Тренинги для детей – это увлекательные игры и занятия, в процессе которых ребята раскрывают свою индивидуальность и получают много полезных навыков. Их программы помогают заложить фундамент для будущих успехов, правильных поступков и обдуманных решений.
Зачем нужны тренинги для детей?
Психологический тренинг как образовательный формат нашел широкое применение при организации работы в школах, детских садах и оздоровительных лагерях. Во многих крупных городах его активно практикуют в центрах практической психологии и детских центрах раннего развития. Для чего же они нужны и что собой представляют?
В книге И. Вачкова и С. Дерябо тренинг рассматривается как форма учебной работы с целью развития у детей различных качеств и навыков, необходимых для успешной социальной адаптации. Это общительность, целеустремленность, уверенность в себе, умение быстро запоминать большой объем информации и мн. другие личностные качества, необходимые в любой деятельности, полезные для жизни в обществе, которые помогают раскрыть себя, быть более эффективным.
В первую очередь тренинги адресованы ребятам, которые испытывают затруднения при общении с ровесниками и взрослыми или ведут себя непослушно. Например, малыш застенчив, нерешителен, тихонько стоит у стеночки и боится слово сказать, стремится к одиночеству. Важно помочь ему преодолеть робость, и научить контактировать с окружающими. Другая ситуация – ребенок вечно спорит с родителями, а в школе протестует против всего и дерется, воспитатели или учителя беспрерывно ругают его, а сверстники боятся или сразу бьют. На тренинге ему помогут отыскать «золотую середину» в отношениях с близкими и окружающим миром, и научат избегать конфликтных ситуаций дома и в школе, а в случае неизбежного конфликта - доходчиво доносить свою мысль до оппонента.
Скоро малышу в первый класс, но как его к учебной нагрузке, если он хочет только бегать по улице, смотреть мультики и играть? Тренинг поможет развить память и внимание и сделать будущего прилежного ученика даже из самого буйного ребенка! А в случае, если малыш не посещал детский сад, прохождение тренинга - и вовсе обязательный пункт, хотя бы для того, чтобы ребенок «ощутил» общество, научился общаться и поддерживать отношения с другими детьми.
Тренинги также помогают заполнить досуг и структурировать время, и полезны детям, которые хотят изучить свой внутренний мир и интересно провести время в дружной компании. Специальные тренинги, проводимые психологами, также позволяют определить проблему с детской психикой, своевременно устранить ее и даже повысить самооценку ребенка.
Таким образом, тренинг для детей – это не только присвоение новых навыков, но и открытие новых психологических возможностей. Занятия помогают решить типичные «возрастные» проблемы, а также развить у ребенка качества, умения, навыки, способы мышления, поведенческие и психологические установки, необходимые для того, чтобы в конечном итоге малыш стал увереннее и вырос в успешную счастливую личность.
Но как мотивировать детвору к работе над собой? Разумеется, используя стремление и любовь детей к развлечениям! По форме организации тренинг – это нечто вроде игры по правилам, разработанным специалистами в области психологии, педагогики и педиатрии. А потому обучение полезному не вызывает протеста.
Занятия с юной аудиторией проходят в атмосфере доверия и радости, уважения и интереса, бережного отношения к детям. Это веселый и интересный опыт. На тренинге детям можно (а часто – нужно) играть, активно общаться, смеяться и не сдерживать эмоций (в разумных пределах, разумеется).
Нужный навык прорабатывается в игре несколько раз – дети стремятся использовать его, чтобы добиться результата в мероприятии, и становится неотъемлемой частью поведения, ведь он гарантирует успех, - тренинг точно не пойдет во вред малышам, ведь впереди их ждет взрослая жизнь, в которой нужно добиваться своих целей!
Виды и содержание детских тренингов
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует. Деление можно проводить по разным основаниям:
- в зависимости от цели и направления воздействия бывают тренинги на развитие:
- личности;
- коммуникативных навыков;
- творческих способностей;
- познавательной сферы (внимание, память, мышление);
- эмоционально-волевой сферы.
- в зависимости от возраста выделяют тренинги:
- для дошкольников и младших школьников;
- среднего и старшего школьного возраста;
- тренинги по форме организации:
- индивидуальные;
- групповые;
- тренинги по продолжительности:
- краткосрочные (день – два),
- среднесрочные (один-два месяца),
- длительные (год – два).
Тематика детских тренингов определяется задачами каждого возрастного периода. Программы для детей 6, 7, 8, 9 и 10 лет существенно отличаются. Формат занятий также соответствует возрасту обучающихся. Например, тренинги для дошкольников и детей 8-10 лет носят игровой характер, а вот ребята 10-12 лет могут рассчитывать, в основном, только на беседы.
Для детей дошкольного возраста
В возрасте 2-3 лет многие родители вынуждено отдают чадо в детский садик. И не ждут от этого ничего хорошего. Малыш может схватить простуду, начать неправильно выговаривать слова или устроить утреннюю истерику, предчувствуя посещение сада. Отлично понимая эти проблемы, психологи разработали тренинг раннего развития «Кенгуру», который ребенок проходит в паре с мамой. Он помогает расширить представления малыша об окружающем мире, выявить его личностный и творческий потенциал, развить физические и необходимые в повседневной жизни качества и навыки, - внимание, память, воображение и пр., а также скорректировать навыки общения и взаимодействия, прежде всего, в семье.
Тренинги для детей старшего дошкольного возраста носят характер игр психологической направленности и ориентированы преимущественно на развитие эмоциональной сферы и навыков общения. По существу, любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения со сверстниками, способствует использованию речевых и неречевых средств коммуникации. Многие игры учат доброму отношению к окружающим, сопереживанию, взаимопомощи и взаимовыручке. Спортивные игры формируют волевые и нравственные качества ребенка.
В возрасте 3-6 лет ребенку также важно помочь раскрыть свои таланты – чтобы он смог самоутвердиться за счет своего же потенциала. Максимально этому способствует воспитание искусством – тренинг, суть которого в проигрывании и анализе сказочных ситуаций и реальных сюжетов. Он работает сразу во многих направлениях. Вот один из примеров.
На занятии детвору знакомят с музыкальной пьесой «Птичник» из цикла Сен-Санса «Карнавал животных». Каждый ребенок может стать птицей, которой хочет быть (ворона, ласточка, орел, воробей). Вначале следует обсуждение – кто какой пташкой желает быть и чьей жизнью жить (хищной, живущей на болоте, или перелетной)? После него малышня перевоплощается, - каждый в «свою» птичку. Ее нужно «протанцевать» под музыку, так, чтобы передать образ и характер птицы, не повторяя за другими и не бегая по кругу просто так.
Чем полезно такое занятие? Развивает умение перевоплощаться, принимать образ (а в будущем – социальную роль) соответственно ситуации. Вместе с ним – фантазию, умение передать образ через движение собственное, не используя чей-то образец (в будущем – шаблон). Для ребят это непростая задача. Развивается самоуважение, повышается самооценка, самоконтроль и осознанность действий. Во время обсуждения детвора учится вести дискуссию, говорить по-очереди, слушать других, выражать свои мысли. И все это - только после одной простой музыкальной игры!
Различные виды искусства также широко используются в коррекционной работе с детьми. Например, такой вид тренинга, как сказкотерапия, подходит как дошкольникам, так и детям младшего школьного возраста, и помогает скорректировать отклоняющееся (девиантное) поведение. А вот с помощью элементов художественного творчества в детском тренинге можно одновременно сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка. Для этого малышу предлагаются бумага и цветные гуашевые краски – он может выбрать любую. Дальше ему нужно набрать краску кисточкой, и брызнуть ее на бумагу – чтобы получилась клякса. Темный, мрачный цвет краски укажет на подавленное состояние малыша. Можно пойти дальше и потренировать его фантазию. Пускай сложит бумажный лист пополам – так, чтобы пятно краски отпечаталось на другой его стороне. Что или кого он увидит он в получившемся изображении? Страшное оно или смешное? Злое или доброе? Так на смену агрессии и страху в маленьком человечке родится чувство творца. Согласитесь, приятно ощущать себя таким!
Одна из ключевых тем в дошкольной группе – подготовка к переходу в школу. Многие родители думают, что на момент 1 сентября малыш должен уметь читать и писать. Но это далеко не все необходимы навыки. Помимо знания букв и цифр ребенку важно умение слушать собеседника, работать в коллективе и соблюдать особую дисциплину. Хорошо, если малыш ходит в детский сад – всему этому там его научат. Если же ребенок дошкольное учреждение не посещал, его обязательно стоит записать на психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе. Там его научат слушать учительницу, доверять ей, не ябедничать, конкурируя за ее внимание и одобрение, а также работать в команде, не нарушать физических границ других ребят.
Вот пример занятия на формирование навыка слушания (когда, например, идет урок) и принятия групповых правил. Тренер рассаживает ребятню по кругу, и предлагает вспомнить сюжет известного мультфильма о мальчике в джунглях. Акцентирует внимание на моменте, когда кто-то из персонажей выступает, а все прочие, кроме вредных обезьянок, слушают его, не перебивая. Ведь, если кто-то о чем-то рассказывает, значит, он уверен, что говорит важное и неизвестное другим. А если вести себя как вредные обезьянки, упустишь много интересного! После тренер опрашивает каждого малыша – насколько тот понял, почему важно слушать говорящего и согласен ли он принять для себя это правило? К такому приему придется вернуться не раз, и принять в команде условный знак, означающий необходимость соблюдать тишину для лучшего понимания слов говорящего в данный момент.
В тренинги для детей дошкольного возраста обязательно включают игры и упражнения на развитие памяти и внимания – психических процессов, от которых зависит хорошая успеваемость в будущем. Ведь чтобы школьная жизнь прошла легко и просто с первого звонка и до выпускного вечера, нужно быть сосредоточенным и быстро запоминать материал.
Вот пример того, как может проходить подготовка к школьной нагрузке. Перед малышом раскладывают карточки с изображениями (например, животных). Ему нужно их запомнить и отвернуться. В этот момент несколько карточек убирают со стола. Повернувшись, ребенок должен назвать убранные карточки. Подобные игры очень многочисленны. Одни работают в одиночном режиме, другие разработаны для командной работы. Так каждый малыш одновременно учится запоминать, тренирует внимательность и работает в команде.
Для детей младшего школьного возраста
С началом учебы весь мир малыша перестраивается, и тема дошкольной подготовки логично сменяется темой адаптации к школе. Меняется распорядок его жизни, и формат взаимодействия с взрослыми и ровесниками. Теперь большую часть световых суток он проводит не в комфортном обществе родителей, а в конкурентной среде класса, под строгим надзором учительницы. Перед ним возникает много новых задач:
- занять свое комфортное место в коллективе ранее незнакомых детей;
- перейти от любимой игровой деятельности к учебной,
- получать и усваивать знания,
- демонстрировать результат другим взрослым, которые не связаны с семьей (учитель);
- сформировать и отстоять свою позицию перед ровесниками…
А еще не погибнуть морально (и физически!) под гнетом «домашки», которой с каждым годом становится больше!
Пройдет немало времени, пока первоклассник освоится в новой обстановке. И от того, как он со всем этим справится, зависит и его интерес к окружающему миру, и то, как он определит свое место в нем. Встанет ли он на путь успеха, потянется к знаниям и будет много всего пробовать, а главное – относиться к себе как к умелой личности? Или неудачи придавят его энтузиазм, ему будет трудно учиться, и он даже не захочет начинать новое дело, поскольку уверен в своей ущербности и неполноценности? Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно.
К счастью, на помощь ребятам всегда готов прийти школьный психолог, и тоже - с тренингами. Он проводит их в игровой форме – чтобы дети могли развлечься, но, в то же время вынесли из занятий глубокий смысл. Ребята обыгрывают какую-то ситуацию, просматривают видеозаписи, после серьезно обсуждают проблемную тему, делают по ней выводы. Составляя программу психологического тренинга для школьников 7-9 лет, грамотный специалист, в первую очередь, ставит следующие задачи:
- сплотить коллектив – дать ребятам сдружиться, сформировать доброжелательное и доверительное отношение друг к другу;
- подчеркнуть значимость каждого ученика - помочь каждому малышу поверить в свои силы;
- развить у ребят умение общаться – с взрослыми (учитель) и ровесниками;
- сформировать навык согласовывать свои действия с другими и научить разрешать конфликтные ситуации;
- обучить сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
- повысить интерес к учебе - за счет развития навыков усидчивости, самоконтроля, умения сконцентрировать внимание в любых условиях.
Вот пример того, как во время тренинга адаптации к школе дети учатся преодолевать сложности посредством своих достоинств. Вначале ребята по очереди хвалят за что-то друг друга, потом перечисляют свои положительные черты и хвалят себя. Записывают по одному своему положительному качеству на бумажных листочках, и как по следам, перебираются по ним «через болото».
Определенный психологический дискомфорт у ребят возникает и при переходе в 5-й класс. Теперь многое для них в новинку: и педагоги, и предметы, и режим. В классе к этому моменту уже складываются определенные взаимоотношения, появляются свои «звезды» и «вороны». Тренинг на сплочение становится в этой ситуации одним из важных инструментов в работе классного руководителя. Наиболее яркие впечатления у школьников оставляют выездные мероприятия, такие, как веревочный курс – тренинг на природе, который помогает сплотить детей во время преодоления трудностей разного плана. В ходе него ребятам предстоит самим находить решения, и претворять их в жизнь. Классный руководитель будет в одной команде с ребятами - чтобы поровну разделить трудности и стать детишкам проводником.
Способствующие психологическому развитию тренинги помогут школьникам и в дальнейших жизненных перипетиях. Так, дети 10-12 лет с помощью тренинга смогут легче преодолеть трудности переходного возраста. В этот период у ребят часто возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми (родителями, учителями). Разногласия в семье и конфликты в школе приводят к тому, что ребенок становится агрессивным, раздражительным, не послушным, или наоборот – замыкается в себе, сомневается в своих возможностях, решениях и способностях, тревожится о своих недостатках и неудачах, теряет интерес к учебе. Нерешенные в этом возрасте задачи способны усложнить ребенку всю оставшуюся жизнь.
Перечень тем для этого периода очень обширный. В целом каждый отдельный тренинг для детей 10-12 лет основной целью ставит помочь ребенку:
- справиться с непониманием со стороны окружающих;
- лучше понять себя;
- преодолеть трудности в общении со сверстниками и взрослыми;
- снизить уровень тревожности и преодолеть страхи;
- повысить самооценку;
- обнаружить у себя сильные стороны и использовать их;
- выработать социально-психологический «иммунитет», помогающий в решении сложных проблем и межличностных конфликтов.
И, конечно, вернуть интерес к учебе!
- Так, для случаев, когда дома ребенок без запинки и громко рассказывает учебный материал, а на уроке отвечать у доски стесняется, мямлит, переминаясь с ноги на ногу, существует тренинг ораторского искусства. Там при помощи театральных и телесно-ориентированных техник его научат справляться со своим голосом и эмоциями, и отвечать у доски так, чтобы одноклассники заслушивались, а учителя восхищались.
- Тренинг общения актуален для ребят всех возрастных категорий и призван развить навык бесконфликтного общения. После него ребенок быстрее адаптируется в коллективе, без труда и правильно находит друзей, легко решает конфликтные ситуации со сверстниками, учителями и окружающими.
- Тренинг уверенного поведения и лидерства поможет малышу поверить в себя - к нему станут прислушиваться в коллективе ровесников, и научит самостоятельно управлять своей жизнью - другие люди не смогут оказать на него дурного влияния. В подростковом возрасте это обезопасит его от вредных наклонностей.
- Тренинг конфликтологии снизит уровень агрессивности, научит избегать конфликтных ситуаций дома и в школе, а в случае неизбежного конфликта - доходчиво доносить свою мысль до оппонента.
- Тренинг самоорганизации необходим ребятам, которые с трудом сосредотачиваются на теме урока, но с легкостью принимают предложение соседа по парте сейчас же сыграть партию в крестики-нолики. Он полезен тем, кто готов развивать свой самоконтроль, внимание, умение быстро переключаться и концентрироваться, эффективно работать с информацией. А также тем, кто желает научиться побеждать свою лень.
- Тренинг командообразования часто проводится в детском лагере, и развивают у детей такие важные и необходимые во взрослой жизни качества, как взаимопомощь, умение действовать сообща, чуткость, терпение, самоуважение и уважение к другим.
Бывают и необычные на первый взгляд тренинги, которые дети воспринимают просто как веселое времяпровождение. Например, тренинг по слаймомании, съёмке и монтажу видео на телефон, сборке кубика Рубика (спидкубинг). Участие в них помогает заполнить досуг и развить творческое мышление, логику, память, повысить быстроту реакции у ребятишек.
Как проводятся детские тренинги?
Тренинг для детей может быть разовым мероприятием, или представлять собой тематический цикл. Во втором случае занятия проходят, как правило, раз в неделю, по выходным (на каникулах – обычно каждый день).
Рекомендованное количество участников в группе - 8-12 человек. Иначе среди малышей может начаться баловство, и тогда гарантий того, что каждый получит свою порцию внимания от педагога, нет.
Детский тренинг (разовое мероприятие или отдельное занятие) состоит из трех частей – разминочной, основной и заключительной. В самом начале детворе объясняют правила – что от них требуется:
- каждый малыш может говорить лишь по своему желанию, заставлять его не будут;
- перебивать друг друга (говорящего) нельзя;
- обзываться, смеяться над другим малышом и его ответами нельзя;
- каждый может представиться тем именем, которое ему нравиться – обращаться к нему все должны именно так;
- все, что было на тренинге, нужно хранить в секрете.
Далее начинается разминка. Ее цель – познакомить ребят, вызвать у них интерес друг к другу, создать положительное настроение и энергетику. В основной (ведущей) части тренинга детям предлагаются различные игры, упражнения, задания, которые моделируют жизненную ситуацию. Для их успешного выполнения требуется проявить те качества, которые развивает тренинг. После каждого задания проводится рефлексия (обсуждение). Ребята по очереди рассказывают о том, какие эмоции, переживания испытывали они во время выполнения упражнения, оценивают работу группы, благодарят и высказывают пожелания друг другу. В заключительной части подводится итог тренинга, закрепляются чувство принадлежности к группе и положительные эмоции от работы на занятии.
Каждое отдельное занятие длится 1-3 часа, в зависимости от возраста детей. Чтобы ребята не уставали, используется прием переключения видов деятельности (например, двигательные упражнения сменяются групповым обсуждением, и т.п.).
Детский тренинг проводится в просторной комнате. Участники располагаются на стульях или на ковре по кругу. Для выполнения заданий ребят иногда объединяют в группы по 2-3 человека. Нередко на тренинг приглашают родителей - чтобы передать им схему умений, которые тренируются, и синхронизировать транслируемые детям нормы.
Как выбрать хороший тренинг для ребенка?
Подбирая программу для своего малыша, уделите внимание следующим аспектам.
- Личность и квалификацию ведущего. Детский тренинг должен вести тренер с образованием психолога и практикой работы не менее 5-ти лет. Также (вам лично и малышу!) должно быть комфортно рядом с ним находиться, приятно его слушать, обсуждать свою (с малышом!) ситуацию. Психологический тренинг в школе может провести классный руководитель.
- Содержание программы. Обычно родители чувствуют, какие стороны в личности ребенка можно отнести к сильным, а какие в данный момент «проседают». Тема тренинга должна соответствовать тем личным качествам, которые нужно развить у малыша. Если же определиться с конкретным направлением сложно, лучше обратиться за консультацией к психологу выбранного центра.
- Время и место встречи, длительность занятия. Многие программы предполагают периодическое присутствие родителя на мероприятии. Поэтому условия проведения детского тренинга должны подходить под ваш график.
В детском возрасте тренинги способны принести особую пользу. Они развивают не только навыки, но и личность. Каждая программа дает ребенку определенный психологический ресурс, который обязательно пригодится ему в будущем. Малыш научится уважать себя и других, общаться и разрешать конфликты, понимать собственные желания, ставить и достигать цели, отвечать за свою жизнь. И конечно, станет уверенней в себе. Все это – при условии, что его не станут заставлять, подавлять, ломать его личность. А только помогут стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть мешающие жить радостно и счастливо стереотипы.
Автор: Наталья Кобильченко