Считается, что студенты конспектируют больше, лучше и увереннее, чем школьники. Однако если старшеклассник готов освоить искусство конспекта прямо сейчас, ничто не сможет ему препятствовать. Напротив, умение организовать свои записи оптимальным для себя способом поможет лучше подготовиться к учебе в вузе.
Содержание
Корнелльский метод конспектирования
Метод получил свое название по имени Корнелльского университета (Cornell University) в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали.
В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров. Но это как раз тот случай, когда размер не имеет значения – тетрадь может быть какого угодно формата.
Разлинованный лист будет выглядеть примерно так.
Дата: | |
Тема лекции: | |
Ключевые мысли (комментарии; тезисы; основополагающие термины; сопутствующие заметки; даты; ответы на вопросы, заданные по ходу лекции) |
Основное поле (текстовая запись лекции) |
Выводы, обобщения |
Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно – поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.
Повторяя материал такого конспекта, закрывайте карточкой весь текст справа, оставляя видимой только разметку левого поля, после чего убирайте карточку и проверяйте, всё ли вы сказали.
Метод отступов
Слушаете вы лекцию и вдруг замечаете, что преподаватель отчетливо излагает мысли в направлении «от общего к частному». Прекрасно! Слева пишете основное понятие или главную мысль. А подчиненные понятия выписываете справа – и чем детальнее или несущественнее та или иная подробность учебного материала, тем дальше от левого поля она находится. Маркировать части получившейся структуры как-либо по-другому нет необходимости.
Текст лекции на странице будет расположен примерно так.
Эту схему удобно использовать для повторения основных моментов. Хотя простую хронологию по ней проследить невозможно.
А если лектор тараторил, то этим способом конспект составить не получится. Если же вы не слишком опытны в составлении каких бы то ни было кратких записей объемного материала, то использование метода отступов поначалу приведет вас к помаркам в записях. Ничего страшного. Потренируйтесь. Ну и, конечно, вы должны быть готовы связать отрывочные понятия воедино с помощью пересказа.
Метод картирования
Факты обретают форму – картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе, так что это метод для творческих людей – для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память.
По сути, по ходу лекции надо составить схему, используя любые графические изображения:
- рамки, блоки;
- стрелки;
- всевозможные линии (двойные, пунктирные, волнистые и т. д.);
- рисунки.
Вид у вашей схемы может быть каким угодно, например, таким.
Еще вариант представления информации в «картированном» конспекте.
Можно даже создать собственную систему условных обозначений. Например, круг – обязательно выучить; овал – посмотреть в учебнике, квадрат – поискать в интернете и т. д. чтобы поначалу не путаться в собственных значках, на последней странице или обложке тетради стоит сделать своеобразную «легенду карты» – зарисовать используемые обозначения и расшифровать их.
Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. В итоге вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите, поэтому этот способ по своей сути во многом схож с методом составления ментальных карт.
Выбирайте этот метод, если содержание лекции хорошо организовано или если вы совершенно не знаете лектора.
А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор помогает вам своей интонацией. Как и метод отступов, картирование – прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки».
Метод таблиц
Когда предполагается, что вам расскажут учебный материал «по годам» или тематическими блоками, захватите с собой линейку и карандаш и попробуйте вписать содержание лекции в таблицу. Подумайте, как озаглавить столбцы. Скорее всего, это категории, которые должны быть изучены.
В ячейки записывайте ключевые идеи, характерные фразы, значимые слова. При повторении темы будет легко сопоставлять факты, к тому же вы избавитесь от путаницы, часто сопровождающей восприятие хронологически изложенного нового знания.
Предупреждаем: не всем легко читать таблицы! Если вы не дружите со структурированной графами и столбцами информацией, лучше не пытаться на ходу систематизировать материал, который довольно быстро излагает лектор.
Фразовый метод
Каждая новая мысль, факт или тема записываются на отдельной строке, которая нумеруется подряд, и это означает, что с каждой строкой вы становитесь еще умнее. Другое дело, что остается неясным, насколько каждая из фраз важна для понимания всей темы и как связаны друг с другом фразы, расположенные не по соседству.
Между пронумерованными блоками лучше делать отступы, чтобы более четко обозначать границы тезиса. При записи удобно ссылаться на конкретные предложения, к примеру, так: см. № 22.
Метод годится, когда тему вам объясняют очень быстро и нельзя ничего упустить. Чтобы успеть записать как можно больше, удобно использовать сокращения – но такие, которые легко читаются и понимаются. Кроме стандартных и всем известных «и т. д.» –и так далее, «т. к.» – так как, «и др.» – и другое, можно разработать собственную систему обозначений. Например, используя математические знаки в их прямом и ассоциативном значении:
- => или —> обозначает «следовательно», «вывод», «таким образом»;
- — или + – может значить не только «минус», но и «уменьшить», соответственно, «плюс» и «увеличить»;
- >, < – «больше», «меньше»;
- ↑, ↓ – «возрастает», «увеличивается» и «убывает», «уменьшается»;
- ≈ – «приблизительно», «примерно», «около»;
- ∑ – «сумма», «совокупность», «общий итог».
Заменять можно не только целые слова, но и некоторые их части, лучше всего, если это будут длинные окончания. Для этого тоже надо придумать условные стандартные знаки, к примеру, такие:
- √ – может использоваться вместо суффикса и окончания в словах на «-ический»: синтакс√, физ√, биолог√;
- ~ – подойдет вместо окончания «-ность»: бед~, бездар~, конгруэнт~ и т. д.
Фразовый конспект подлежит обязательному последующему анализу и, возможно, переделке во что-то более удобоваримое. И он однозначно не подходит, если вы конспектируете, скажем, толстый вузовский учебник.
Пометки
Свои записи нужно перечитывать, иначе они пригодятся только перед практическими занятиями и экзаменами, а после сессии материал забудется. Слово «конспект» в переводе с латинского означает «обзор». Получается, мы по определению пишем конспекты, дабы впоследствии обозревать учебный материал.
Чтобы вам удобно было активно пользоваться записями, не ленитесь расставлять по тексту вопросительные и восклицательные знаки и с помощью удобных для себя значков отмечать, какую информацию проверить самостоятельно, о какой переспросить, что прояснить, что изучить подробнее, а где привести побольше примеров.
На чем тренироваться
К началу занятий на подготовительных курсах конспектировать лучше всего уже уметь. Где этому научиться?
Всё очень просто: можно конспектировать интеллектуальные теле- и радиопередачи, благо они доступны. А пособия для подготовки к вузу стоит рассмотреть на предмет того, для какого способа конспектирования они подошли бы больше всего, будучи прочитаны вслух. Понравившееся (либо особенно трудное для восприятия) пособие законспектируйте.
Можно поискать материал для конспектов и за пределами дома. Если в вашем городе есть музей, поинтересуйтесь, есть ли при музее лекторий по вопросам искусства или науки. Посетите ряд лекций и постарайтесь выйти оттуда с прекрасно организованной в письменной записи информацией.
Узнать, где еще проводятся лекции (или проводились, и их содержание уже выложено в Сеть), можно на рекомендательных интернет-сервисах. Для тренировки отлично подойдут видеоролики с объяснениями преподавателей на сайтах подготовки к ЕГЭ, электронных школ.
Кстати, во Всемирной паутине есть немало выложенных в свободный доступ видеолекций на английском. Пока вы не умеете конспектировать русскоязычные лекции, пытаться записывать материал по объяснениям зарубежных преподавателей рано. Их стоит слушать с другой целью – ознакомиться с лексикой по вашей будущей специальности и развить навыки аудирования.