Получение знаний неразрывно связано с разработкой специальных методик, использованием различных пособий, книг, компьютерных программ и аудиовизуальных средств. От целей и длительности образовательного процесса зависит содержание учебного материала, выступающего в роли основы, необходимой для полноценного обучения.
Содержание
Что называется учебным материалом
В современном образовании учебный материал – это разного рода дидактические источники, позволяющие получить теоретические знания и практические умения в определенной области, а также побудить учащихся к анализу предмета изучения и выявлению ошибок в собственных или чужих работах. Например, при обучении маркетингу в состав учебного материала входят не только всевозможные печатные или электронные пособия-методички, но и телевизионные ролики, статьи, реклама.
Виды
Основная масса учебного материала выпускается в виде книг. Также большой популярностью пользуются аудио- и видеоматериалы. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий сегодня широкое распространение приобрела электронная форма подачи информации.
Традиционные пособия
К классическим учебным материалам относятся:
- печатные учебники, лекции, руководства, конспекты, методички, рекомендованные официальными программами курса обучения;
- дополнительные справочники, словари, атласы, сборники задач и т. д., не входящие в обязательный список учебной литературы;
- наглядные пособия.
Работая с пособиями в традиционной бумажной форме, школьники и студенты учатся излагать свои мысли в соответствии с академическими нормами презентации научной информации, анализировать и дополнять представленные данные.
Часто к печатным учебникам прилагаются записанные на электронных носителях видео, в которых содержатся полезные комментарии, объяснения к тексту и прочее. Это способствует лучшему усвоению теории, закреплению материала и получению дополнительных знаний.
Электронные ресурсы
Наряду с традиционными широко используются инновационные цифровые учебные материалы:
- Сетевые или компьютерные обучающие курсы или программы – методические комплексы, предназначенные для проведения основных видов занятий по определенной дисциплине и контроля работы студента.
В них входят:
- теоретический материал;
- глоссарий;
- средства для выполнения практических заданий и обеспечения самостоятельной работы студента;
- тесты для промежуточного и итогового контроля знаний.
Электронные учебно-методические комплексы могут быть рассчитаны на использование в телекоммуникационных сетях и храниться на серверах или предназначаться для распространения в виде копий на цифровых носителях.
- Электронные учебники – цифровые пособия, содержащие соответствующий академической программе теоретический и практический материал, для представления которого используются технологии мультимедиа.
- Электронные базы данных – инструмент хранения структурированной тематической информации.
- Виртуальные тренажеры и симуляторы – к ним относятся компьютерные модели, лабораторные практикумы, позволяющие закрепить знания и приобрести навыки их применения в ситуациях, имитирующих реальные. К этой разновидности учебных материалов также причисляются электронные задачники, предназначенные для отработки алгоритмов решения типовых задач, составленных с целью наглядно связать теоретические знания с практикой.
- Банки тестовых заданий – применяются для аудиторных и самостоятельных занятий, автоматизированной проверки знаний.
Электронные учебные материалы позволяют:
- существенно упростить поиск необходимой информации;
- компактно представить большое количество учебно-методической литературы, которая в печатном виде занимает целые библиотеки;
- предоставить доступ к редким изданиям;
- смоделировать в виртуальном пространстве реальные ситуации;
- объективно оценить уровень подготовленности учащихся.
Независимо от того, в какой форме представлен учебный материал, в нем обязательно должны использоваться только проверенные факты и данные, всесторонне освещающие изучаемую тематику.