Курс MBA «Финансы и экономика» дает серьезную подготовку в области макро- и микроэкономики, маркетинга, бухучета, лидерства, стратегий бизнеса. Слушатели дженералистских программ MBA часто выбирают эту специализацию на втором году обучения.
Содержание
Основные цели и задачи курса «MBA Финансы и экономика»
- Дать слушателям программы представление о современных методах и приемах финансово-экономического управления, применение которых наиболее целесообразно в российских компаниях.
- Развить у участников курса экономическое мышление, позволяющее разрабатывать и принимать эффективные, взвешенные, профессиональные управленческие решения.
- Сформировать набор компетенций, используя которые специалист сможет участвовать в разработке и реализации бизнес-стратегии расширения преимуществ компании в борьбе с конкурентами.
Как правило, курс делится на две части: «Экономика» и «Финансы». Первый раздел состоит из четырех тематических модулей, а второй – из девяти.
Содержание курса «MBA Финансы и экономика» в российских бизнес-школах может незначительно варьироваться или расширяться за счет дополнительных модулей, но практически все учебные заведения включают в него стандартный набор обязательных дисциплин.
Раздел «Экономика»
Модули и предметы:- Макроэкономика.
В рамках этой темы изучаются общие понятия экономики: рост и развитие, практика и теория кризисов, кредитно-денежная система, дефляция и инфляция. Также слушатели изучают макроэкономические показатели, которые используются при составлении бизнес-планов в российских компаниях, методы и инструменты государственного регулирования экономики, программы правительства РФ. - Мировая экономика.
Скрупулезно рассматриваются этапы развития мировой экономики, основные риски и угрозы в современных условиях, валютная система, причины и последствия глобальных финансовых кризисов, их виды и степень влияния на российские компании. Также изучаются фондовые, товарные и валютные рынки мира, денежные расчеты на международном уровне и разделение труда в мировой экономике. - Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Тема состоит из следующих предметов:- виды кредитования импорта и экспорта;
- формы международной торговли;
- валютный контроль в РФ;
- основы внешнеэкономической деятельности;
- формы международной экономической интеграции;
- ценообразование во внешней торговле;
- виды, содержание и структура контрактов во внешнеэкономической деятельности;
- документы, подтверждающие таможенную стоимость при экспорте и импорте;
- методы расчетов и платежей, используемые в международной торговле.
- Экономика организации.
В модуль входят такие дисциплины- конъюнктура рынка;
- пропускная калькуляция;
- таргет-костинг и стандарт-костинг;
- альтернативы ценовой политики компании;
- рыночное равновесие;
- модели управления поведением затрат;
- маржинальный и функционально-процессный методы расчета себестоимости;
- западные и российские методы расчета себестоимости продукта.
Завершается тема практическим кейсом анализа затрат прибылей конкретной функционирующей российской компании.
Раздел «Финансы»
Модули и предметы:
- Основы финансового менеджмента.
Комплекс тем:- тотальное администрирование финансов российской компании;
- ИКТ-стратегии в управлении финансами;
- система финансовых целей компании;
- навыки руководителя в управлении финансами предприятия;
- специфика управления финансами в бизнес-объектах различных форм организации;
- формирование управленческого стиля и определение его влияния на администрирование финансового сектора предприятия.
- Управленческий и бухгалтерский учет компании.
Изучаются:- поэтапная постановка управленческого учета на предприятии;
- организация бухучета деятельности компании;
- система отчетности в менеджменте;
- учетная политика компании;
- аналитические счета в управленческом учете;
- объекты бухучета и его виды;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- системы администрирования отчетности;
- связь между управленческим и бухгалтерским учетом.
В конце темы слушатели решают практический кейс по управленческой отчетности производственной компании.
- Налоговое планирование и налоги.
Темы:- этапы налогового планирования;
- источники налогов в РФ;
- система налогообложения РФ;
- иерархия налогового законодательства;
- принципы оптимизации налогообложения.
- Стратегическое и оперативное управление финансами.
Темы:- эффективные методы оперативного управления финансами;
- небанковские формы финансирования;
- финансовые стратегии;
- управление рисками;
- методы анализа инвестиционных проектов, привлечение долгового финансирования;
- прогнозирование цены капитала и показателей инвестиционного проекта, расчеты показателей экономической эффективности.
- Бюджетирование в качестве ключевого способа осуществления экономического и финансового управления.
Изучаются:- места возникновения затрат, центры финансовой ответственности и учета;
- операционные бюджеты, управленческий баланс, показатели оборачиваемости, ликвидности и рентабельности;
- процедуры утверждения и согласования бюджетов;
- бюджет доходов и расходов, движения финансов.
Завершается модуль практическим кейсом по составлению квартального мастер-бюджета предприятия, а также обзором компьютерного ПО, входящего в инструментарий бюджетирования.
- Финансовый анализ.
Изучаются следующие предметы:- управление структурой капитала организации;
- способы финансового диагностирования предприятия;
- администрирование краткосрочных обязательств и оборотного капитала;
- анализ финансовых результатов функционирования организации;
- анализ и администрирование денежного ресурса компании, а также исследование финансового состояния предприятия.
- Организационная структура экономической службы предприятия.
Темы:- главные задачи финансового менеджера (директора или контролера);
- управленческая бухгалтерия, финансовые службы российских и зарубежных организаций (сравнительная характеристика и анализ).
- Управление стоимостью активов компании в качестве долгосрочной инвестиционной стратегии.
- векселя и облигации, а также другие виды повышения стоимости компании;
- концепция администрирования стоимости предприятия;
- ключевые подходы к оценке стоимости компаний;
- основные факторы внедрения системы управления стоимостью предприятия;
- поэтапное внедрение систем администрирования стоимости.
- Контроллинг.
- задачи и функции, инструменты оперативного контроллинга;
- компьютерное ПО;
- стратегический контроллинг,
- новые тенденции отрасли;
- анализа предприятия XYZ и АВС.
Разработаны и другие курсы с дополнительными модулями, например, программа MBA «Финансы» или «Экономика и финансовые рынки», ориентированные соответствующие сферы деятельности.