Лето – прекрасная пора для того, чтобы научиться делать уроки. И ведь правда: сейчас вам не мешает ни жесткое расписание, ни обилие домашних заданий в дневнике, ни плохая погода, а значит, есть время на размышления – и на принятие эффективных решений, позволяющих покончить со скукой. Просто прочитайте эту статью – а осенью, приступив к выполнению реальных домашних заданий, вы проверите, оказались ли полезными данные в ней советы.
Домашнее задание? Для работы пригодится!
Пока за окном светит солнце, зеленеют деревья и поют птички, вообразите себя в другой обстановке: в какой-нибудь типичный осенний день – холодный и дождливый. Вы пришли из школы, пообедали и сели делать уроки, потому что на завтра задан сложный параграф, потому что хорошие ученики делают уроки, потому что размышление над ответами на вопросы учит вас думать. А еще потом с чистой совестью можно будет поболтать с друзьями в социальной сети, посмотреть новый фильм или поиграть в компьютерную игру!
В интернете существует достаточно много сервисов, помогающих ученикам выполнить свою домашнюю работу. Например, один из них предлагает специальные курсы, которые помогут подтянуть успеваемость по тому или иному предмету. Существует и несколько сайтов с готовым домашним заданием (или сокращенно гдз). Они могут быть полезны, т.к. на них вы сможете найти примеры, которые в дальнейшем вам помогут разобраться в теме и самостоятельно выполнить работу, используя лучшие практики.
Однако выполнение конкретного домашнего задания совсем не гарантирует того, что, прилежно осваивая параграф за параграфом, вы будете по-настоящему знать и любить тот предмет, к которому эти параграфы относятся. Также не факт, что вы охотно выберете ЕГЭ по этой дисциплине и легко его сдадите, поступите в соответствующий вуз и будете помнить содержание изучаемого на всём своем карьерном пути.
Поэтому не бросайтесь к тетрадям и книжкам сразу. Лучше отведите себе перед приготовлением уроков полчаса или час на то, чтобы подумать о ваших более глобальных целях! Например, о вашей будущей профессии – какое занятие могло бы ею стать? Или о вузах: помечтайте, как бы вы учились в МГУ. А в МГИМО? А если в НИУ ВШЭ? Какой стиль учебы вам больше подошел бы? Или вспомните о людях, которые могли бы служить для вас примером профессионального успеха. Чтобы мечты были не слишком отвлеченными, можно сначала всё-таки познакомиться с содержанием вопросов и задач, которыми вы будете сегодня заниматься, и связать их с контекстом профессии и вуза.
К примеру, как вам может пригодиться стандартная задача о бассейнах? (Какой дом вы себе построите, на какой работе вы сможете на это заработать, в каком вузе учат на этого специалиста, и не лучше ли самому спроектировать бассейн своей мечты, а может быть, вы сможете руководить коллективом строителей?)
Или возьмем задачу о пешеходах, которые идут из пункта А в пункт Б. (Может быть, вы придумаете оригинальный туристический маршрут? А можно ли его как-то «запатентовать»? Вы будете гидом сами или вы будете продавать это направление в туристической фирме как менеджер? В переводе на язык единых экзаменов это звучит так: вам нужнее математика или иностранные языки? А в переводе на язык приготовления уроков – по-другому: с чего начнете, с математики или с английского?)
Или, допустим, вы собираетесь учить биологию, и тема касается ботаники или генетики. (И вот вы думаете: а что если вы заведете на балконе собственный сад, где будете отдыхать после работы? Вы закупите растения в ближайшем супермаркете или сами будете скрещивать многолетние растения, которые далеко не все намерены цвести в наших суровых широтах?)
Или вами изучается оптика, курс физики. (Какие объективы и фильтры нужны, чтобы сфотографированная вами улица появилась на обложке “National Geographic”?)
Понятно, что вы не можете быть одновременно строителем, гидом-переводчиком, менеджером, генетиком и фотографом. Но ведь выбор профессии – это именно выбор! Из нескольких достаточно интересных вариантов! Занятому взрослому человеку психологи не рекомендуют так разбрасываться, но у вас есть преимущество: вам это пока можно.
Ну а если какая-то из учебных задач в ваши жизненные планы не вписывается, то, по крайней мере, она наверняка окажется полезной тактически. Так, без знания времен глаголов в английском языке вы рискуете срывать сроки при сотрудничестве с международными партнерами компании, в которой, возможно, будете работать (устроиться в компанию, которая связана с международным рынком, у вас есть шанс вне зависимости от того, какую конкретно профессию вы выберете).
Принимаемся за учебу
На подобные «прикладные» размышления потрачен целый час? Зато в ближайшие пару часов вам не придется заставлять себя делать домашнее задание (гдз), ведь у вас уже есть мотивация к этому. (Кстати, чтобы не забыть о своих глобальных целях, запишите их, держите их в поле зрения – и почаще перечитывайте.)
А теперь пора приниматься за выполнение заданного. Взгляните на список заданий. Какое из них больше отзывается в вашем сердце?
Постарайтесь начинать с самых приятных заданий – нет, не с легких (выучить стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять» – это слишком известный трюк), а с тех, что вам действительно интересны и нравятся, которые и правда вас радуют. Дело пойдет легко, поскольку после предшествующей расстановки приоритетов уже не может оказаться так, что вы в равной степени ненавидите все упражнения, тексты и задачи.
Отличный подход – слушать свое сердце и делать то, что по душе. И это лишь первый шаг! Начав с того, что домашнее учебное расписание вы составите себе сами, вы постепенно научитесь чувствовать собственные потребности и интересы в принципе, а также – яснее видеть возможную для вас сферу работы и «подгонять» к этому вузы, которые нацелитесь штурмовать, вместе с набором единых экзаменов, которые соберетесь сдавать.
Кстати, проблему дополнительного учебного материала тоже неплохо бы решить заранее. Как определить, сколько его вам надо и какой именно он должен быть? Если по отечественной истории в России будет введен единый школьный учебник, значит ли это, что вам совершенно не нужно читать исторические романы и смотреть исторические фильмы? Если по русскому языку словообразование проходят недолго, значит ли это, что регулярно листать этимологический словарь необязательно? Если вы не сдаете ЕГЭ по химии, значит ли это, что химические опыты дома нельзя ставить ни в коем случае? А коль скоро даже профильные классы учатся по определенной программе, то как определить такую «программу» для себя?
Мера здесь для каждого своя
Опытные преподаватели считают, что чем сильнее ученик полагается на стечение внешних обстоятельств, судьбу, родительскую помощь, счастливый случай, туманное будущее, учителей и чем беспомощнее он себя чувствует в принципе, тем больше ему нужно захватывать изучаемого материала, не брезгуя дополнительными источниками информации и попытками учиться углубленно. Вы пока не выбрали профессию? Тогда позанимайтесь какой-нибудь учебной дисциплиной еще серьезнее – это и будет попытка выбора. Не понравился учебник? Ищите тот, который понравится, лишь бы понять и по возможности полюбить изучаемый предмет. Наметьте себе десять дополнительных упражнений на неделю – и самостоятельно выберите из них всего половину. Либо при определении объема нагрузки исходите из продолжительности стандартного занятия с репетитором. Главное – не «закопаться» настолько, чтобы в этой рутине был забыт принцип целесообразности и потерялась радость от учебы.
А вот чем меньше ученик надеется на совет или помощь кого-то постороннего, чем раньше он сам почувствовал, что важнейшие поступки в его жизни ему нужно совершать лично, чем больше он ощущает в себе способность действовать, тем свободнее он от принудительного пичкания дополнительными заданиями. Впрочем, он и сам будет охотно их выполнять, чувствуя настоящую ответственность за свое будущее. Главное – не забывать отдыхать!
Кстати, сказанное об «объеме работ» справедливо только для здоровых старшеклассников. Если вы ослаблены, часто простужаетесь, недооцениваете уроки физкультуры, то, как бы остро ни стоял вопрос выбора профессии и качественной подготовки к вузу, здоровье всё равно важнее! Любые дополнительные занятия не должны вас изматывать. Соблюдайте меру и придерживайтесь здраво построенного режима дня. На стороне такого подхода – СанПиН (Санитарные правила и нормы). Согласно нормам от 2011 года (сменившим старый вариант от 2002 г.), общая продолжительность времени на приготовление домашних заданий по всем предметам не должна превышать 3 с половиной часа в день, а прежде чем садиться за уроки, нужно еще и погулять 2 часа. Те, кого зачислили в специальную группу по здоровью, всего лишь обязаны избегать во время таких прогулок излишних нагрузок; остальным желательно отдыхать в хорошем спортивном режиме.
За уроки СанПиН рекомендует садиться в 3 или 4 часа дня, а на внеурочную деятельность вроде рисования или вышивания – отводить не более полутора часов в день.
Мимо кошка пробежала
Итак, план действий ясен, и остается его отшлифовать.
Приготовьтесь к тому, что на выработку привычки ежедневно соблюдать принцип целесообразности может уйти пара месяцев. Ничего страшного: многим, и взрослым, и детям, и подросткам свойственно жить менее осознанно, чем это было бы возможно при правильном подходе. В ваших силах – изменить сложившуюся ситуацию!
Хорошим индикатором того, что вы на верном пути, станут неизменные спутники любого расписания – отвлекающие моменты и часы досуга.
Итак, вы решаете задачу – и тут мимо пробежала ваша кошка. Или в соседней комнате громко включают телевизор. Или домашние затеяли спор, неважно. Лучше обратите внимание на то, как вы реагируете на подобные вещи.
Если всё это гораздо интереснее, чем задача, которую вы решаете, то признайтесь: вы пока не поняли, зачем вы учите математику. Внутренней мотивации у вас еще нет! Заставлять себя не отвлекаться, плотно закрывать дверь, ограждая себя от постороннего шума, конечно, можно, но учеба не станет от этого более захватывающей.
Другой вариант: если вы поглощены задачей настолько, что хоть 10 кошек мимо вас пробегут, и вы их не заметите, то учиться вам явно нравится, а вот с реальной жизнью вы свою учебу никак не связали, к сожалению. И в какой вуз будете поступать, тоже, скорее всего, пока не выбрали.
А ежели вы чувствуете, что всё это жизнь – и вы с вашей математикой, и кошка с ее кошачьими маршрутами, и телевизор с передачей, подготовленной тележурналистами, и родители с их оживленным спором, просто вам сейчас важнее математика, – то считайте, что вы нашли нужный баланс. И делом заняты, и из реальности не выпали!
Примерно то же можно сказать и о перерывах в занятиях. Если вы живете от выходных до выходных, считая будни потерянным временем, учиться вы не мотивированы. Если вы занимаетесь круглые сутки, то наверняка забываете уделить внимание родным и близким. А вот если учеба и отдых вам интересны в равной степени, поздравляем: вы уравновешенный человек и обустроили свою повседневность действительно хорошо! Отличных вам каникул!