Биологические науки (аспирантура)
06.06.01 Биологические науки
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
После защиты диссертации аспирант получает степень кандидата биологических наук. Студентам, закончившим курс, присваивается квалификация преподавателя и исследователя. Это значит, что выпускник может проводить лекции, семинары, лабораторные по биологии и смежным дисциплинам в вузе или колледже, а также работать в НИИ.
Навыки
За время учебы в аспирантуре студенты приобретают необходимые навыки для ведения педагогической и научной деятельности. В соответствии с паспортом компетенций выпускник умеет:
- проводить лекции, семинары, лабораторные работы;
- организовывать исследования;
- грамотно интерпретировать результаты экспериментов и наблюдений;
- проводить биологический анализ;
- работать с лабораторным оборудованием;
- подготавливать статьи для публикации;
- составлять отчеты и презентации;
- организовывать полевые практики и экспедиции.
Аспирантура готовит эрудированных специалистов, отлично знающих свою область и способных разобраться в смежных науках. Выпускники свободно владеют иностранным языком, следят за развитием технологий, критически относятся к любым суждениям.
Как устроено обучение
Программа включает четыре блока:
- модули – общие и профильные дисциплины;
- педагогическая практика;
- научное исследование;
- государственная итоговая аттестация.
Аспирантура строится вокруг создания научно-исследовательской работы. Студенты большую часть времени посвящают сбору данных, проведению экспериментов, анализу, поиску информации и т. д. Заканчивается обучение сдачей итогового экзамена по профилю и защитой диссертации.
Дисциплины
К общим модулям относятся дисциплины, помогающие вести педагогическую и исследовательскую деятельности без привязки к профилю. Студенты осваивают иностранный язык, историю, философию и методологию науки, психологию, основы преподавания. Специализированные дисциплины соответствуют профилю программы – центральное место могут занимать разные модули, например:
- современные физико-химические методы исследования в биотехнологии;
- современные направления в медицинской биотехнологии и бионанотехнологии;
- биохимия мышц;
- водоросли и биотехнология;
- демографическая генетика;
- грибные биотехнологии;
- молекулярная антропология;
- сравнительная нейробиология памяти;
- РНК-содержащие вирусы;
- проблемы онтогенеза и популяционной биологии рыб;
- эмбриология насекомых.
Практика
По ФГОС педагогическая практика обязательна. Студенты учатся преподавать в высшей школе на базе своего университета или других вузов. Аспиранты отрабатывают навыки планирования занятий, организации лабораторных работ, проведения семинаров и т. д.
Также к практике относится прикладная часть научного исследования. В зависимости от тематики материалы для него аспиранты могут собирать на фермах, сельскохозяйственных предприятиях, в университетских лабораториях, медицинских учреждениях. Студенты ставят эксперименты, проводят наблюдения, собирают растения, образцы воды, почвы, анализируют биоматериал и т. д.
Куда пойти учиться
Аспирантуру по направлению «Биологические науки» можно закончить на базе педагогического, аграрного, биотехнического университета или научно-исследовательского института. Примеры мест, куда подать документы:
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский физико-технический институт (государственный университет);
- Российский университет дружбы народов;
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Томский государственный университет;
- Юго-Западный государственный университет;
- Тюменский государственный университет;
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
- Пермский государственный национальный исследовательский университет;
- Тихоокеанский государственный университет;
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
- Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова;
- Мурманский государственный технический университет;
- Алтайский государственный университет;
- Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
У потенциальных кандидатов наук есть возможность учиться в аспирантуре на бюджетной основе. Платное обучение стоит от 60 до 300 тысяч рублей в год.
Программы
Биологические науки охватывают широкий спектр знаний от морфологии различных видов организмов до процессов, происходящих внутри живых существ и природных систем. В группу входят ботаника, анатомия, физиология, биохимия, экология, почвоведение и многие другие науки. По каждому направлению можно выбрать профиль для обучения и написания диссертации. Примеры образовательных программ, которые предлагают университеты:
- Ботаника (МПГУ, ТГУ, ПГНИУ);
- Экология (МПГУ, ТГУ, ТюмГУ);
- Биохимия (МПГУ, ТюмГУ);
- Физиология (МПГУ, ТГУ, ТюмГУ);
- Биотехнология (МИРЭА, ТюмГУ);
- Ихтиология (МГТУ, ТюмГУ, ПГНИУ);
- Гидробиология (МГТУ);
- Биологические ресурсы (МГТУ);
- Физиология и биохимия растений (ТГУ, ПГНИУ);
- Зоология (ТГУ, ТюмГУ, ПГНИУ);
- Энтомология (ТГУ, ТюмГУ);
- Генетика (ТГУ, ПГНИУ);
- Почвоведение (ТГУ, ТюмГУ, ПГНИУ);
- Паразитология (ТюмГУ);
- Микология (ТюмГУ, ПГНИУ);
- Иммунология (ПГНИУ);
- Микробиология (ПГНИУ).
Какие экзамены нужны для поступления
Вступительные экзамены включают иностранный язык и специальную дисциплину (зависит от выбранной программы). Проверяются знания по основам биохимии, ботаники, физиологии и т. д. Важно показать не только осведомленность в вопросе, но и продемонстрировать владение терминологией, грамотность аргументации и построения речи.
Некоторые вузы проводят конкурс портфолио, в котором предоставляются рекомендательные письма, сертификаты об окончании курсов, публикации в научных журналах, награды, эссе на основе ВКР магистра или специалиста. Подробности поступления узнавайте в приемной или на сайте интересующего вуза.
Формы обучения
Государственный стандарт предусматривает две формы обучения. Очный курс длится четыре года с учетом каникул. Для учащихся заочно срок продлевается на шесть месяцев, максимум на год. За время учебы осваивается полный объем программы – 240 зачетных единиц.
Кем работать
Бывшие студенты устраиваются преподавателями биологии и смежных наук, ботаниками, биоинженерами, зоологами, генетиками, биоинформатиками. Основные места работы выпускников – НИИ и университеты. Также можно строить карьеру в заповедниках, национальных парках, ботанических садах, на предприятиях, использующих различные биологические системы в хозяйственной деятельности, в организациях, в задачи которых входит мониторинг состояния окружающей среды, постановка и последующее решение экологических задач.
На сегодняшний день значительная часть средств, которые мировое сообщество вкладывает в научное развитие, расходуется на генетические, биотехнологические и молекулярно-биологические исследования. Именно в сфере биологических наук в XXI столетии ожидают принципиально новых открытий, важных для жизни каждого отдельного человека и всех людей в целом.