Темы сочинений: 8 разновидностей

Почему порой не получается раскрыть тему сочинения? Всё начинается с того, что не все привыкли сразу понимать предмет повествования – то, о чем именно надо писать – да и не все умеют это делать. Сейчас научимся.

Классификация – прежде всего

Мысль, что нужно понимать каждое слово темы, не нова, но она и не всегда работает. Поэтому прежде всего обратите внимание на то, что зачастую в формулировках встречаются (или подразумеваются) термины разных наук. Литературоведческие, например. Или философские, или психологические... Очень важно, какие именно! Если вы разовьете мысль работы в том направлении, которое предполагает наука, породившая термин, это поможет различить похожие темы и действительно справиться с работой.

Приступая к раскрытию темы, определите, к какой научной сфере относятся термины, которые используются или подразумеваются в ее формулировке. Исходя из особенности отрасли знания, затронутой в теме, надо строить рассуждения и подбирать аргументы.

Итак, совершенно точно уясните себе значения всех ключевых слов в формулировке темы. Если для этого потребуется прочесть соответствующие статьи в словаре, то придется это сделать. Нет словаря – думайте сами, но это не лучший вариант: так может «занести» не в нужное русло.

Темы сочинений поддаются условной классификации. Прежде чем начинать писать, всякий раз определяйте, к какой из нижеприведенных разновидностей принадлежит тема.

Литературоведческие темы

Тема распознается по присутствию в ней литературоведческого термина:

  • поэтика;
  • композиция;
  • мотив;
  • мастерство;
  • конфликт;
  • комическое;
  • второстепенные персонажи;
  • парные персонажи;
  • внутренний монолог;
  • сатира и т. д.  

С терминами «образ», «реализм», «проблематика» и некоторыми другими дело обстоит посложнее – об этом чуть дальше. Выбирая такую тему, к моменту написания сочинения вы должны уметь относительно свободно оперировать точными определениями всех этих литературоведческих понятий.  

Литературоведческое сочинение предполагает анализ произведения с точки зрения того, каким был замысел автора и как (с помощью каких художественных средств, приемов, героев, сюжетных ходов) он воплощен в произведении.

Тема 1. Образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Образ автора – литературоведческий термин. Расскажите, каким предстает перед читателем автор романа: над чем смеется, что любит, что осуждает, какие и в связи с чем высказывает чувства и мысли. Образ этот приходится собирать из мельчайших деталей и черточек, разбросанных по всему произведению. Сложная тема, требует идеального знания текста.

Тема 2. Пушкин и Онегин (по роману «Евгений Онегин»).

Чтобы раскрыть тему полно, слово «Пушкин» поймем двояко: Пушкин – герой романа и его автор. Речь пойдет о взаимоотношениях Пушкина и Онегина («доброго его приятеля»), а также об отношении автора к своему герою, которое он нередко высказывает прямо (в начале романа, после дуэли с Ленским и далее). Онегин автору близок и симпатичен (нужно объяснить чем), и в то же время Пушкин своего героя порой осуждает и высмеивает. Тема требует хорошего знания романа.

Тема 3. «Я так люблю Татьяну милую мою» (образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Главное – не забывать, что тема литературоведческая: свяжите образ героя (то, как именно он подан автором) с замыслом произведения. И не просто расскажите о Татьяне, а объясните, за что же ее так любит автор.

Тема 4. Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Лирических отступлений в романе огромное количество: о женских ножках, о молодости и старости, о дружбе, о театре – о чем хотите. Как это соединить? Всё дело в одном слове – «роль», точнее, «роли». Объясните, для чего они нужны автору. Благодаря им, Пушкин получил возможность высказывать свои самые разные мысли и чувства, часто почти без связи с основным действием романа. Ведь поэтам такое свойственно. А доказать мысль сочинения можно 2-3 примерами.

Тема 5. «Двойники» Родиона Раскольникова и замысел романа «Преступление и наказание».

Двойники – литературоведческий термин. О них написано во многих учебниках, литературоведческих книгах и статьях. Более того, без чтения хотя бы одной подобной статьи (или параграфа из учебника) такой темы не раскроешь.

А речь идет о Свидригайлове, о студенте из трактира (вслух высказывающем ту самую теорию «полезного убийства»), о Порфирии, о Миколке, который «пострадать хотел». Эти герои требуются автору для того, чтобы одну из сторон личности Раскольникова выпятить, довести до логического конца (безверие и цинизм – у Свидригайлова; рассудочность – у Порфирия) или даже до абсурда и показать их самому же Раскольникову как зеркало, в котором в преувеличенном виде отражаются некоторые стороны его собственной личности.

Попытайтесь объяснить, для чего же это было нужно Достоевскому. С литературоведческой точки зрения, тема интересная. Но если такого рода интересов у вас нет, то за нее лучше не браться, не обманывать себя.

Тема 6. Автобиографические герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Речь о Пьере Безухове и Андрее Болконском. Чем каждый из них похож на автора? Оба находятся в постоянном поиске смысла жизни. Пьер, кроме того, склонен к философским размышлениям, а князь Андрей – патриот. Характеризуйте их – с примерами из текста – именно и только с этой стороны. Чтобы справиться с такой темой, надо хорошо знать все основные события в жизни этих героев и биографию Толстого.

Тема 7. Тушин и Тимохин – любимые герои Толстого в романе «Война и мир».

Тут надо только объяснить, почему Тушин и Тимохин – любимые герои Толстого. Они преданы своему делу и не думают только о себе – докажите, что они именно такие, примерами из текста. Объясните, из чего видно, что это действительно любимые герои автора, в чем проявляется его симпатия к ним.

Психологические темы

Это темы для тех, кто знает людей или, по крайней мере, внимателен к поведению героев книг; кто понимает чувства и внутренний мир персонажей, поступки и мотивы этих поступков; кто интересуется душой человека.

О том, что тема сочинения относится к категории психологических, недвусмысленно сигнализируют термины из области науки о процессах и явлениях, связанных с высшей нервной деятельностью человека, а проще говоря, с его душевной организацией («нравственность», «выбор», «эмоции» и т. д.) . Еще один маркер – явная отнесенность ко всему, что касается внутреннего мира человека вообще и литературного героя в частности.

Тема 8. Психологические открытия Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

Только открытия! Например, что в душе одного и того же человека могут уживаться противоположные мысли, чувства и стремления (как если бы у него было две души, а не одна). Таков Раскольников (помните, как он сначала рьяно защищал девочку на бульваре, а потом сам себе удивился: «Да из чего я хлопочу? Мне-то какое дело?»). Такой и Свидригайлов. И даже Дунечка. А вот Разумихин, Порфирий, Лужин – цельные натуры: у каждого из них только по одной душе... Чтобы хорошо написать эту работу, нужно самостоятельно обнаружить в романе эти «психологические открытия» – открыть их у Достоевского.

Тема 9. Нравственный облик Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Не сравнивайте Лужина со Свидригайловым: в нравственном (вернее, безнравственном) отношении эти герои очень похожи. Говорите о нравственном облике вместе Лужина и Свидригайлова: это фактически один и тот же нравственный облик. Не забудьте о примерах из текста. Довольно простая тема.

Тема 10. Л. Н. Толстой – о внутренней красоте человека (по роману «Война и мир»).

Очень неконкретная формулировка. Ведь внутренняя красота человека – это и чувство собственного достоинства (которое проявляет Пьер в сцене дуэли с Долоховым), и смелость (князь Андрей, Пьер, тот же Долохов, Денисов), и искренность (Наташа, Николай, Денисов), и глубина и тонкость чувств (княжна Марья), и постоянная душевная неуспокоенность (Пьер, Андрей), и великодушие и щедрость (Ростовы), и чувство долга (князь Андрей, Тушин, Тимохин, Кутузов), и любовь к родине... Единственный путь – что-то выбрать, достаточно произвольно, и об этом писать. Но тема несложная.

Социологические темы

Социология – наука об обществе и о законах, по которым оно живет и развивается. Соответственно, писать надо в этом ключе.

Социологический разворот темы – такой, когда речь заходит об особенностях общества, в котором живут герои и происходят события произведения.

Тема 11. Воспитание дворянина первой половины ХIХ в. в изображении А. С. Пушкина (по роману «Евгений Онегин»).

Здесь можно писать главным образом о воспитании Онегина. Автор говорит об этом очень подробно. Стоит также вспомнить и Ленского, и даже Татьяну с Ольгой. Это абсолютно социологическая тема: через воспитание выявляются особенности общества – вспомните, что Онегина ни к какой серьезной деятельности не готовили и т. п. Предполагается сравнение того воспитания с нынешним.

Тема 12. «Татьяна – русская душою...» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Пишите тут только о том, что дало право поэту так сказать о своей героине (которая читала и говорила только по-французски): назовите ее поступки, чувства, качества характера, которые так позволяют о ней сказать.

Тема 13. Социальная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Слово «проблематика» говорит о том, что писать нужно только о тех проблемах, которые существуют в обществе, описанном Достоевским. Несложная тема. Знать текст нужно в общих чертах. Основную часть стройте просто: называйте социальную проблему (например, резкое расслоение на очень богатых и очень бедных; рост экстремистских настроений, особенно среди молодежи; расшатанность нравственных норм) и затем иллюстрируйте ее примерами из текста.

Философские темы

Философское сочинение рассматривает – в связи с содержанием произведения – вечные вопросы: о добре и зле, смерти и бессмертии, вере и безверии и т. п.

Тема 14. Идеологический роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В центре такого романа – столкновение идей: например, идеи Раскольникова о допустимости «крови по совести» (т. е. убийства ни в чем не повинных людей ради того, чтобы переделать общество, достичь каких-то «великих» целей) и противоположной – евангельской – идеи Сонечки Мармеладовой. Идеи, мнения, мысли здесь играют решающую роль. Герои постоянно спорят друг с другом: Разумихин – с Раскольниковым, с Лужиным; Родион – с Дунечкой, со Свидригайловым, с Соней.

Об этих спорах, об этом столкновении идей здесь и нужно писать. Требуется хорошее знание текста (кто что и где говорит) и хорошее понимание всех этих многочисленных и разноречивых идей. Нужно объяснить, почему они волновали Достоевского, как это связано с ситуацией в тогдашнем российском обществе.

Тема 15. Ф. М. Достоевский о свободе и ответственности человека (по роману «Преступление и наказание»).

Свобода... Если я свободен, у меня есть возможность что-то (видимо, то, что я хочу, что считаю нужным) делать, а если несвободен, – нет. А ответственность – явно от слова «ответ». Приходится «ответ держать», если что-то сделал «не так». Внешняя свобода – это когда можно поехать куда хочешь, вести себя как хочешь: никто не сделает замечания. А внутренняя свобода присуща человеку, который умеет пересматривать свои взгляды и поступки, способен меняться, вести себя нестандартно, творчески.

Внешняя ответственность: сделал то, что нельзя делать, – тебя за это наказывают. А внутренняя – если человек, совершив некрасивый поступок или просто ошибку, чувствует себя плохо, испытывает угрызения совести. Видимо, так.

В формулировке сказано «Достоевский о свободе и ответственности...», то есть о том и о другом вместе. Найдите, в каких словах, образах, каких поступках каких героев он выразил эти мысли в романе. Придется рассуждать об очень непростых проблемах (например, о том, как связаны свобода и ответственность; какая ответственность серьезнее – внешняя или внутренняя, или к чему приводит «безответственная свобода»).

Сравнительные темы

Здесь сравниваем одного героя с другим, двух писателей друг с другом, два произведения между собой и так далее. Как правило, речь идет о противоположностях. Такие темы бывают социологическими, философскими и др.

Тема 16. Вера и атеизм: Сонечка Мармеладова и Родион Раскольников.

Сравним Сонечку как верующую в Бога с Раскольниковым как неверующим (атеистом). Что такое вера и атеизм?

Вера в Бога предполагает уверенность не только в существовании Бога, но и в том, что Бог чего-то хочет от человека – какого-то поведения, следования определенным заповедям, т. е. правилам и законам, которые записаны в Священном Писании.

А атеизм – это не только уверенность, что никакого Бога нет, но и неизбежно из этого вытекающая относительность нравственности: предписанных свыше обязательных для соблюдения правил и законов нет, Священные Книги – это просто обычные книги для чтения, все правила и законы придумывают люди, нет ничего несомненного – поэтому любые законы иногда можно нарушать.

Достоевский очень удачно сформулировал это фразой «Если Бога нет, то всё дозволено». Затем нужно объяснить, в чем (образе жизни, словах, идеях, поступках) проявляется вера Сони и атеизм Раскольникова. К чему приводит вера Сони: и для нее самой, и для окружающих, и для самого Раскольникова. К чему приводит атеизм Родиона Романовича.

Почему так – почему такие следствия веры и атеизма показаны в романе? Это ведь связано с убеждениями автора. Здесь нужно знать только самое основное о Соне и Родионе. Но умейте хорошо связать абстрактное с конкретным (содержание абстрактных понятий «вера» и «атеизм» с конкретными словами и поступками героев романа) и рассуждать.

Тема 17. Деловые люди Лужин и Разумихин в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Лужин и Разумихин – совершенно разные деловые люди. Вот и нужно объяснить, что означает слово «деловой» в применении к Лужину, а что – к Разумихину. Больше ни о каких других качествах и поступках этих героев здесь говорить не следует. Раскрытие этой темы требует некоторой психологической тонкости и умения рассуждать.

Исторические темы

Рассматриваются исторические процессы, отраженные в произведении или повлиявшие на него.

Тема 18. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и история России.

Здесь нужно объяснить, какие исторические причины породили проблемы, которые ставятся в романе. Эти причины – рост «революционных» настроений в обществе; упадок религиозности и нравственности, вызванный популярностью позитивизма и материализма; «первоначальное накопление капиталов».

Можно понять эту тему и оригинальнее: имеется в виду не «предшествующая» роману, но «последующая» история России, а Достоевский выступает как предсказатель. При такой формулировке, какая есть у нас, можно писать и о том, что предшествовало, и о том, что последовало. Однако первое – объективная тема, а второе – субъективная!

Субъективные темы

Здесь от пишущего требуется рассказать о личном восприятии прочитанного. Придется писать о своих чувствах и мыслях или о своем отношении к герою или произведению. И для начала нужно, чтобы они были.

Поскольку тема «Мой любимый герой» какого-то произведения очень стандартная, то сообщаем сразу: недостаточно продемонстрировать, что вы много знаете о герое, – надо еще максимально убедительно объяснить, почему он ваш любимый герой. Более того, вся работа должна быть написана так, чтобы чувствовалось: вы говорите о любимом герое! А это совсем непросто.

На таких темах часто срезаются: берут того героя, о котором просто больше знают, и пишут о нем. Бывают и казусы: например, один ученик написал сочинение на эту тему о... подлеце Лужине! Это его любимый герой! Он подлецов обожает, оказывается! А объяснялось всё просто: он нашел в Интернете работу о Лужине – и решил ничтоже сумняшеся писать об этом персонаже.

Тема 19. Мое отношение к Родиону Раскольникову.

Будьте конкретны. Одобряете – что именно? Сочувствуете – чему? Отношение менялось по ходу чтения романа – как и почему?

Тема 20. Что я думаю о теории Родиона Раскольникова?

Рецензируйте «теорию Раскольникова». Разберите ее по косточкам, расскажите, как она у Раскольникова появилась и как вы к ней относитесь. После чего объясните, почему именно так. Здесь стоит высказывать только интересные, оригинальные мысли.

Учителя, проверившие не одну сотню школьных сочинений, рассказывают о таких необычных трактовках этой темы.

  • Один из учеников счел теорию Раскольникова верной: люди всё равно наказывают и убивают друг друга, только чаще всего плохие люди убивают хороших, а нужно сделать так, чтобы было наоборот – и тогда только и станет возможен прогресс. Да, он просто не понял Достоевского. Но это субъективная тема! И здесь ценятся именно самостоятельность, искренность и оригинальность – а они в этом сочинении присутствовали. Причем было очевидно, что он действительно так думает, а не просто оригинальничает. И даже аргументы интересные привел.
  • Другая ученица написала, что теория Раскольникова ей интересна так, как психиатру могут быть интересны болезненные фантазии сумасшедшего: интересно, до чего может додуматься умный и даже во многих отношениях хороший человек! Тоже оригинальное высказывание.

А если ничего такого любопытного за душой нет, то и браться за такую тему не стоит.

Тема 21. Мои любимые страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Тема трудная, хотя и кажется легкой. Понадобится очень хорошее знание некоторых сцен романа. Напишите о них так, чтобы читатель-учитель поверил, что это действительно ваши любимые страницы. Тема – только для тех, кто по-настоящему любит художественную литературу.

Смешанные темы

Смешаны могут быть два или даже три типа тем.

Тема 22. Проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Стержень романа – нравственная проблема (допустимо ли преступление нравственных заповедей). Есть и социальная, и психологическая, и философская проблематика. Очень хорошего знания текста тут тоже не требуется, а глубокое понимание нужно, потому что психологические и философские проблемы – это не очень просто.

Требуется объяснить, в чем они состоят, в какой-то мере надо владеть терминологией. Понадобится развитое абстрактное мышление. Не помешает прочесть хорошую статью о проблематике романа Достоевского.

Тема 23. Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Униженные и оскорбленные – характеристика образов романа. Рассуждаем: кто они? Наверное, это все Мармеладовы («глава семейства», Катерина Ивановна, Соня, младшие дети); это девочка на бульваре, которую встречает Раскольников; это Лизавета; это, пожалуй, даже и сам Раскольников, и его мать, и сестра.

А вот Разумихин зимой никогда не топил у себя в комнате, но говорил, что так даже лучше. Как бы он ни бедствовал материально, к униженным и оскорбленным не относится, потому что тяжелые условия жизни его нисколько не унижают и не оскорбляют, не затрагивают его души, не мешают оставаться бодрым и жизнерадостным.

Нужно рассказать обо всех этих героях – и именно в таком плане: объяснить, почему они «униженные и оскорбленные». Но роман Достоевского – художественное произведение: не в том здесь только дело, что автор просто показывает, как плохо жилось определенным слоям населения тогдашней России. Все образы «униженных и оскорбленных» тесно связаны с замыслом романа, играют в его воплощении определенную роль. Как – с помощью этих героев – автор воплощает свой замысел?

Слово «замысел» имеет один корень со словом мысль. Почти всегда замысел может быть понят как какая-то одна мысль. В этом случае такая: как бы человеку ни жилось плохо, он не имеет права терять Человека в себе, переступать через нравственные нормы, он всё равно остается существом, созданным по образу и подобию Божию, и несет ответственность за свою жизнь, свои поступки. Остается духовным (а не чисто социальным) существом.

Или проще: Божьи законы важнее для человека, чем социальные. Во второй половине XIX в. была очень популярна социологизаторская теория. Согласно ей, человек – это чистый продукт социума, общества, в котором он живет. Человек не сын Бога (которого вообще нет!), а сын Общества. И раз Общество его «обижает», то он имеет право – любым способом, не исключая самого грубого насилия – бороться за улучшение своего положения, изменяя «нехорошее» Общество.

Такие взгляды рассматривались как передовые, революционные. А Достоевский с этим спорил, опровергал эту точку зрения. Следовательно, главным для раскрытия этой темы будет образ Раскольникова. Другие имеют значение только в своем влиянии на главного героя. Вторая по значимости тут, конечно, Сонечка – абсолютный антипод Раскольникова и одновременно (в конце романа) его самый близкий человек.

Итак, мы начали понимать эту тему как литературоведческую, продолжили – как социологическую. Формулировка достаточно широкая, неконкретная – а потому и понять можно по-разному. И такие формулировки тем встречаются нередко.

Учимся выбирать

  1. Если вам кажется, что вы уже поняли свою задачу, подумайте, возможна ли такая тема и не будет ли работа простым пересказом текста – что не допускается.
  2. Если тема сформулирована неясно, подумайте, как по-разному ее можно понять: используйте принцип «всё познается в сравнении»; попробуйте чуть-чуть изменить формулировку темы и сравнить ее с начальной: посмотрите, что изменилось; сравните эту тему с другими темами по тому же произведению (если они даны); попробуйте применить «метод исключения», чтобы оставить более правильную формулировку.
  3. Выберите одно из пониманий темы, скажем, то, которое вам ближе или удобнее.
  4. Подумайте, подходит ли эта тема именно для вас: сможете ли вы ее раскрыть, достаточно ли у вас для этого знаний, умений, способностей, наконец, интересна ли она вам.

Автор статьи:

Материал обновлен: 08.06.2020 г.

Отзывы и обсуждения