Философия, этика и религиоведение (аспирантура).
47.06.01 Философия, этика и религиоведение.
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь.
Содержание
Будущая профессия
Выпускниками аспирантуры присваивается квалификация преподавателя-исследователя, а после защиты диссертации – степень кандидата философских наук. Выпускники могут вести профильные и смежные дисциплины в университетах и заниматься наукой.
Объектами изучения аспирантов служат процессы познания, теория и практика коллективной коммуникации, социальная активность личности, наука, искусство, религия. Область деятельности охватывает образовательные, академические, общественные организации, СМИ, учреждения культуры.
Навыки
Аспиранты развивают критическое мышление, учатся оценивать и рецензировать работы, взаимодействовать с коллегами и профессиональным сообществом. Выпускники умеют проводить лекции и семинары по профильным дисциплинам, готовить научные публикации, консультировать по вопросам этики и религии, вести философские диспуты, логично и аргументировано строить речь.
Содержание программы
Учебный план состоит из четырех блоков:
- обязательные и вариативные дисциплины;
- педагогическая и исследовательская практика;
- научное исследование;
- итоговая аттестация.
Общий объем программы составляет 180 зачетных единиц. Большее количество учебного времени посвящено подготовке и написанию научно-квалификационной работы.
Дисциплины
К обязательным дисциплинам относятся педагогика, психология высшей школы, философия и история науки, иностранный язык, организация и методология диссертационного исследования. Профильные дисциплины соответствуют выбранной образовательной программе. Аспиранты могут изучать:
- социальную философию;
- онтологию и теорию познания;
- философские проблемы социального управления;
- структуру социального государства;
- концепции современной теории познания;
- философию творчества;
- историю социально-философской мысли;
- аксиологию науки и техники;
- философские концепции техники и др.
Практика
Исследовательская практика посвящена изучению объекта выпускной квалификационной работы или диссертации. Студенты отправляются в архивы, музеи, библиотеки для поиска необходимой информации.
Педагогическую практику проходят на базе собственного или другого университета. Студенты учатся вести лекции и семинары для взрослой аудитории.
Вузы
Поступить в аспирантуру по направлению «Философия, этика и религиоведение» можно в не только в вузы, но и в научно-исследовательские организации. Примеры, куда подать документы:
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Московский педагогический государственный университет;
- Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина;
- Тюменский государственный университет;
- Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева;
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского;
- Томский государственный университет;
- Институт философии РАН.
Один год обучения стоит в пределах 80–300 тысяч рублей.
Программы
Университеты предлагают следующие программы:
- Социальная философия (МИРЭА, ИФ РАН).
- Философия науки и техники (МИРЭА, ИФ РАН).
- Этика (ИФ РАН, МГПИ).
- Онтология и теория познания (МИРЭА, ИФ РАН, ТюмГУ).
- Философская антропология, философия культуры (ИФ РАН).
- Логика (ИФ РАН).
- Философия религии и религиоведение (ЛГУ, ИФ РАН).
- Эстетика (ИФ РАН).
- История философии (МПГУ, ИФ РАН).
Профили (специализации) могут быть самыми разными.
Экзамены для поступления
Студентов зачисляют на курс после сдачи вступительных экзаменов по иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей выбранному профилю. Проверяются знания в области онтологии и теории познания, истории философии, этики, религиоведения.
Обычно на результаты вступительного конкурса влияет портфолио. Комиссия принимает во внимание дипломы, сертификаты об окончании курсов, рекомендательные письма, научные публикации. С порядком поступления можно ознакомиться на сайте выбранного университета.
Формы и сроки обучения
По государственному стандарту аспиранты проходят очный курс за три года. Заочно учатся на 6–12 месяцев дольше.
Места работы
Большинство выпускников устраивается в университеты, где преподают свою дисциплину, этику, религиоведение. Но это далеко не все перспективы. Только на первый взгляд философы «думают о высоком» и ничем полезным не занимаются. По большому счету, они предлагают вполне рабочие «дорожные карты» – планы, как улучшить жизнь общества. Именно мыслители выдвинули и обосновали идеи равенства всех перед законом и прав человека, а принцип разделения властей, «придуманный» Локком, используется в конституциях большинства стран мира.
В целом же, аспирантура по специальности «философия» дает фундаментальное академическое гуманитарное образование, которое предполагает развитие ценных надпрофессиональных навыков (как сейчас принято говорить, soft skills): структурности мышления, умения читать и писать тексты, правильно говорить и многих других. Поэтому выпускники аспирантуры – философы работают в сфере политики, государственной власти, культуры, СМИ, пиара и управления. Это образование закладывает прочную базу, а куда развиваться дальше, зависит уже от аспиранта и тем более кандидата философских наук.