Специфика
Методисты работают в образовательных учреждениях всех уровней: от дошкольного до высшего. Это специалисты, отвечающие за изучение и разработку наиболее эффективных методов преподавания, координацию деятельности преподавательского коллектива и ее планирование. Главная цель работы методиста – формирование единого качественного подхода к образованию в учреждении.
Среди основных задач методистов можно назвать:
- изучение инновационных педагогических методик;
- систематизацию информационных и методических материалов;
- участие в составлении учебных программ;
- оптимизацию и улучшение образовательного процесса;
- внедрение в школе, колледже или вузе системы научно-методической работы;
- консультирование педагогов по их направлениям деятельности;
- организацию и сопровождение различных образовательных мероприятий (курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, стажировок, аттестаций);
- участие в оценке качества работы учителей и преподавателей.
Методист – это высококвалифицированный специалист. По своему уровню он должен быть выше остальных учителей, чтобы к его мнению прислушивались. Поэтому одного диплома педагогического вуза часто бывает недостаточно для трудоустройства. Работодатели обычно выдвигают требования к опыту работы кандидата в конкретной сфере. Например, методисту, работавшему в детском саду, будет весьма непросто устроиться на аналогичную должность в университете. Кроме того, специалисту нужно уметь мыслить системно и планировать деятельность, владеть современными способами обучения и организации образовательного процесса, быть способным постоянно самосовершенствоваться и помогать совершенствоваться коллегам.
Программы
Подготовка методистов проводится по разным программам. Есть универсальные разработки, такие как «Методист образовательной организации», дающие общие знания, подходящие для самых разных учреждений. Однако такой подход грешит определенной поверхностностью, и при трудоустройстве кандидату придется самостоятельно разбираться с тонкостями работы той или иной структуры, или же записываться дополнительно на курсы повышения квалификации. Поэтому, если специалист точно знает, где он планирует работать, ему стоит поискать учебный центр или вуз, предлагающий специализированные программы. Это может быть методика дошкольного, среднего профессионального или высшего образования.
Среди дисциплин, изучаемых на курсах профессиональной переподготовки методистов, можно назвать наиболее важные:
- система образования в стране и управление нею;
- основные требования к организации образовательного процесса;
- оценка профессиональной компетентности педагога;
- участники образовательного процесса, их обязанности и права;
- методики тьюторского сопровождения учащихся;
- интерактивные и активные способы проведения занятий;
- управление конфликтами в учреждении;
- организация методической работы, подготовка соответствующей методической продукции;
- целеполагание, планирование, тайм-менеджмент, расстановка приоритетов и самомотивация.
Именно методист помогает учителям и преподавателям разрабатывать планы с учетом наиболее эффективных на сегодняшний день образовательных технологий. Индивидуализация обучения, тьюторство и наставничество, гармоничное сочетание теории и практики – всем этим занимается методист в сотрудничестве со своими коллегами-предметниками.
Топ очных курсов
Очно-заочные курсы помогут разобраться в выбранном направлении более предметно, поскольку прямой контакт с преподавателем открывает возможность обсуждения всех вопросов, вызывающих затруднения. Среди учебных заведений, готовящих методистов, остановимся на наиболее авторитетных.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Москва) | Очно-заочный курс переподготовки «Методист образовательной организации» реализует Институт развития территориальных систем профессионально-педагогического образования РГППУ. Объем программы составляет 270 академических часов. Часть материала слушатели осваивают при помощи дистанционных технологий. Учебный план соответствует всем требованиям действующих нормативных документов и периодически актуализируется. |
Московский педагогический государственный университет | На факультете педагогики и психологии МПГУ реализуют программу собственной разработки «Методист среднего профессионального образования» объемом 250 академических часов, из которых 94 часа – контактная работа непосредственно с преподавателями. Длительность обучения 2 месяца, начало занятий по мере формирования группы. |
Новосибирский государственный педагогический университет | Курс профессиональной переподготовки «Организационно-методическое обеспечение среднего профессионального образования», разработанный специалистами НГПУ, рассчитан на 252 академических часов. Его можно пройти за 3 месяца в очно-заочном формате. Для удобства слушателей большинство занятий проводят без отрыва от производства, значительную часть информации участники осваивают самостоятельно. |
Московская академия народного хозяйства и государственной службы | В МАНХиГС предлагают пройти курс профессиональной переподготовки «Методист дошкольного образования» объемом 250 или 520 академических часов. Слушатель сам выбирает удобную форму обучения: очную, очно-заочную или дистанционную. Группы стартуют дважды в месяц 6 и 21 числа. В программе учтены все требования профессионального стандарта и ФГОС. |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | В вузе реализуют программу переподготовки «Методист образовательной организации среднего профессионального образования» трудоемкостью 504 академических часов. Обучение в среднем занимает около 7–9 месяцев. Курс состоит из трех учебных модулей и стажировки. Все предоставляемые знания актуальны и ориентированы на практическое применение. |
Вузы редко применяют полностью очный формат обучения, чаще всего они предлагают более демократичную очно-заочную форму. Участники либо приходят на занятия по вечерам в определенные будние дни и субботу, либо 2–4 раза на протяжении курса собираются на очные сессии, обычно длящиеся не больше недели каждая. При этом немалая часть материала должна быть освоена педагогом самостоятельно.
Дистанционное обучение
Если же возможности или желания ездить в вуз нет, то можно остановиться на дистанционном обучении. Правда, стать действительно квалифицированным специалистом сможет лишь тот, кто способен ежедневно усердно самостоятельно учиться. В противном случае наличие диплома о переподготовке не будет означать наличия системных знаний. При выборе учебного центра желательно обращать внимание не только на цену, но и на учебный план и репутацию организации. Остановимся на некоторых из них:
- Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва) предлагает получить новую квалификацию, пройдя курс профессиональной переподготовки «Методист образовательной организации». Слушатели имеют возможность выбрать подходящий для себя вариант объема учебной программы: 280 академических часов (1,5 месяца учебы) или 520 часов (3,5 месяца). Участники получают знания дистанционно, осваивая учебные материалы через персональный кабинет на образовательном портале при помощи закрепленного куратора. Свыше 96% преподавательского состава института – кандидаты и доктора наук. Стоимость услуг в зависимости от избранной программы.
- Научно-исследовательский институт управления народным хозяйством (Тюмень) реализует курс переподготовки «Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса». Эта разработка позволяет учитывать уровень начальной подготовленности слушателей: есть программы трудоемкостью 260 академических часов (изучается за 33 рабочих дня), 520 часов (65 дней) и 1040 часов (130 дней). Начинать заниматься дистанционно можно в любое удобное время после оплаты услуг. По итогам обучения организовывают тестирование или итоговую контрольную работу.
- Инновационный образовательный центр «Мой университет» (Петрозаводск) проводит переподготовку специалистов по программе «Методическая работа в профессиональной образовательной организации». Трудоемкость курса 600 академических часов, на обучение слушатели обычно тратят 6 месяцев, хотя доступно и его ускоренное прохождение за 4 месяца. Документы кандидаты подают по электронной почте, доступ в персональный кабинет на сайте центра получают в течение одного дня после внесения платы (можно платить в рассрочку), все обучение проводится полностью дистанционно. Выпускники также получают ценные подарки в виде скидок на последующее обучение и сборников методических материалов.
- Образовательная платформа «Видеоуроки в интернет» (Смоленск) предоставляет педагогам уникальные возможности для развития. Здесь можно найти массу полезных материалов для использования во время уроков. Также на ресурсе проводят онлайн-курсы для учителей, в частности реализуют программу переподготовки «Методист образовательной организации: работа в системе среднего профессионального и дополнительного образования». Слушатель может выбрать вариант 300-часовой (от 1,5 до 4 месяцев учебы) или 600-часовой (от 2,5 до 6 месяцев), группы формируют еженедельно. Курс состоит из 23 модулей, после изучения каждого предусмотрена сдача теста, в конце – итоговая аттестация.
- Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования через свой центр дистанционных технологий обучения организовывает курс переподготовки «Методист образовательной организации в условиях реализации ФГОС». Объем программы 550 часов, стоимость 10500 рублей. Группы стартуют каждый месяц. Участники прослушивают тематические лекции, изучают презентации и дополнительные материалы на образовательном портале центра. После каждого раздела – промежуточный контроль, а после освоения всех дисциплин – итоговое тестирование. Сведения о выданных дипломах размещают в государственной системе ФИС ФРДО.
Методист в России в среднем зарабатывает около 26 тысяч рублей в месяц, хотя уровень дохода зависит от региона и конкретного учебного заведения. Так, в вузах, колледжах и школах платят больше, чем в государственных детских садах и учреждениях дополнительного образования. В частных учебных заведениях можно рассчитывать на достойную оплату труда и возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. В то же время, учитывая не очень большую потребность рынка труда в таких специалистах, бывает трудно найти работу.
Часто задаваемые вопросы
В чем суть переподготовки методистов образовательных учреждений?
Это многофазный процесс, нацеленный на обогащение и расширение профессиональных компетенций методистов. Она охватывает не только приобретение знаний в области педагогических инноваций, но и развитие навыков в сфере управления образовательными программами.
Какие ключевые темы затрагивает программа?
Это изучение передовых методик обучения и воспитания, освоение технологий дистанционного образования, а также разработка и применение эффективных стратегий управления изменениями в образовательной среде. Помимо этого, акцент делается на развитии лидерских качеств и навыков коммуникации.
Какова продолжительность курса?
Длительность варьируется: от интенсивных нескольких недель обучения до более длительных программ, занимающих несколько месяцев.
Предоставляются ли участникам сертификаты?
Да, успешное завершение программы переподготовки методистов образовательных учреждений заканчивается вручением сертификата или диплома. Это становится значимым дополнением к профессиональному портфолио.