Почему порой не получается раскрыть тему сочинения? Всё начинается с того, что не все привыкли сразу понимать предмет повествования – то, о чем именно надо писать – да и не все умеют это делать. Сейчас научимся.
Содержание
Классификация – прежде всего
Мысль, что нужно понимать каждое слово темы, не нова, но она и не всегда работает. Поэтому прежде всего обратите внимание на то, что зачастую в формулировках встречаются (или подразумеваются) термины разных наук. Литературоведческие, например. Или философские, или психологические... Очень важно, какие именно! Если вы разовьете мысль работы в том направлении, которое предполагает наука, породившая термин, это поможет различить похожие темы и действительно справиться с работой.
Приступая к раскрытию темы, определите, к какой научной сфере относятся термины, которые используются или подразумеваются в ее формулировке. Исходя из особенности отрасли знания, затронутой в теме, надо строить рассуждения и подбирать аргументы.
Итак, совершенно точно уясните себе значения всех ключевых слов в формулировке темы. Если для этого потребуется прочесть соответствующие статьи в словаре, то придется это сделать. Нет словаря – думайте сами, но это не лучший вариант: так может «занести» не в нужное русло.
Темы сочинений поддаются условной классификации. Прежде чем начинать писать, всякий раз определяйте, к какой из нижеприведенных разновидностей принадлежит тема.
Литературоведческие темы
Тема распознается по присутствию в ней литературоведческого термина:
- поэтика;
- композиция;
- мотив;
- мастерство;
- конфликт;
- комическое;
- второстепенные персонажи;
- парные персонажи;
- внутренний монолог;
- сатира и т. д.
С терминами «образ», «реализм», «проблематика» и некоторыми другими дело обстоит посложнее – об этом чуть дальше. Выбирая такую тему, к моменту написания сочинения вы должны уметь относительно свободно оперировать точными определениями всех этих литературоведческих понятий.
Литературоведческое сочинение предполагает анализ произведения с точки зрения того, каким был замысел автора и как (с помощью каких художественных средств, приемов, героев, сюжетных ходов) он воплощен в произведении.
Тема 1. Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Образ автора – литературоведческий термин. Расскажите, каким предстает перед читателем автор романа: над чем смеется, что любит, что осуждает, какие и в связи с чем высказывает чувства и мысли. Образ этот приходится собирать из мельчайших деталей и черточек, разбросанных по всему произведению. Сложная тема, требует идеального знания текста.
Тема 2. Пушкин и Онегин (по роману «Евгений Онегин»).
Чтобы раскрыть тему полно, слово «Пушкин» поймем двояко: Пушкин – герой романа и его автор. Речь пойдет о взаимоотношениях Пушкина и Онегина («доброго его приятеля»), а также об отношении автора к своему герою, которое он нередко высказывает прямо (в начале романа, после дуэли с Ленским и далее). Онегин автору близок и симпатичен (нужно объяснить чем), и в то же время Пушкин своего героя порой осуждает и высмеивает. Тема требует хорошего знания романа.
Тема 3. «Я так люблю Татьяну милую мою» (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Главное – не забывать, что тема литературоведческая: свяжите образ героя (то, как именно он подан автором) с замыслом произведения. И не просто расскажите о Татьяне, а объясните, за что же ее так любит автор.
Тема 4. Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Лирических отступлений в романе огромное количество: о женских ножках, о молодости и старости, о дружбе, о театре – о чем хотите. Как это соединить? Всё дело в одном слове – «роль», точнее, «роли». Объясните, для чего они нужны автору. Благодаря им, Пушкин получил возможность высказывать свои самые разные мысли и чувства, часто почти без связи с основным действием романа. Ведь поэтам такое свойственно. А доказать мысль сочинения можно 2-3 примерами.
Тема 5. «Двойники» Родиона Раскольникова и замысел романа «Преступление и наказание».
Двойники – литературоведческий термин. О них написано во многих учебниках, литературоведческих книгах и статьях. Более того, без чтения хотя бы одной подобной статьи (или параграфа из учебника) такой темы не раскроешь.
А речь идет о Свидригайлове, о студенте из трактира (вслух высказывающем ту самую теорию «полезного убийства»), о Порфирии, о Миколке, который «пострадать хотел». Эти герои требуются автору для того, чтобы одну из сторон личности Раскольникова выпятить, довести до логического конца (безверие и цинизм – у Свидригайлова; рассудочность – у Порфирия) или даже до абсурда и показать их самому же Раскольникову как зеркало, в котором в преувеличенном виде отражаются некоторые стороны его собственной личности.
Попытайтесь объяснить, для чего же это было нужно Достоевскому. С литературоведческой точки зрения, тема интересная. Но если такого рода интересов у вас нет, то за нее лучше не браться, не обманывать себя.
Тема 6. Автобиографические герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Речь о Пьере Безухове и Андрее Болконском. Чем каждый из них похож на автора? Оба находятся в постоянном поиске смысла жизни. Пьер, кроме того, склонен к философским размышлениям, а князь Андрей – патриот. Характеризуйте их – с примерами из текста – именно и только с этой стороны. Чтобы справиться с такой темой, надо хорошо знать все основные события в жизни этих героев и биографию Толстого.
Тема 7. Тушин и Тимохин – любимые герои Толстого в романе «Война и мир».
Тут надо только объяснить, почему Тушин и Тимохин – любимые герои Толстого. Они преданы своему делу и не думают только о себе – докажите, что они именно такие, примерами из текста. Объясните, из чего видно, что это действительно любимые герои автора, в чем проявляется его симпатия к ним.
Психологические темы
Это темы для тех, кто знает людей или, по крайней мере, внимателен к поведению героев книг; кто понимает чувства и внутренний мир персонажей, поступки и мотивы этих поступков; кто интересуется душой человека.
О том, что тема сочинения относится к категории психологических, недвусмысленно сигнализируют термины из области науки о процессах и явлениях, связанных с высшей нервной деятельностью человека, а проще говоря, с его душевной организацией («нравственность», «выбор», «эмоции» и т. д.) . Еще один маркер – явная отнесенность ко всему, что касается внутреннего мира человека вообще и литературного героя в частности.
Тема 8. Психологические открытия Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Только открытия! Например, что в душе одного и того же человека могут уживаться противоположные мысли, чувства и стремления (как если бы у него было две души, а не одна). Таков Раскольников (помните, как он сначала рьяно защищал девочку на бульваре, а потом сам себе удивился: «Да из чего я хлопочу? Мне-то какое дело?»). Такой и Свидригайлов. И даже Дунечка. А вот Разумихин, Порфирий, Лужин – цельные натуры: у каждого из них только по одной душе... Чтобы хорошо написать эту работу, нужно самостоятельно обнаружить в романе эти «психологические открытия» – открыть их у Достоевского.
Тема 9. Нравственный облик Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Не сравнивайте Лужина со Свидригайловым: в нравственном (вернее, безнравственном) отношении эти герои очень похожи. Говорите о нравственном облике вместе Лужина и Свидригайлова: это фактически один и тот же нравственный облик. Не забудьте о примерах из текста. Довольно простая тема.
Тема 10. Л. Н. Толстой – о внутренней красоте человека (по роману «Война и мир»).
Очень неконкретная формулировка. Ведь внутренняя красота человека – это и чувство собственного достоинства (которое проявляет Пьер в сцене дуэли с Долоховым), и смелость (князь Андрей, Пьер, тот же Долохов, Денисов), и искренность (Наташа, Николай, Денисов), и глубина и тонкость чувств (княжна Марья), и постоянная душевная неуспокоенность (Пьер, Андрей), и великодушие и щедрость (Ростовы), и чувство долга (князь Андрей, Тушин, Тимохин, Кутузов), и любовь к родине... Единственный путь – что-то выбрать, достаточно произвольно, и об этом писать. Но тема несложная.
Социологические темы
Социология – наука об обществе и о законах, по которым оно живет и развивается. Соответственно, писать надо в этом ключе.
Социологический разворот темы – такой, когда речь заходит об особенностях общества, в котором живут герои и происходят события произведения.
Тема 11. Воспитание дворянина первой половины ХIХ в. в изображении А. С. Пушкина (по роману «Евгений Онегин»).
Здесь можно писать главным образом о воспитании Онегина. Автор говорит об этом очень подробно. Стоит также вспомнить и Ленского, и даже Татьяну с Ольгой. Это абсолютно социологическая тема: через воспитание выявляются особенности общества – вспомните, что Онегина ни к какой серьезной деятельности не готовили и т. п. Предполагается сравнение того воспитания с нынешним.
Тема 12. «Татьяна – русская душою...» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Пишите тут только о том, что дало право поэту так сказать о своей героине (которая читала и говорила только по-французски): назовите ее поступки, чувства, качества характера, которые так позволяют о ней сказать.
Тема 13. Социальная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Слово «проблематика» говорит о том, что писать нужно только о тех проблемах, которые существуют в обществе, описанном Достоевским. Несложная тема. Знать текст нужно в общих чертах. Основную часть стройте просто: называйте социальную проблему (например, резкое расслоение на очень богатых и очень бедных; рост экстремистских настроений, особенно среди молодежи; расшатанность нравственных норм) и затем иллюстрируйте ее примерами из текста.
Философские темы
Философское сочинение рассматривает – в связи с содержанием произведения – вечные вопросы: о добре и зле, смерти и бессмертии, вере и безверии и т. п.
Тема 14. Идеологический роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
В центре такого романа – столкновение идей: например, идеи Раскольникова о допустимости «крови по совести» (т. е. убийства ни в чем не повинных людей ради того, чтобы переделать общество, достичь каких-то «великих» целей) и противоположной – евангельской – идеи Сонечки Мармеладовой. Идеи, мнения, мысли здесь играют решающую роль. Герои постоянно спорят друг с другом: Разумихин – с Раскольниковым, с Лужиным; Родион – с Дунечкой, со Свидригайловым, с Соней.
Об этих спорах, об этом столкновении идей здесь и нужно писать. Требуется хорошее знание текста (кто что и где говорит) и хорошее понимание всех этих многочисленных и разноречивых идей. Нужно объяснить, почему они волновали Достоевского, как это связано с ситуацией в тогдашнем российском обществе.
Тема 15. Ф. М. Достоевский о свободе и ответственности человека (по роману «Преступление и наказание»).
Свобода... Если я свободен, у меня есть возможность что-то (видимо, то, что я хочу, что считаю нужным) делать, а если несвободен, – нет. А ответственность – явно от слова «ответ». Приходится «ответ держать», если что-то сделал «не так». Внешняя свобода – это когда можно поехать куда хочешь, вести себя как хочешь: никто не сделает замечания. А внутренняя свобода присуща человеку, который умеет пересматривать свои взгляды и поступки, способен меняться, вести себя нестандартно, творчески.
Внешняя ответственность: сделал то, что нельзя делать, – тебя за это наказывают. А внутренняя – если человек, совершив некрасивый поступок или просто ошибку, чувствует себя плохо, испытывает угрызения совести. Видимо, так.
В формулировке сказано «Достоевский о свободе и ответственности...», то есть о том и о другом вместе. Найдите, в каких словах, образах, каких поступках каких героев он выразил эти мысли в романе. Придется рассуждать об очень непростых проблемах (например, о том, как связаны свобода и ответственность; какая ответственность серьезнее – внешняя или внутренняя, или к чему приводит «безответственная свобода»).
Сравнительные темы
Здесь сравниваем одного героя с другим, двух писателей друг с другом, два произведения между собой и так далее. Как правило, речь идет о противоположностях. Такие темы бывают социологическими, философскими и др.
Тема 16. Вера и атеизм: Сонечка Мармеладова и Родион Раскольников.
Сравним Сонечку как верующую в Бога с Раскольниковым как неверующим (атеистом). Что такое вера и атеизм?
Вера в Бога предполагает уверенность не только в существовании Бога, но и в том, что Бог чего-то хочет от человека – какого-то поведения, следования определенным заповедям, т. е. правилам и законам, которые записаны в Священном Писании.
А атеизм – это не только уверенность, что никакого Бога нет, но и неизбежно из этого вытекающая относительность нравственности: предписанных свыше обязательных для соблюдения правил и законов нет, Священные Книги – это просто обычные книги для чтения, все правила и законы придумывают люди, нет ничего несомненного – поэтому любые законы иногда можно нарушать.
Достоевский очень удачно сформулировал это фразой «Если Бога нет, то всё дозволено». Затем нужно объяснить, в чем (образе жизни, словах, идеях, поступках) проявляется вера Сони и атеизм Раскольникова. К чему приводит вера Сони: и для нее самой, и для окружающих, и для самого Раскольникова. К чему приводит атеизм Родиона Романовича.
Почему так – почему такие следствия веры и атеизма показаны в романе? Это ведь связано с убеждениями автора. Здесь нужно знать только самое основное о Соне и Родионе. Но умейте хорошо связать абстрактное с конкретным (содержание абстрактных понятий «вера» и «атеизм» с конкретными словами и поступками героев романа) и рассуждать.
Тема 17. Деловые люди Лужин и Разумихин в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Лужин и Разумихин – совершенно разные деловые люди. Вот и нужно объяснить, что означает слово «деловой» в применении к Лужину, а что – к Разумихину. Больше ни о каких других качествах и поступках этих героев здесь говорить не следует. Раскрытие этой темы требует некоторой психологической тонкости и умения рассуждать.
Исторические темы
Рассматриваются исторические процессы, отраженные в произведении или повлиявшие на него.
Тема 18. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и история России.
Здесь нужно объяснить, какие исторические причины породили проблемы, которые ставятся в романе. Эти причины – рост «революционных» настроений в обществе; упадок религиозности и нравственности, вызванный популярностью позитивизма и материализма; «первоначальное накопление капиталов».
Можно понять эту тему и оригинальнее: имеется в виду не «предшествующая» роману, но «последующая» история России, а Достоевский выступает как предсказатель. При такой формулировке, какая есть у нас, можно писать и о том, что предшествовало, и о том, что последовало. Однако первое – объективная тема, а второе – субъективная!
Субъективные темы
Здесь от пишущего требуется рассказать о личном восприятии прочитанного. Придется писать о своих чувствах и мыслях или о своем отношении к герою или произведению. И для начала нужно, чтобы они были.
Поскольку тема «Мой любимый герой» какого-то произведения очень стандартная, то сообщаем сразу: недостаточно продемонстрировать, что вы много знаете о герое, – надо еще максимально убедительно объяснить, почему он ваш любимый герой. Более того, вся работа должна быть написана так, чтобы чувствовалось: вы говорите о любимом герое! А это совсем непросто.
На таких темах часто срезаются: берут того героя, о котором просто больше знают, и пишут о нем. Бывают и казусы: например, один ученик написал сочинение на эту тему о... подлеце Лужине! Это его любимый герой! Он подлецов обожает, оказывается! А объяснялось всё просто: он нашел в Интернете работу о Лужине – и решил ничтоже сумняшеся писать об этом персонаже.
Тема 19. Мое отношение к Родиону Раскольникову.
Будьте конкретны. Одобряете – что именно? Сочувствуете – чему? Отношение менялось по ходу чтения романа – как и почему?
Тема 20. Что я думаю о теории Родиона Раскольникова?
Рецензируйте «теорию Раскольникова». Разберите ее по косточкам, расскажите, как она у Раскольникова появилась и как вы к ней относитесь. После чего объясните, почему именно так. Здесь стоит высказывать только интересные, оригинальные мысли.
Учителя, проверившие не одну сотню школьных сочинений, рассказывают о таких необычных трактовках этой темы.
- Один из учеников счел теорию Раскольникова верной: люди всё равно наказывают и убивают друг друга, только чаще всего плохие люди убивают хороших, а нужно сделать так, чтобы было наоборот – и тогда только и станет возможен прогресс. Да, он просто не понял Достоевского. Но это субъективная тема! И здесь ценятся именно самостоятельность, искренность и оригинальность – а они в этом сочинении присутствовали. Причем было очевидно, что он действительно так думает, а не просто оригинальничает. И даже аргументы интересные привел.
- Другая ученица написала, что теория Раскольникова ей интересна так, как психиатру могут быть интересны болезненные фантазии сумасшедшего: интересно, до чего может додуматься умный и даже во многих отношениях хороший человек! Тоже оригинальное высказывание.
А если ничего такого любопытного за душой нет, то и браться за такую тему не стоит.
Тема 21. Мои любимые страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Тема трудная, хотя и кажется легкой. Понадобится очень хорошее знание некоторых сцен романа. Напишите о них так, чтобы читатель-учитель поверил, что это действительно ваши любимые страницы. Тема – только для тех, кто по-настоящему любит художественную литературу.
Смешанные темы
Смешаны могут быть два или даже три типа тем.
Тема 22. Проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Стержень романа – нравственная проблема (допустимо ли преступление нравственных заповедей). Есть и социальная, и психологическая, и философская проблематика. Очень хорошего знания текста тут тоже не требуется, а глубокое понимание нужно, потому что психологические и философские проблемы – это не очень просто.
Требуется объяснить, в чем они состоят, в какой-то мере надо владеть терминологией. Понадобится развитое абстрактное мышление. Не помешает прочесть хорошую статью о проблематике романа Достоевского.
Тема 23. Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Униженные и оскорбленные – характеристика образов романа. Рассуждаем: кто они? Наверное, это все Мармеладовы («глава семейства», Катерина Ивановна, Соня, младшие дети); это девочка на бульваре, которую встречает Раскольников; это Лизавета; это, пожалуй, даже и сам Раскольников, и его мать, и сестра.
А вот Разумихин зимой никогда не топил у себя в комнате, но говорил, что так даже лучше. Как бы он ни бедствовал материально, к униженным и оскорбленным не относится, потому что тяжелые условия жизни его нисколько не унижают и не оскорбляют, не затрагивают его души, не мешают оставаться бодрым и жизнерадостным.
Нужно рассказать обо всех этих героях – и именно в таком плане: объяснить, почему они «униженные и оскорбленные». Но роман Достоевского – художественное произведение: не в том здесь только дело, что автор просто показывает, как плохо жилось определенным слоям населения тогдашней России. Все образы «униженных и оскорбленных» тесно связаны с замыслом романа, играют в его воплощении определенную роль. Как – с помощью этих героев – автор воплощает свой замысел?
Слово «замысел» имеет один корень со словом мысль. Почти всегда замысел может быть понят как какая-то одна мысль. В этом случае такая: как бы человеку ни жилось плохо, он не имеет права терять Человека в себе, переступать через нравственные нормы, он всё равно остается существом, созданным по образу и подобию Божию, и несет ответственность за свою жизнь, свои поступки. Остается духовным (а не чисто социальным) существом.
Или проще: Божьи законы важнее для человека, чем социальные. Во второй половине XIX в. была очень популярна социологизаторская теория. Согласно ей, человек – это чистый продукт социума, общества, в котором он живет. Человек не сын Бога (которого вообще нет!), а сын Общества. И раз Общество его «обижает», то он имеет право – любым способом, не исключая самого грубого насилия – бороться за улучшение своего положения, изменяя «нехорошее» Общество.
Такие взгляды рассматривались как передовые, революционные. А Достоевский с этим спорил, опровергал эту точку зрения. Следовательно, главным для раскрытия этой темы будет образ Раскольникова. Другие имеют значение только в своем влиянии на главного героя. Вторая по значимости тут, конечно, Сонечка – абсолютный антипод Раскольникова и одновременно (в конце романа) его самый близкий человек.
Итак, мы начали понимать эту тему как литературоведческую, продолжили – как социологическую. Формулировка достаточно широкая, неконкретная – а потому и понять можно по-разному. И такие формулировки тем встречаются нередко.
Учимся выбирать
- Если вам кажется, что вы уже поняли свою задачу, подумайте, возможна ли такая тема и не будет ли работа простым пересказом текста – что не допускается.
- Если тема сформулирована неясно, подумайте, как по-разному ее можно понять: используйте принцип «всё познается в сравнении»; попробуйте чуть-чуть изменить формулировку темы и сравнить ее с начальной: посмотрите, что изменилось; сравните эту тему с другими темами по тому же произведению (если они даны); попробуйте применить «метод исключения», чтобы оставить более правильную формулировку.
- Выберите одно из пониманий темы, скажем, то, которое вам ближе или удобнее.
- Подумайте, подходит ли эта тема именно для вас: сможете ли вы ее раскрыть, достаточно ли у вас для этого знаний, умений, способностей, наконец, интересна ли она вам.