Инновации и бизнес-образование сегодня становятся ключевыми условиями эффективности предпринимательской деятельности любого масштаба. Для полноценного развития и успешной конкуренции коммерческих компаний профессиональные навыки сотрудников необходимо постоянно пополнять новыми знаниями о современных деловых стратегиях и тактиках. Именно на это и нацелено бизнес-образование.
Бизнес-образование – термин, появившийся сравнительно недавно. Он обозначает процесс получения знаний в классическом понимании этого слова и одновременную их апробацию на практике. Если сегодня в институтах и университетах главенствует принцип «изучить», то в этой системе – «научить».
В основном программы бизнес-обучения предназначены для специалистов, уже имеющих диплом вуза, занимающих управленческие должности и при этом стремящихся расширить свой профессиональный кругозор. На занятиях рассматриваются как конкретные аспекты, связанные с руководством компанией, так и вопросы личностного роста.
В этой области бизнес-образования можно выделить несколько больших сфер:
Имеется возможность выбора как больших комплексных курсов, так и прикладных, рассчитанных на решение конкретных проблем.
Бизнес-образование в России изначально строилась по калькам с западного образца. Время показало неполную востребованность прозападных курсов в отечественных реалиях. Поэтому многие программы были приведены в соответствие конкретным запросам слушателей и перенацелены на решение актуальных российских бизнес-проблем.
По мнению современных ученых (например, доктора физико-математических наук, декана высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, С. Филоновича), в России можно выделить несколько крупных ответвлений обучения в этой области:
Некоторые специалисты отмечают, что, несмотря на довольно большое количество предложений, действительно полезных среди них не так уж много. В связи с этим необходимо максимально тщательно относиться к их выбору.
Государственное бизнес-образование реализуется в четырех моделях:
Огромный вклад в развитие отрасли внесла Российская ассоциация бизнес-образования. У ее истоков стоят знаменитые руководители первых отечественных бизнес-школ – Буренин В. А., Евенко Л. И., Мануковский А. Б. Создавалась РАБО с целью обеспечения взаимодействия и координирования работы школ, а также приведения их деятельности к единому знаменателю. Только на первом собрании РАБО присутствовало более 20 руководителей разных компаний, оказывающих услуги в данной сфере.
Главным достижением ассоциации можно считать дидактические наработки, совмещающие зарубежный и отечественный опыт.
Свою цель РАБО видит в формировании структуры бизнес-образования, способной готовить специалистов, навыки которых будут соответствовать стандартам мирового уровня.
На сегодня в состав ассоциации входят 150 организаций. Два раза в год выходит журнал «Бизнес-образование», в котором освещаются насущные проблемы отрасли, обсуждаются и декларируются стратегии и планы дальнейшего развития.
Несмотря на стремительное развитие сферы бизнес-образования, ценность приобретения знаний иногда ставится под сомнение. Многие придерживаются мнения, что наличие университетского диплома у сотрудников не имеет значения на начальных этапах развития компании. Необходимость в высококвалифицированных работниках появится позже, когда фирма разрастется, расширится ее товарооборот.
На самом деле наличие образованных специалистов необходимо уже с первых дней существования компании. Экспертами доказано, что три стартовые года – настоящая проверка предприятия на жизнеспособность. Часто молодые фирмы терпят поражение именно из-за низкого качества управления и отсутствия у руководства элементарных знаний о законах предпринимательства. На последующих этапах роста владельцев, не имеющих бизнес-образования, также ждут немалые трудности.
Для повышения квалификации и расширения профессионального кругозора можно воспользоваться услугами центра бизнес-образования. Необходимо обратить внимание, что этот путь подходит в большинстве случаев для специалистов, уже имеющих базовые навыки и желающих их улучшить. УЦ предлагают достаточно широкий спектр программ – от однодневных бизнес-семинаров и тренингов до многомодульных курсов, в том числе и от зарубежных коллег. Доступно и MBA-обучение.
Все программы разрабатываются с учетом того, что у слушателей может быть разный уровень опыта. Например, кому-то будет интересна финансовая школа, в которой имеются программы для топ-менеджеров и руководителей. Некоторые из курсов могут быть направлены на личностное развитие и обучение таким навыкам, как осознание собственной силы, расширение интеллектуальных горизонтов, быстрое обретение новых знаний в необычных условиях.
Сегодня бизнес-тренеры и преподаватели ищут новые подходы, совмещая классические методы обучения и формирования навыков не только с принципом ориентации на практику, но и с альтернативными методиками из области нетрадиционной психологии.
Бизнес-образование высшего уровня необходимо всем, кто решил связать свою карьеру с предпринимательством. Оно не затрагивает всех практических вопросов, за его пределами остаются частности, но зато степень бакалавра помогает получить фундаментальные знания в той или иной сфере, что в дальнейшем не только повлияет на взгляды, но и может полностью изменить стиль мышления.
Высшее бизнес-образование имеет три ступени
Форма обучения может быть разной: очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной. При наличии первого высшего срок второго уменьшается на два года. Для обучения на первой ступени и в специалитете необходим аттестат о среднем образовании.
В современном мире люди, имеющие свое дело, часто сталкиваются с постоянным дефицитом времени, поэтому для них актуально дистанционное обучение. Такой формат позволяет слушателям учиться любое время и в любом месте. Сейчас всю большую популярность приобретает бизнес-образование онлайн. Специфика методики состоит в том, что человек сам выбирает, когда ему заниматься.
Топ-5 вузов, в которых гарантированно можно получить бизнес-образование высшего качества: