Что такое элективный курс и зачем он нужен

Элективные курсы – обязательные предметы для углубленного освоения в 9, 10 и 11 классах школы. Какие из предложенных дисциплин по выбору посещать, ученик решает сам. В общей сложности за два последних года обучения требуется пройти порядка 5-6 элективов. Такая практика делает некогда общую для всех программу более гибкой и способствует профориентации.

Цели, задачи и функции

Ученицы на занятии по химии

Основная задача элективов – помочь подростку определиться с выбором будущей профессии и подготовиться к поступлению в соответствующий вуз. Дополнительные курсы призваны:

  • восполнить пробелы в знаниях по общеобразовательным предметам;
  • дать более полное представление о базовых науках;
  • ознакомить с азами будущей профессии.

К тому же дисциплины по выбору помогают старшеклассникам лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, набрать больше баллов и таким образом увеличить свои шансы на поступление в вуз. Это своего рода репетиторство. Как правило, количество ребят в группах не превышает 10–12 человек, что позволяет преподавателям искать индивидуальный подход к ученикам и применять нестандартные методики. Сами же подростки получают возможность дополнить собственные знания по целом ряду школьных дисциплин. На элективных курсах старшеклассники совершенствуют коммуникативные навыки, учатся доступно и грамотно излагать мысли, развивают аналитическое мышление.

Отличие от факультатива

Элективы обязательны. Если в секции, кружки и на факультативы ребенок ходит по желанию, то эти уроки включены в школьную программу. Ученик вправе решать лишь то, какие именно дисциплины он будет изучать.

Элективные курсы предусматривают оценку и контроль полученных знаний. Они внесены в расписание занятий и четко регламентированы. Проводится аттестация. Факультативы же организуются исключительно во внеурочное время, а их продолжительность определяет руководитель кружка или секции.

Виды

Основные разновидности элективных курсов представлены в таблице.

Вид Задачи Описание
1 Пробный Создать условия для того, чтобы ученик убедился в верном выборе направления или же отказался от него. Ученики знакомятся с возможными профессиями и специальностями в соответствующей области
2 Ориентационный Помочь старшеклассникам обнаружить в себе склонность к той или иной науке и, исходя из этого, выбрать предметные элективные курсы. Коллективное обучение и более пристальный взгляд на профессию
3 Общекультурный Расширить кругозор учеников, в том числе в областях, которые не затрагиваются обязательной школьной программой. Восполняются пробелы в знаниях, повышается общая эрудиция
4 Углубляющий Подробное изучение выбранной дисциплины Разбор дополнительного материала по тому или иному предмету

Требования к программе

Учебная программа должна полностью отвечать поставленным целям и задачам электива. Поскольку эти уроки не факультативные, то и требования к ним выдвигаются такие же, как ко всем общеобразовательным дисциплинам. Автор курса составляет подробную программу, рассчитанную на определенное количество часов. Необходима пояснительная записка, в которой преподаватель объясняет, почему предлагаемая тема актуальна и будет полезна для учащихся. Каждый академический час расписывается детально, с учетом общей школьной программы. Упор делается на дополнительные знания по предмету. Обязательно прилагается список литературы и научных материалов, использованных при подготовке элективного курса. Учебный план должен включать в себя теоретические и практические занятия. Приветствуется применение во время уроков современных технологий и интерактивных пособий. Одно из основных требований к программе электива – ее уникальность.

Пример

В двух словах расскажем об элективе «Такая разная математика», предназначенном для учеников 9 классов естественно-научного профиля. Курс разработала Елена Батилова, преподаватель алгебры из Санкт-Петербурга. Автор утверждает, что занятия будут полезны как для школьников со склонностью к физико-математическим наукам, так и для учеников-гуманитариев. Программа рассчитана на 34 академических часа, то есть на 1 урок в неделю. Цель – повторение уже изученного материала по математике и развитие логического мышления.

Заключение

Педагоги сходятся во мнении, что углубленное изучение отдельных дисциплин благоприятно влияет на образовательный процесс в целом. Эксперты уверены, что введение элективов в обязательную школьную программу оправдано. Такие занятия помогают решить сразу две задачи: помочь ребятам выбрать будущую профессию и подготовить их к поступлению в вуз. Практика показала, что курсы способствуют как общему развитию ученика, так и освоению базовых предметов. Тем не менее противники этой системы тоже существуют. Они аргументируют свою позицию тем, что дети получают чрезмерную нагрузку в дополнение к уже имеющейся. Тем не менее чиновники в Минобрнауки убеждены, что такой подход к обучению соответствует современным условиям жизни.

Автор статьи:

Материал обновлен: 04.12.2019 г.

Отзывы и обсуждения