У молодого человека или девушки в 14-18-летнем возрасте есть очень много разных соблазнов: погулять с друзьями на улице, сходить в ночной клуб (если родители разрешают), послушать музыку, пообщаться в Интернете… Все эти занятия обычно очень приятны и затягивают в свои сети легко и быстро. К тому же в сентябре обычно кажется, что до экзаменов еще очень-очень далеко. Многие вспоминают высказывание Скарлетт О'Хара: «Я подумаю об этом завтра». Такой подход чреват тем, что «завтра» переходит в понедельник, потом - в Новый год… Незаметно наступает спешка, когда до экзаменов остается уже очень мало времени. И вот тут-то некоторые абитуриенты начинают надеяться на последнюю ночь. Конечно, некоторым удается в столь рекорден короткий срок что-то запомнить, кому-то даже попадается «счастливый» билет, но всерьез рассчитывать на успех при поступлении при таком отношении к обучению - не приходится.
Нежелание думать
Нежелание думать - это самый страшный вид лени.
К сожалению, ЕГЭ и многие другие экзамены предполагают наличие правильного ответа. Казалось бы, эти правильные ответы логичнее всего зазубрить. Но, к сожалению, привычка ко всему готовому приводит к неумению выйти за рамки очевидных решений. В тех вузах, где более востребованы люди, умеющие думать самостоятельно, уровень задач намного сложнее, чем в обычных. Чтобы успешно там учиться, придется приложить значительные силы для развития своего интеллекта. Дабы справиться с этим видом лени, решайте задачи повышенной трудности, интересуйтесь всем, что относится к изучаемым вами предметам. Участвуйте в олимпиадах и конкурсах. Поначалу может быть очень тяжело. Зато появится возможность увидеть существенную разницу в уровне подготовки относительно других абитуриентов, и это может подстегнуть желание учиться.
Неорганизованность
Еще один вид лени - это обычная неорганизованность. Некоторые школьники привыкли делать домашние задания только после неоднократных напоминаний родителей. Еще хуже, если родители не смогли воспитать у детей привычку отвечать самостоятельно за свои поступки и продолжают делать уроки вместе с детьми вплоть до окончания школы. С одной стороны, это дает родителям иллюзию того, что они заботятся о детях. На самом же деле эта «забота» приносит больше вреда, чем пользы. Большинство абитуриентов уже абсолютно самостоятельны, и тот, кто будет ждать постоянной помощи от родителей, изначально находится в невыигрышной позиции.
Заведите себе привычку начинать делать уроки в определенное время. Составьте распорядок дня, запишите все домашние задания, продумайте, в каком порядке лучше их выполнять. Если не можете определиться с расстановкой приоритетов, начинайте выполнение заданий с самых легких - тогда через пару часов у вас останется только одно-два более сложных задания, и можно будет целиком посвятить себя их выполнению, не опасаясь, что не хватит времени на что-то еще.
Если проблемы всё время возникают с одними и теми же учебными дисциплинами - проанализируйте, почему так происходит. Обычно человеку свойственно интересоваться одними предметами - и не интересоваться другими. Очень проблематично изучать те предметы, которые вам абсолютно не интересны или кажутся бесполезными. Постарайтесь найти в них хотя бы что-то, что могло бы вам пригодиться в дальнейшей жизни. В любом предмете можно найти что-то достаточно простое и интересное, а дальше станет значительно легче.
Перфекционизм
Тяга к недостижимому совершенству - один из самых страшных врагов абитуриента, вызывающий жуткие приступы лени. Чаще всего это явление возникает от непонимания, что именно требуется получить в результате обучения. Перфекционист стремится быть «самым лучшим». Само по себе это желание хорошо, плохо только то, что подобные люди зачастую тратят слишком много сил и времени там, где это не нужно. От понимания того, что выполнение домашних заданий всегда занимает всё свободное время целиком, обычно возникает сильный соблазн отложить «неприятное» дело на как можно более поздний срок, пока оно не станет безотлагательным. Вторая разновидность этой проблемы - когда всё свободное время тратится только на учебу, и при этом не остается сил на что-либо кроме этого. На первый взгляд может показаться, что это - правильный подход, если нужно поступить в институт с большим конкурсом, но на самом деле через некоторое время отсутствие отдыха приводит к тому, что сил становится меньше и эффективность учебы начинает стремительно падать. В какой-то момент происходит срыв, что обычно ошибочно считают приступом лени, а на самом деле это - желание организма хотя бы немного отдохнуть.
Как бороться с перфекционизмом?
Обратите внимание на вопросы, которые есть в большинстве учебников в конце каждого параграфа. Заведите себе полезную привычку читать эти вопросы не после, а до чтения самого материала. После прочтения попытайтесь ответить на эти вопросы. Если получилось - замечательно; теперь попробуйте пересказать то, что только что прочитали, вывести формулу или доказать теорему. Успешно? Уверены, что знаете материал? Замечательно, теперь остается ждать, что скажет по этому поводу учитель в школе или на подготовительных курсах, или репетитор (если он есть). Не вышло? Сделайте вторую попытку, сосредоточившись на том, что необходимо для усвоения материала. В случае, если знания, необходимые для поступления в институт, превышают те, которые необходимы для успешной учебы в школе, лучше ориентироваться на более строгие требования, это более выигрышный подход. Просто всегда нужно понимать, когда материал усвоен, а когда знания недостаточны. Если человеку кажется, что поток знаний нескончаем, то автоматически хочется как-то защититься от перегрузки. Поэтому полезнее строго дозировать количество информации в единицу времени. Гораздо лучше проходить материал равномерно в течение года и затем повторять ближе к экзаменам, чем потом пытаться в рекордно короткие сроки совершить «подвиг».
Помните: успех обучения - не в количестве часов, проведенных над учебниками! Четко ставьте себе цели относительно учебы, иначе вместо результата вы будете сосредоточены на процессе, что не всегда приводит к желаемому итогу.
Физическая усталость
Это еще один вид лени. Если все время проводить только за чтением учебников, то не удивительно, что подобный образ жизни не способствует поддержанию здоровья. Очень важно беречь себя смолоду. Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, здоровый сон, еда и общение с друзьями - это не воры времени, как некоторые ошибочно считают, а то, что необходимо практически каждому человеку для поддержания жизненного баланса. Спутник физической усталости - эмоциональное выгорание, когда ничего не хочется, возникает депрессия и апатия. Довести себя до подобного состояния возможно, но нежелательно. Обычно среднестатистический человек нуждается примерно в 8 часах сна каждый день. Многие люди не понимают такую простую вещь, как связь между временем, когда они ложатся спать, и тем, легко или тяжело ли им вставать по утрам. Между тем очевидно, что если человек лег спать слишком поздно, то утром ему будет сложно проснуться вовремя. А как быть, если занятия на подготовительных курсах заканчиваются поздно, а в школу надо просыпаться рано утром? Есть два варианта: либо ложиться днем поспать часок-другой, либо отсыпаться во время выходных или менее занятых дней во время недели.
Отсутствие мотивации
Самый очевидный вид лени - это отсутствие мотивации, т. е. желания что-то делать.
В том возрасте, в котором большинство из нас готовится к поступлению в институт, обычно трудно до конца представлять себе все последствия того или иного решения. Однако кое-что представить себе вполне реально. Присмотритесь к людям, которые вас окружают: к продавцам в магазине, врачам в поликлинике, водителям на общественном транспорте и т. д. Люди обычно мотивируются двумя основными способами: избеганием негативных ситуаций и стремлением к позитивным состояниям. Подумайте, какую работу вы хотели бы выполнять после окончания учебы? Какую работу вы бы точно не хотели бы выполнять? Почему? Можете составить себе таблицу на листе бумаги. В одной колонке перечислите 10-15 профессий, которые вам не нравятся, с другой стороны - 10-15 специальностей, которые вам нравятся. Опишите их характеристиками, например, «грязная работа, придется постоянно возиться с машинным маслом» или «очень интересно разбираться в деталях моторов». Каждый раз, когда вам не хочется заниматься учебой, доставайте этот список и размышляйте над тем, согласитесь ли вы делать ту работу, которая вам не нравится, если не удастся поступить в институт. Кому-то больше подойдет другой вариант: думать о выбранной специальности, о том, чем она вас привлекает, как то, что вам нужно сделать, приближает вас к поступлению.
Хотите секретный способ борьбы с ленью? Это достаточно простой психологический прием. Возьмите два листа бумаги. На одном запишите всё, что вам не нравится делать.
Например, убирать в квартире, мыть посуду, ходить в магазин за продуктами и т. д. На втором напишите то, что вам нравится делать. Например, слушать музыку, гулять на улице с друзьями, ходить в кино и т. д. Желательно, чтобы списки были как можно более подробными. Составьте расписание занятий - когда вы бы хотели начинать учебу. Определите, сколько материала было бы хорошо прорабатывать в течение занятий, например, делать домашнее задание в школе плюс задание по подготовке к институту. Желательно четко обозначить, сколько времени это должно занять, поскольку иначе работа может растянуться на неопределенное время. Когда наступит пора приступать к занятиям, достаньте оба списка. Не хотите учиться? Найдите самое неприятное из тех дел, которые вы не хотите делать (только если оно не занимает слишком много времени) - и начинайте его делать. Всё еще не хотите учиться?
Большинство людей рано или поздно понимают, что учиться придется и что оттягивание времени только усугубило бы ситуацию. Однако намного лучше второй способ - это сначала заняться учебой, а затем вознаградить себя занятием из второго списка. Например, сходить в кино или хотя бы поговорить с друзьями. Постепенно, если приложить немного старания, вырабатывается привычка начинать учебу в четко установленное время и заканчивать ее быстро, чтобы оставались силы на всё остальное.
Есть и еще один очень короткий, но действенный способ заставить себя учиться. Если совсем не хочется - просто сидите на месте и ничего не делайте. Ничего - это значит совсем ничего. Выключите радио, телевизор, музыку. Не разговаривайте в это время по телефону и не читайте книг. Не занимайтесь никакими домашними делами. Не думайте ни о чем.
Очень скоро вы убедитесь, что выполнять все эти требования очень тяжело. Обычно люди предпочитают заснуть, когда им совсем нечем заняться. Вот тут-то и можно перейти к учебе. Как только стало скучно - сделайте несколько наклонов или элементов любой гимнастики. Потянитесь. Дайте себе слово, что после окончания учебы вы займетесь тем, что вам хочется. И начинайте учиться прямо сейчас - не откладывайте, это - очень плохая привычка.
На самом деле никакой лени не существует, очень быстро вы в этом сами убедитесь. Если вы хорошо понимаете, для чего вы учитесь, если вам интересно то, что вы читаете, если у вас получается - обычно учеба доставляет массу удовольствия. Если это не так - ищите причины, почему этого не происходит. Зная причину, можно найти способ ее устранить. Обычно за словом «лень» скрывается много разных противоречивых желаний. Наладьте прямой контакт со своим подсознанием. Вместо слов: «Мне лень» говорите: «Я устал», или «У меня сейчас другие дела», или «Я не знаю, как это сделать». Постепенно вы заметите, что слово «лень» стало звучать все реже и реже. Верьте в себя и в свои возможности, и у вас всё получится!