Должность педагога-библиотекаря была введена в действующие квалификационные справочники относительно недавно, в 2011 году. Причиной такого решения стала необходимость переформатировать работу библиотечного пространства в контексте развития информационного образования. Специалисты призваны более полно использовать имеющиеся книжные фонды для развития читательской инициативы школьников и умения ориентироваться в разных источниках информации. Самый быстрый способ обеспечить школы профессиональными кадрами – это профессиональная переподготовка педагогов-библиотекарей.
Специфика
Ведущими педагогами страны совместно с Русской школьной библиотечной ассоциацией был разработан проект профессионального стандарта педагога-библиотекаря. Если для обычного учителя характерна ориентация на свой предмет и оперирование оценками по пятибалльной шкале, то область применения знаний педагога-библиотекаря шире. Это надпредметная профессия. Ей свойственна свобода общения, демократические отношения между взрослым и ребенком, свобода выбора текста для чтения и интерпретации. Грамотно совмещая передачу знаний по отдельным дисциплинам в классе и освоение дополнительных навыков работы с информацией в школьной библиотеке, можно обеспечить динамичное обучение подрастающего поколения.
К основным задачам педагога-библиотекаря можно отнести:
- формирование школьной библиотеки как информационного комплекса;
- приобщение учеников к чтению и выработка у них привычки читать на протяжении жизни;
- реализация современных форм воспитательной работы, в т.ч. интерактивных;
- обучение поиску необходимой информации в разных источниках;
- проектирование и внедрение воспитательных программ;
- разработка и проведение мероприятий, развивающих гуманистические ценности и эмоционально-ценностную сферу школьника;
- развитие познавательной активности учеников, инициативы, самостоятельности и творческих способностей;
- выработка гражданской позиции, толерантности, способности жизни в обществе, труду и др.
Специалистам, которые записываются на курс переподготовки, следует обращать внимание на один нюанс. Некоторые учебные центры предлагают вариативные программы с различным количеством учебных часов (например, 250 и 520), а квалификацию педагога-библиотекаря присваиваются только при окончании более трудоемкой программы. Такая ситуация может привести к проблемам при трудоустройстве, особенно если речь идет о профессиональной переподготовке специалистов с непрофильным высшим образованием. Поэтому перед подачей заявки на курсы необходимо уточнять, какая запись будет сделана в дипломе.
Программы
Готовят педагогов-библиотекарей по специально разработанным для них программам. Они включают как основные педагогические дисциплины (например, возрастная психология или основы педагогики), так и узкоспециальные предметы, связанные непосредственно с организацией библиотечной деятельности. Назовем для примера лишь несколько изучаемых направлений:
- организационно-правовые основы деятельности педагога-библиотекаря;
- информационно-библиотечное обслуживание посетителей;
- формирование библиотечных каталогов и фондов;
- теория и методика социально-культурной деятельности;
- методика проведения библиотечных уроков;
- эффективные методы воспитательной работы средствами чтения и литературы;
- педагогика и психология;
- основы работы с детьми с ОВЗ;
- технологии профилактики девиантного поведения учеников;
- методики организации мероприятий, направленных на развитие у школьников интереса к чтению;
- современные тенденции развития информационных технологий в библиотеках.
В зависимости от конкретной программы, ее наполнение может варьироваться. Так, есть курсы, готовящие специалистов для публичных, специальных или отраслевых библиотек. Здесь на первое место выходит умение работать с информацией, в т.ч. при помощи электронных устройств, формировать каталоги и фонды, а умение организовывать мероприятия – вторично. Если же программа ориентирована на подготовку именно школьных библиотекарей, то во главу угла ставится умение подобрать интересный и полезный материал по изучаемой теме, спланировать и провести полноценный урок. Соответственно, разработчики ориентируются на разные профессиональные стандарты: «Специалист в области воспитания», «Специалист по информационным ресурсам» или «Педагог».
Топ очных курсов
В основном получить дополнительную квалификацию педагога-библиотекаря очно или очно-заочно можно на базе высших учебных заведений педагогического профиля. Назовем несколько университетов, имеющих в своем активе соответствующие разработки.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Новосибирский государственный педагогический университет | Университет предлагает специалистам с высшим и средним педагогическим образованием пройти программу профессиональной переподготовки «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования». Объем учебной программы рассчитан на 252 академических часов и осваивается за 3 месяца. |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | Вуз имеет широкий перечень программ переподготовки педработников разного уровня. Курс «Педагог-библиотекарь» соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания», поскольку он направлен на организацию дополнительной работы с учащимися. Объем учебной программы 252 академических часов, которые можно пройти за 4-6 месяцев. |
Мурманский арктический государственный университет | В вузе разработана программа переподготовки под названием «Библиотечно-информационная деятельность». Она реализуется в очном формате с использованием дистанционных технологий. Трудоемкость курса 540 академических часов. Кроме действующих педагогов, обучение могут пройти также студенты-старшекурсники, чтобы получить дополнительный диплом и расширить свои возможности на рынке труда. |
Московская академия народного хозяйства и государственной службы | На факультете гуманитарно-педагогических наук МАНХиГС проводят переподготовку специалистов по программе «Педагог-библиотекарь» в очном, очно-заочном и дистанционном формате на выбор. Трудоемкость курса вариативна: 250 или 520 академических часов. Группы стартуют дважды в месяц, 5 и 20 числа. Учебный план соответствует профстандарту «Педагог». |
Некоторые университеты предлагают разные варианты трудоемкости программ в зависимости от уровня образования участника. Так, дипломированным педагогам нет необходимости глубоко погружаться в предметы, которые они уже проходили, обучаясь в вузах, им можно сосредоточиться конкретно на задачах библиотекаря. В то же время слушателям, имеющим диплом о высшем образовании непедагогического профиля, нужно тщательно проштудировать основы дидактики, психологии и педагогического мастерства, чтобы впоследствии не возникало проблем в общении с учащимися.
Дистанционное обучение
Большой популярностью пользуется дистанционная переподготовка педагогов-библиотекарей. Это гораздо дешевле и удобнее, в первую очередь, для работников образовательных учреждений из провинции и отдаленных регионов. Среди лидеров дистанционного обучения следует отметить:
- Институт профессионального образования (Москва) реализует собственный курс переподготовки «Библиотечно-педагогическая деятельность» трудоемкостью 330 академических часов. Пройти ее можно всего за 2 месяца, однако интенсивность обучения слушатель определяет для себя самостоятельно. Все занятия ведутся в удаленном формате через персональный кабинет при поддержке закрепленного за участником куратора. Слушатели изучают предложенные материалы и при необходимости задают вопросы. Аттестационную работу они защищают лично в институте или по Skype.
- Образовательный портал «Инфоурок» (Смоленск) имеет в своем арсенале курс переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе». Применяется заочная форма обучения с использованием элементов дистанционки. Педагоги с профильным высшим и средним профессиональным образованием проходят 300-часовой курс (от 2 месяцев обучения), а с непрофильным высшим образованием 600-часовой курс (от 3 месяцев обучения). Группы формируются каждый день, что очень удобно для слушателей.
- Институт новых технологий «Интехно» (Омск) в дистанционной форме проводит курс «Педагог-библиотекарь образовательного учреждения» объемом 250 академических часов. Освоить материал можно за 3 месяца. Передача знаний происходит через текстовые материалы, электронные учебники, аудиозаписи, видео уроки. В конце участники сдают итоговый междисциплинарный экзамен в виде тестирования. В качестве бонуса слушатели получают доступ к факультативам, дополнительным семинарам, конкурсам и электронным урокам. Диплом выпускникам отправляется почтовой связью.
- Институт современного образования (Воронеж, Липецк). Организация реализует множество учебных программ, в т.ч. для педагогических работников самых разных учреждений. Курс «Библиотечно-педагогическое обеспечение в образовательных организациях» представлен в двух вариантах: с трудоемкостью 320 и 664 академических часов. Стоимость услуг 5450 и 7290 рублей соответственно. Более объемный курс длится 6 месяцев и дает слушателю дополнительную квалификацию педагога-библиотекаря. Занятия стартуют сразу после оплаты и проходят полностью в удаленном формате.
- Академия бизнеса и управления системами (Волгоград) имеет 20-летний опыт работы на рынке, экспертов-практиков и удобную образовательную платформу, на которой организовывает дистанционно профессиональную переподготовку по программе «Библиотечное дело» с присвоением квалификации педагога-библиотекаря. Трудоемкость курса 260 академических часов (2 месяца учебы). Он соответствует законам РФ и профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Слушатели подают документы по электронной почте и начинают заниматься, когда им удобно. От персональных кураторов участники получают поддержку и сопровождение.
Во многих школах, особенно в селах и маленьких городах функции педагогов-библиотекарей берут на себя учителя-предметники. Это не совсем правильный подход, поскольку школьник не почувствует разницы с обычными школьными уроками, следовательно, воспитательная задача не будет выполнена. Поэтому гораздо эффективнее направить на курсы переподготовки педагога-библиотекаря отдельного специалиста.
Часто задаваемые вопросы
В чем заключается сущность переподготовки педагогов-библиотекарей?
Это процесс, нацеленный на обновление и расширение профессиональных знаний и навыков библиотекарей. Он включает в себя изучение новейших тенденций в библиотековедении и информационных технологиях, а также развитие умений в области педагогики и управления библиотеками.
Какие ключевые аспекты включает курс?
Обучение охватывает широкий спектр тем, включая современные методы управления библиотечными ресурсами, использование цифровых технологий в деятельности, а также развитие коммуникативных навыков и методик преподавания.
Какова продолжительность и формат обучения?
Длительность может колебаться. Центры обучения предлагают как интенсивные краткосрочные курсы, так и более обширные долгосрочные программы. Форматы варьируются от очных занятий до дистанционного обучения.
Выдаются ли сертификаты по окончании программы переподготовки педагогов-библиотекарей?
Да, участники получают диплом или сертификат, подтверждающие их профессиональное развитие и приобретение квалификации в области библиотековедения и педагогики.