретические модули обязательных, вариативных и факультативных дисциплин;
- практики (педагогическая и профессиональная – научно-исследовательская);
- научное исследование;
- итоговая аттестация.
Научному исследованию (подготовке выпускной квалификационной работы) и практикам отводится большая часть учебного времени.
Дисциплины
Независимо от направленности образовательной программы все аспиранты изучают базовые дисциплины: историю, философию науки, психологию, методологию диссертационного исследования, педагогику, иностранный язык. Профильные модули, состоящие из вариативных и факультативных (то есть таких, которые вузы преподают по своему выбору в дополнение к обязательному блоку, установленному ФГОС) предметов, дают узкоспециализированные знания. Набор предметов в этих блоках соответствует выбранной образовательной программе. Что может включаться в план:
- основные направления в изучении морфологии русского языка;
- актуальные проблемы русской фразеологии;
- лингвокультурология;
- инженерное моделирование языка;
- методы когнитивной лингвистики;
- фонетика и интонология;
- направления современной русистики;
- история русской письменности;
- русский язык как иностранный и др.
Практика
Педагогическая практика может проходить в базовом университете или любом другом высшем учебном заведении. Аспиранты отрабатывают навыки преподавания в вузах.
Места проведения научно-исследовательской практики зависят от профиля программы и количества партнерских соглашений вуза. Аспиранты, изучающие древнюю литературу, могут работать в архивах, музеях, библиотеках. А те, кто пишет исследование, например, по межкультурной коммуникации или литературе европейских стран, проходят практику в зарубежных образовательных организациях, культурных фондах, университетах.
Вузы
Языкознание и литературоведение – классическое направление подготовки во всех российских академических многопрофильных университетах со славной историей и в молодых вузах, стремительно ворвавшихся в мировые топы относительно недавно. Поэтому недостатка в учебных заведениях, принимающих аспирантов на учебу по этой специальности нет. Примеры, куда поступить:
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский государственный лингвистический университет;
- Московский государственный университет им. Ломоносова;
- Высшая школа экономики;
- Ленинградский государственный университет им. Пушкина;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Уральский государственный педагогический университет;
- Алтайский государственный университет.
- Российский университет дружбы народов.
Год обучения стоит 80–250 тысяч рублей.
Программы
Примеры рабочих программ:
- Литература народов стран зарубежья (УрГПУ, МПГУ, МГЛУ, МГУ).
- Русский язык (УрГПУ, МПГУ, МГЛУ, МГУ).
- Германские языки (МПГУ, МГЛУ, МГУ).
- Романские языки (МПГУ, МГЛУ, МГУ).
- Литературы народов России (МГУ).
- Фольклористика (МГУ).
- Славянские языки (МГУ).
- Теория литературы. Текстология (МГУ).
Русская литература (ЮУрГУ, УрГПУ, МПГУ, ЛГУ, МГУ)
Аспиранты углубляются в проблемы истории русской литературы XI–XXI веков. Изучаются стили, течения, жанры, направления художественного словесного творчества. Рассматриваются произведения писателей, их философское наследие. Студенты работают с дневниками, письмами, критикой, мемуарами.
Теория языка (ЮУрГУ, МГЛУ, МГУ, РУДН)
Студенты изучают базовые разделы и методологию современной лингвистики от основополагающих понятий до подробного внутреннего строения языка. Программа предусматривает погружение в представления об элементах, единицах, правилах, способах исследования языков.
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (ЮУрГУ, УрГПУ, МГЛУ, РУДН, МГУ)
Профиль посвящен изучению теории, структурных, функциональных свойств языков. Аспиранты исследуют историю языков, устанавливают эволюционные закономерности, доказывают родство, моделируют праязыковые статусы отдельных семей, изучают распространение лексики и т. д.
Прикладная и математическая лингвистика (ЮУрГУ, МГЛУ, МГУ)
Программа посвящена исследованию закономерностей математического моделирования естественного языка. Аспиранты изучают теорию и методологию прикладной и математической лингвистики, а также смежных наук: кибернетики, семиотики, логики, информатики и т. д.
Вступительные экзамены
Аспиранты сдают иностранный язык и специальную дисциплину. В соответствии с избранной программой проверяются знания теории, истории, структуры, методов изучения языка, лингвистических концепций и т. д.
В качестве альтернативы или дополнения к экзаменам может проводиться конкурс портфолио или защита реферата по теме будущей диссертации. Сведения о порядке поступления и перечень вопросов вступительного испытания вузы выкладывают на своих сайтах.
Формы и сроки обучения
По государственному стандарту учиться в аспирантуре по направлению «Языкознание и литературоведение» можно в очной или заочной форме. Соответственно, курс займет три и четыре года.
Места работы
Выпускники работают в высших учебных заведениях, рекламных агентствах, музеях, библиотеках, архивах, НИИ, компаниях, разрабатывающих информационные системы для гуманитарной сферы. В общем, молодые ученые-лингвисты и преподаватели-исследователи могут стать частью коллектива профессионалов, занимающихся созданием языковых ресурсов: баз данных для сравнений, словарей, корпусов (структурированных собраний) текстов. Еще одно направление деятельности – разработка учебников, методических и практических материалов, которые будут использоваться при обучении русскому и иностранным языкам, для изучения истории литературы народов мира.