Содержание
Что такое частная школа и чем она отличается от государственной
Основное отличие частного учебного заведения от государственного в том, что первое принадлежит конкретному предпринимателю и не финансируется из средств бюджета, а содержится за счет денег, которые родители платят за образование своих детей. Таким образом, с юридической точки школа выступает исполнителем, а законный представитель ребенка – заказчиком образовательных услуг, и их взаимоотношения регулирует ФЗ «О защите прав потребителей». Значит ли это, что у владельца негосударственного учебного заведения с педагогической точки зрения полностью развязаны руки? Нет, поскольку закон «Об образовании в РФ» он тоже соблюдать обязан, то есть ученики частной и государственной школ обладают абсолютно одинаковыми правами. Что это значит практически:
- администрация не вправе отчислить ребенка по собственному желанию – только за серьезное нарушение дисциплины или систематическую неуспеваемость, причем подростку при этом должно быть не менее 15 лет;
- учебная программа должна соответствовать государственному стандарту (ФГОС);
- по окончании 9 и 11 классов ребята сдают соответственно ОГЭ и ЕГЭ и получают аттестаты;
- при необходимости родители вправе перевести ученика в обычную (государственную) школу, получив при этом личное дело ребенка и задокументированные сведения о его успеваемости.
Все права и обязанности сторон образовательного процесса в небольшой статье перечислить сложно, но и необходимости в этом нет. Достаточно знать, что любое частное учебное заведение обязано действовать согласно вышеуказанным законам.
Преимущества
Образовательные услуги обходятся родителям недешево, так есть ли смысл тратиться? Безусловное достоинство частных школ – отличная материальная база (хороший ремонт, учебные лаборатории, компьютеры) и классы всего по 10–15 человек, что дает возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку в отдельности. Эти преимущества – самые очевидные, но не единственные. Важно и то, что каждая частная школа уникальна и несет в себе некую заложенную основателем идею. Она может выражаться в облике самого здания, в принципах отбора преподавателей и организации педагогического процесса, а также в разнообразии дополнительных программ. Кроме того, многие частные средние школы – профильные, то есть имеют определенный уклон: экономический, лингвистический, математический и так далее. Государственные учебные заведения иногда тоже отличаются определенной направленностью, но стоит понимать, что если ваш ребенок проявляет ранний интерес, например, к биологии, а в вашем районе школы с подобным профилем нет, то у вас могут возникнуть сложности с поступлением, поскольку на обучение за счет бюджета детей принимают в первую очередь по месту жительства. В частном секторе подобных ограничений нет, хотя в любом случае стоит принять во внимание и то, насколько удобно будет ребенку ходить либо ездить на занятия.
Отдельно стоит упомянуть о школах, нацеленных на работу с одаренными детьми. В государственной системе подобные учебные заведения найти трудно, если вообще возможно. Понятно, что в рамках стандартной программы ребенку с выдающимися способностями будет «тесно», поэтому родителям вундеркиндов остается только искать платную школу, если они, конечно, не хотят загубить талант сына или дочери на корню.
Новаторство
Трудно отрицать, что государственная система общего образования у нас в стране давно устарела и требованиям времени во многом не отвечает. Реформировать ее то и дело пытаются, но лишь с переменным успехом. Так или иначе, современные школы используют, по сути, советские и сугубо традиционные педагогические технологии. В частном секторе инертность заметно ниже, поскольку у владельцев учебных заведений могут быть свои взгляды на образовательный процесс, и они вправе организовать его так, как им заблагорассудится, если это не противоречит закону. Родителям же остается лишь выбрать такую педагогическую модель, которая будет соответствовать их собственным воззрениям и предрасположенностям ребенка. Взять, к примеру, знаменитое вальдорфское образование, не менее известный метод Монтессори или систему Занкова. Хоть они и появились далеко не вчера, но до сих пор служат интересными альтернативами стандартизированному обучению. Если же родителей интересуют именно современные, передовые подходы к образованию, то и в этом случае достойные варианты они найдут, особенно если живут в Москве. К слову, около 30% российских частных средних школ находится именно в столице, еще приблизительно 10% – в Санкт-Петербурге и лишь оставшиеся 60% распределены по другим частям страны.
Отсутствие бюрократии
Последние годы в России характеризуются сильной бюрократизацией образовательного процесса: по требованию чиновников учителя вынуждены составлять бесконечные планы и отчеты. Министерство просвещения таким образом имитирует бурную деятельность, а педагоги вынуждены тратить на бумагомарание время, которые они могли бы дополнительно уделить детям. С частными школами ситуация иная: они перед государством не отчитываются, а потому и в общей бюрократической вакханалии не участвуют, что косвенно может положительно сказаться на качестве образовательного процесса. Вероятное возражение также резонно: если госконтроль ослаблен, то насколько велик риск для ребенка и его родителей стать жертвами педагогической некомпетентности? Возможно, он и есть, но стоит понимать, что закон действует в любом случае, и при нарушении со стороны школы он будет на вашей стороне. Кроме того, институт репутации хоть в России и развит относительно слабо, но он все же существует, особенно в образовании. Частное учебное заведение заинтересовано в том, чтобы получать положительные отзывы от родителей, поэтому администрация будет делать все возможное, чтобы не допустить недовольства со стороны клиентов и избежать конфликтов.
Пример частной школы
Чтобы не быть голословными, расскажем о том, как организовано обучение в знаменитой Павловской гимназии из Московской области – единственного частного учреждения, входящего в сотню лучших средних школ региона. Это не интернат, то есть ночуют дети дома, но заняты они целый день. До обеда они учатся, а затем занимаются в различных студиях, которых в общей сложности более 30. Есть спортивные, шахматные секции, кружки по созданию мультфильмов, постановке мюзиклов, записи радиопередач. Здесь не принято судить о возможностях ребенка исключительно по успеваемости в общеобразовательных дисциплинах. Задача гимназии – раскрыть потенциал, который подчас находится в области, далекой от стандартной программы. Последнюю ребята, естественно, осваивают, но тоже необычным образом: уроки не проходят в строго определенных классах, используется все пространство школы – оранжерея, рекреация, сад камней, расположенные во дворе беседки.
Необычно и то, как проходят занятия. В наши дни, когда любую информацию можно за секунды найти с помощью поисковой системы, привычная функция учителя как ментора, транслирующего знания покорным слушателям, уже неактуальна. Современная педагогика основана на взаимодействии между преподавателем и учениками. Более того, в Павловской гимназии дети выступают «сценаристами» образовательного процесса и сами определяют ход урока, а учитель старается подстроиться. Людям старшего поколения, которые воспитывались под началом педагогов-диктаторов, такой подход может показаться странным, если не одиозным. Однако методику не стоит понимать превратно: дети в любом случае не занимаются бесконтрольно и не делают на уроке все, что им заблагорассудится, поскольку учитель все равно следит за тем, чтобы границы изучаемого предмета соблюдались. В то же время относительная свобода учеников дает им дополнительную мотивацию, развивает самостоятельность мышления и тренирует умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
В школе организуются факультативы в том числе и по общеобразовательным предметам. Необычно то, что дополнительные занятия будут проводиться даже в том случае, если на них запишется один-единственный человек, причем такие уроки входят в стоимость обучения. Такая система особенно удобна при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, поскольку необходимость искать курсы где-то на стороне попросту отпадает.
В целом способов организации учебного процесса, которые удивят учеников из государственных школ и их родителей, в Павловской гимназии много. Тут можно упомянуть и отсутствие гаджетов (смартфоны и планшеты ребята каждое утро сдают на хранение), и особый подход к питанию (в столовой используются только экологически чистые продукты без консервантов), и даже уроки для родителей. Если же попытаться выделить главное, что отличает Павловскую гимназию и частную школу как таковую от государственной, то это, пожалуй, индивидуальный подход, действия с оглядкой на природные способности каждого ученика в противовес привычному для большинства из нас коллективизму и «уравниловке».
Стоимость обучения
Несмотря на принадлежность к частному сектору, негосударственные школы обучают детей не только на платной основе. Так, например, директор ЧОУ «Гимназия № 1» города Новороссийска Т. А. Меркулова отмечает, что 42%, то есть почти половина ребят в их учреждении получает образование бесплатно. Конечно, претендовать на такие места вправе не все, предпочтение отдается инвалидам, победителям олимпиад и отличникам учебы. В московской школе для одаренных детей «Летово» есть 7-миллиардный стипендиальный фонд, из средств которого оплачивается образование ребят из малоимущих семей и других льготников.
Несмотря на вышесказанное, большинство родителей за обучение в частных школах все-таки платит, причем стоимость подобных услуг в разных учреждениях порой различается в несколько десятков раз. Так, по данным исследования, проведенного на базе НИУ ВШЭ, в 2016-м минимальная стоимость обучения составила 14 000 рублей в год, максимальная – 915 000. В среднем же по стране в тот же год родители платили приблизительно по 16 000 в месяц. Более свежих статистических данных по этому вопросу найти не удалось, но оснований полагать, что за несколько лет положение дел кардинально изменилось, нет.
Лучшие частные школы России
Несмотря на то, что общероссийского рейтинга именно частных школ в свободном доступе не найти, список наиболее авторитетных учебных заведений составить все-таки можно. Общие сведения о них мы собрали в таблице.
Название | Город | Год основания | Стоимость обучения (средние и старшие классы), руб./мес. |
---|---|---|---|
Первая московская гимназия | Москва | 2002 | От 150 000 |
Президент | Москва | 1993 | 180 000 |
Дипломат | Санкт-Петербург | 1993 | От 60 000 |
Траектория жизни | Санкт-Петербург | 2017 | От 145 000 |
Гимназия №212 «Париж» | Екатеринбург | 2008 | 20 000, плюс вступительный взнос 200 000 и 180 р./день на питание |
Индра | Екатеринбург | 1993 | Около 11 000 |
Юнион | Новосибирск | 2006 | 15 000 |
Таланъ | Новосибирск | 1993 | 17 500 |
Частная школа им. С. В. Михалкова | Нижний Новгород | 1992 | От 45 000 |
Международная школа Казани | Казань | 2014 | Более 80 000 |
Заключение
Первые частные школы в Российской Федерации стали появляться в начале 90-х. За прошедшие десятилетия их количество выросло более, чем на 60%, и сегодня доля таких учебных заведений в стране составляет порядка 2%. Этот показатель намного ниже, чем в развитых странах, но тенденция расширения частного сектора в образовании прослеживается и у нас. Зависит она во многом от покупательской способности населения: позволить себе каждый месяц платить десятки тысяч рублей ежемесячно может далеко не каждый. Но на вопрос, стоит ли отдавать ребенка в частую школу, если финансовая возможность есть, ответ будет, безусловно, утвердительным.