Каждый ребенок по-своему уникален и обладает собственной индивидуальностью. Некоторые любят играть в одиночестве, рисовать или читать, другие жить не могут без компании и подвижных игр. Однако школьная жизнь предполагает постоянное пребывание в коллективе, поэтому в течение первых лет учебы большинству детей нужно помочь самореализоваться, повысить самооценку и преодолеть барьер в общении. Этим целям служат разнообразные тренинги для младших школьников, которые проводят в общеобразовательных и внешкольных учреждениях.
Специфика
Если отталкиваться от когнитивной теории Жана Пиаже, то на возраст с 7 до 11 лет приходится период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, которые касаются тех или иных реальных объектов. Школьное обучение означает для детей новый коллектив, изменение ведущего вида деятельности с игрового на учебный, что изменяет уклад жизни и положение ребенка, у него появляется обязанность учиться. При этом зачастую мыслительная деятельность еще полноценно не сформирована, что осложняет процесс обучения. Кроме того, произвольное внимание ребенка слабо и неустойчиво. Все эти факторы провоцируют стресс, который нельзя оставлять без внимания.
Наиболее эффективным способом развивающей работы с младшими школьниками считается тренинг. Исходя из особенностей возрастной периодизации, дополнительные занятия для учащихся 1–4 классов по большей части направлены на развитие таких свойств:
- концентрация, распределение и переключение внимания;
- слуховое и зрительное восприятие;
- логику и пространственное мышление;
- произвольность деятельности;
- уверенность в себе;
- творческие способности;
- мотивацию и интерес к учебе, повышение успеваемости.
Тренинги могут проводиться в индивидуальной форме, но групповые занятия признаны более эффективными, поэтому они пользуются большим успехом. Кроме того, для детей младшего школьного возраста занятия должны быть игровыми и увлекательными, а это гораздо легче организовать в коллективе.
Примеры содержания
Тематика тренингов для учащихся младших классов может быть самая разная, однако принципы построения занятий принципиально не отличаются. Они включают в себя такие элементы:
- Сюжетно-ролевые игры. Это, можно сказать, костяк любого тренинга, к которому можно добавлять другие методики и инструменты. Именно ролевая игра делает занятие интересным, позволяет моделировать разные ситуации и обыгрывать возможные варианты поведения. Хорошо зарекомендовали себя такие разновидности ролевых игр, как сказкотерапия и кинотерапия.
- Упражнения на релаксацию помогают детям научиться концентрироваться и расслабляться, переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Актерские техники направлены на умение четко озвучивать свое мнение, постановку голоса и дыхания.
- Разные диагностические методики дают возможность выявить проблемы каждого отдельного ребенка и скорректировать его образовательный процесс.
- Арт-терапевтические методы положительно влияют на эмоциональную сферу младшего школьника, направляют его энергию в созидательное, творческое русло, противостоят агрессивным и депрессивным настроениям.
- Подвижные игры дают выход накопившейся энергии, учат детей работать по правилам в составе команды, поддержке и взаимовыручке.
Если занятия проходят во внешкольных учреждениях, то к проведению тренингов нередко привлекают родителей. Таким образом, они могут видеть достижения своего ребенка, напрямую получать обратную связь от преподавателей, а при необходимости получить индивидуальную консультацию психолога.
Топ тренингов
Младшие школьники очень уязвимы в психологическом плане. Нередко, чтобы раскрыть их таланты и способности, необходимо поместить их во внешкольную среду, где они смогут развиваться в обстановке психологической безопасности. Чаще всего это различные детские и семейные клубы и центры с опытными преподавателями и проверенными тренинговыми программами. В табличке приведена информация о некоторых из них.
Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость |
---|---|---|---|
Семейный клуб «Мозаика» (Реутов, Московская область) | Очно | Клуб работает с 2012 года и использует только проверенные методики с максимальным погружением в среду и акцентом на игровую форму подачи материала, ориентированные на результат. Курс для детей 7-10 лет «Природная грамотность» направлен на приобретение и закрепление навыка грамотного письма. Участники не запоминают формулировок правил грамматики, но пользуются ними на подсознательном уровне. Занятия проходят дважды в неделю и длятся по 60 минут. Ученики выполняют упражнения-файлы по пунктуации и орфографии, а также проходят тестирование. Преподаватель Марина Маслова, педагог-психолог, работает в клубе со дня его основания. | Стоимость необходимо уточнять у работников клуба |
Центр развития ребенка «АБВГДейка» (Пермь) | Очно | В центре проводят курсы для дополнительного интеллектуального развития детей. Большой популярностью у родителей пользуются тренинги по ментальной арифметике. Программа проверена более чем 25-летним опытом по всему миру и максимально эффективна для детей от 4 до 12 лет. Участники обучения развивают способности устного счета, логику, наблюдательность, воображение, приобретают фотографическую память. При помощи нейрогимнастики дети учатся одновременно проводить разные действия в разных полушариях мозга, улучшают показатели IQ. Как результат – способность в уме складывать и вычитать трех-, четырехзначные числа и улучшение успеваемости в школе. | Стоимость необходимо уточнять у организаторов |
Детский психологический центр «Обыкновенное чудо» (Челябинск) | Очно | Центр предлагает записывать детей от 6 до 12 лет на тренинг «Школа внимания», разработанный нейропсихологами и педагогами для развития интеллекта и внимания. Курс рассчитан на 9 месяцев, занятия проходят дважды в неделю по 45 минут. Есть также экспресс-курс – это по 3 часовых урока в неделю на протяжении 5 недель. Специально подобранная система упражнений направлена на коррекцию и развитие всех базовых психических функций. В первую очередь на данную программу стоит записывать детей непоседливых, неспособных сосредоточиться на уроках и домашних заданиях. Ведущие Ольга Михуто, детский психолог, Екатерина Пырьева, клинический психолог и Надежда Наумова, логопед-дефектолог. | 1500 рублей абонемент на 5 занятий |
Психологический центр «Город» (Санкт-Петербург) | Очно |
Центр предлагает услуги профессиональных психологов для семей и детей. Среди них индивидуальные тренинги по развитию памяти, мышления и внимания для младших школьников. В ходе встреч специалист определяет слабое место, из-за которого у ребенка появились трудности в обучении, и составляет коррекционный план занятий. Он пошагово восстанавливает проблемные зоны, подтягивает необходимые знания и умения. Кроме того, ребенок учится преодолевать трудности и искать верные решения. Занятия длятся 30, 40 или 60 минут, исходя из возраста школьника. Ежемесячно составляет отчет о проделанной работе. Ведущая Виктория Галигузова, психолог. |
1100, 1200 или 1500 рублей в зависимости от продолжительности занятий |
Международная школа лидерства JLIDER (Екатеринбург, Тюмень) | Очно | «Я – лидер будущего» – это годовая программа для детей 7-10 лет. Занятия проходят один раз в неделю. Используют такие формы работы, как ролевые игры, кейсы, психологические тренинги, техники командообразования и постановки голоса, кинотерапия и сказкотерапия. В результате участники повышают свой интеллектуальный и творческий потенциал, учатся преодолевать страх, справляться со стрессом, быть уверенным в самых разных ситуациях. Школьники прорабатывают эмоции через танец и пение, актерское мастерство, прокачивают память и внимание. Ведут занятия дипломированные психологи. | 11900 рублей в месяц, можно оплачивать наличными, в безналичной форме или материнским капиталом |
Центр развития «ТЛК» (Екатеринбург) | Очно | «ТЛК» расшифровывается, как «Талант, Лидерство, Креатив». Именно по таким направлениям уже больше 20 лет работает центр. Программа «Точка равновесия" разработана для детей 6-8 лет. Она рассчитана на 3 месяца (24 часа обучения). Занятия проводят по понедельникам и пятницам с 17:00 до 18:00. Уроки представляют собой систему специальных упражнений, призванных развивать головной мозг ребенка и формирование у него высших психологических функций (речь, письмо, мышление, память). Развитие эмоционально-волевых и познавательных процессов происходит через воздействие на двигательную и сенсорную сферу ученика. Ведущая Ольга Хвалько, тренер-психолог, нейропсихолог. | Стоимость необходимо уточнять у организаторов |
Консультационно-тренинговый центр «Свет маяка» (Ростов-на-Дону) | Очно | Для тихих, стеснительных или наоборот слишком активных детей центр организовывает арт-терапевтические тренинги. Они очень эффективны в младшем школьном возрасте (7-10 лет), поскольку учат правильно выражать свои чувства и эмоции, правильно интерпретировать происходящее и адекватно реагировать. Творческие занятия помогают снять раздражительность и обидчивость, страхи и тревожность, улучшить сон и повысить успеваемость в школе. Скрытая энергия ребенка направляется в конструктивное русло, а возможность создавать прекрасное своими руками настраивает на позитивное восприятие окружающего мира. | По вопросам стоимости необходимо обращаться к администрации центра |
Психологические тренинги для младших школьников можно дополнять и другими видами развития ребенка. Наиболее популярные среди них в плане прокачки интеллекта, внимания и памяти – занятия по ментальной арифметике, природной грамотности, а также шахматы. Творческую составляющую помогают развивать занятия музыкой, танцами, изобразительным искусством, а настойчивость в достижении поставленной цели – спорт.
Автор: Сергей Пастернак