Исторические науки и археология (аспирантура).
46.06.01 Исторические науки и археология.
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь.
Содержание
Будущая профессия
Выпускники ведут научно-исследовательскую работу, решают идеологические и социокультурные проблемы. Аспиранты изучают исторические процессы, политические и экономические явления, способствующие появлению и исчезновению цивилизаций, становлению государственности. Также специалисты проводят раскопки, сопоставляют данные из разных источников, исследуют архивы и воссоздают хронологию событий.
Пройдя курс, аспиранты получают квалификацию преподавателя-исследователя, а защитив диссертацию – степень кандидата исторических наук.
Навыки
Что умеют выпускники:
- анализировать исторические источники;
- проводить археологические исследования;
- организовывать и вести экспедиции;
- применять методы исторического исследования;
- преподавать профильные и смежные дисциплины в университетах и колледжах;
- готовить научные публикации;
- рецензировать и оценивать научные работы.
Содержание программы
Учебный план включает теоретические модули (профильные и базовые дисциплины), научную и педагогическую практики, исследование. Студенты на протяжении всего курса получают необходимые знания и прикладные навыки для написания диссертации и подготовки к кандидатским экзаменам. В конце обучения аспиранты сдают государственную итоговую аттестацию. Общий объем программы – 180 зачетных единиц.
Дисциплины
Обязательные или базовые дисциплины изучают все студенты направления. К ним относятся педагогика и психология, организация и методология диссертационного исследования, история и философия науки, иностранный язык.
Профильные модули соответствуют выбранной образовательной программе. Что могут изучать аспиранты:
- отечественную историю;
- историю Северо-Запада России;
- античную историю;
- историю Средних веков;
- гендерную историю России;
- историю Византии;
- основные концепции исторического процесса;
- массовое сознание в истории России и др.
Практика
За время педагогической практики аспиранты отрабатывают навыки ведения занятий в вузах и колледжах. Стажировка может проходить на базе родного университета или другого учебного заведения.
Научные изыскания, необходимые для написания диссертационной работы, проводятся за время прохождения исследовательской практики. Студенты отправляются в экспедиции, участвуют в раскопках, изучают архивы и библиотеки, взаимодействуют с музеями и НИИ.
Вузы
Аспирантура есть во многих гуманитарных университетах. Также окончить курс предлагают НИИ, например, институт археологии, славяноведения или всеобщей истории РАН. Примеры учебных заведений:
- Московский государственный университет им. Ломоносова;
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Московский педагогический государственный университет;
- Ленинградский государственный университет им. Пушкина;
- Европейский университет в Санкт-Петербурге;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Платное обучение стоит в пределах 80–250 тысяч рублей в год.
Программы
Примеры профилей:
- Отечественная история (МГУ, ЛГУ, ЕУСПб, МИРЭА, ЮУрГУ, МПГУ, УГНТУ).
- Всеобщая история (МГУ, МПГУ).
- Археология (МГУ, ЮУрГУ).
- Этнология, этнография и антропология (МГУ).
- Источниковедение, историография и методы исторического исследования (МГУ, ЮУрГУ).
Экзамены для поступления
Зачисление на курс происходит после сдачи вступительных экзаменов: иностранного языка и специальной дисциплины. Она зависит от выбранного профиля. Комиссия проверяет знания в области истории человечества и государств в различные эпохи, социально-экономического развития стран, становления политики. Проводится конкурс портфолио.
Подробности поступления узнавайте на сайте интересующего вуза.
Формы и сроки обучения
По государственному стандарту студенты проходят курс в очной форме обучения за три года. Заочники учатся 3,5–4.
Места работы
Выпускники аспирантуры устраиваются в вузы, колледжи, НИИ, музеи, архивы. Работают преподавателями, научными руководителями, археологами, историками.