ГВЭ по истории 9 класс

ГВЭ по истории в 9 классе – это экзамен по выбору, который предпочитают ученики, увлекающиеся гуманитарными науками и изучением событий древности и социальных связей. В нем нет формул и уравнений, однако нужно запоминать большое количество исторических событий и дат. Эта дисциплина может понадобиться для продолжения обучения по юридическому или другому гуманитарному профилю.

Формы проведения

Российская империя на картине художника

Некоторые категории девятиклассников могут выбирать, в каком виде сдавать ГИА: либо в привычном для большинства формате ОГЭ, либо в форме ГВЭ. Право на альтернативу имеют следующие категории учеников:

  • обучающиеся в общеобразовательных или специализированных школах дети с ОВЗ, а также экстерны из их числа, получающие домашнее образование;
  • подростки, осваивающие программу основного общего образования в учебно-воспитательных заведениях закрытого типа;
  • ученики, которые были осуждены за совершение правонарушений и проходят обучение в местах лишения свободы.

Учащиеся имеют возможность сдать выпускной экзамен по истории в письменном и устном формате. Основной из них – письменный, однако при желании дети с ОВЗ могут обратиться к экзаменационной комиссии с просьбой о сдаче ГВЭ по истории в устной форме. Это условие указывают в заявлении, которое до 1 февраля ученики или их родители (официальные представители) подают руководству своей школы. Подростки, пребывающие в исправительных колониях, и воспитанники спецшкол закрытого типа возможности пройти испытание устно не имеют.

Как подготовиться

Как правило, ГВЭ по истории не выбирают ученики, которые этот предмет не любят и не знают. Поэтому не будем останавливаться на том, как подготовиться к испытанию «с нуля», поскольку это достаточно сложно, а положительный результат не гарантирован. Поговорим о тех подростках, которые интересуются историей, работают в классе и изучают все темы, заданные на дом. Для них можно предложить алгоритм подготовки, который доказал свою эффективность:

  • В течение всего учебного года уделять повышенное внимание текущим темам программы 9 класса. Это важно, поскольку большая часть экзаменационных вопросов касается именно материала этого года обучения.
  • За несколько месяцев до испытания начинать постепенно повторять программу предыдущих классов, отвечая на вопросы под каждым параграфом. Неплохо также помогает способ рассказа об исторических событиях кому-то из родных или друзей.
  • Стоит освоить и применить на практике очень эффективный метод запоминания информации – визуализацию. Можно вести конспекты, записывая в них сведения об исторических персонажах (биографические факты, достижения, политические взгляды, оценку их действий современниками). Также неплохо помогают схемы или карточки с указанием даты и места, где происходило то или иное историческое событие. Все это поможет закрепить в мозгу ассоциативные ряды и структурировать материал для его наилучшего запоминания.
  • Теоретическую информацию следует подкреплять практическими упражнениями. Желательно после повторения каждой темы выполнять около десятка заданий разной сложности из различных тренировочных сборников.

Кроме учебной литературы, рекомендуют получать информацию об исторических событиях из других источников. Это могут быть научно-популярные книги и фильмы, видеоуроки, подкасты и тематические группы в социальных сетях. Чем глубже ученик погрузится в мир истории, тем легче ему будет на экзамене. Системный подход с повторением 2-3 тем в неделю позволит «разложить по полочкам» информацию и наработать практические навыки выполнения заданий.

Спецификация

Первый документ, который следует изучить девятикласснику – это спецификация. Она размещена на официальном портале ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) и доступна для свободного просмотра и скачивания. Здесь можно найти такую информацию:

  • содержание и структуру экзаменационной работы;
  • условия проведения испытания, в т.ч. время, отведенное на его проведение, и список дополнительных материалов и приспособлений, которые участник имеет право взять с собой;
  • распределение вопросов по разделам программы, уровень их сложности и критерии оценивания;
  • подсказки, как правильно записать ответы в специальный бланк;
  • исчерпывающий список тем, которые подлежат проверке во время испытания;
  • демоверсия экзаменационной работы с ответами.

Следует помнить, что специалистами ФИПИ всегда разрабатываются две отдельные спецификации: для устного и письменного экзамена. Ученику нужно пользоваться той, которая подходит ему.

Тренировочные сборники

Для отработки навыков выполнения экзаменационных заданий лучше всего воспользоваться тренировочными сборниками, которые есть на сайте ФИПИ. Они специально разработаны ведущими экспертами института для категорий учеников, которые имеют право сдавать ГИА в форме ГВЭ.

Сборником по истории содержит 165 страниц. Первая его часть – короткая, занимающая буквально три страницы. Она для тех, кто будет подтверждать свои знания устно. Здесь перечислены 30 вопросов, которые могут в различных сочетаниях попасться в билетах. То есть, хорошенько выучив все эти вопросы, ученик сможет без особых проблем пройти испытание и получить аттестат.

Вторая, более объемная, часть сборника касается письменного экзамена. В отличие от других предметов, она содержит разделы, задания в которых сгруппированы не по тематическим блокам дисциплины, а по необходимым девятикласснику навыкам работы с материалом:

  • знание терминов, понятий, персоналий, дат, исторических фактов, их причин и следствий;
  • умение использовать исторические источники;
  • владение материалом по истории культуры России и способность работать с иллюстрациями;
  • знание фактов о Великой Отечественной войне;
  • способность пользоваться историческими схемами и картами;
  • работа со статистическими материалами;
  • упражнения на сравнение и использование схематической информации;
  • задачи с развернутым ответом, направленные на анализ какой-либо исторической ситуации.

В каждом из разделов содержится большое количество заданий, которые помогут подростку освежить свои знания перед испытанием. Так, блок, посвященный датам, персонажам и историческим фактам, содержит целых 216 упражнений, а разделы по работе с историческими источниками и культуре России – по 36 задач. Гораздо меньше заданий – всего по 12 – представлено в частях, посвященных работе с картами, статистическими данными, схемами и задачам на сравнение. Развернутым ответам отведено 9 упражнений.

Список литературы

История – наука, предполагающая знание исторических событий, а также их причин и последствий. Поэтому на какие-то отдельные пособия для учеников, сдающих ГВЭ, рассчитывать не приходится. Основным источником информации будут школьные учебники за 6–9 классы и тренировочные сборники ФИПИ.

В то же время, многие школьники могут воспользоваться дополнительными источниками от лучших российских издательств, разработанными для подготовки к ОГЭ. Среди популярных пособий можно выделить:

  • П.А. Баранов «ОГЭ. История. Справочник с комментариями ведущих экспертов»;
  • С.А. Маркин «История России. Новый репетитор для подготовки к ОГЭ»;
  • А.Э. Безносов, О.А. Кирьянова-Греф, Т.С. Орлова «ОГЭ 2020 История. Готовимся к итоговой аттестации»;
  • С.И. Кужель «История. Наглядный справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ»;
  • Е.Ю. Филиппова «История. Полный справочник школьника. ОГЭ».

Практический навык выполнения экзаменационных заданий можно нарабатывать по самым разным сборникам. Наиболее востребованы разработки Р.В. Пазина и П.А. Ушакова, В.А. Клокова, Я.В. Соловьева, а также В.И. Егоровой. Если у учащегося есть проблемы с пониманием материала, то стоит обратиться к школьному учителю-предметнику или опытному репетитору, который поможет составить индивидуальную траекторию подготовки к экзамену.

Онлайн-ресурсы

Для получения дополнительных знаний, которые пригодятся при сдаче ГВЭ по истории, можно воспользоваться тематическими веб-сайтами. Многие из них подают исторические события в увлекательной и необычной форме, что только подтолкнет школьника к изучению этого предмета. Остановимся на некоторых сайтах, пользующихся популярностью:

  • «Карта истории» – здесь есть разработанные на основе исторических источников квесты;
  • «Кругозор. История. Викторины и тесты» дает возможность в увлекательной форме проверить свои знания, подходит детям и взрослым;
  • Redroom – это один из лучших YouTube-каналов, популяризирующих историческую тематику.

Практические задания удобнее всего выполнять на онлайн-тренажерах «Яндекс.Репетитор» и «Сдам ГИА», где есть множество упражнений на все предусмотренные спецификацией темы и уже готовые варианты тестов. Также можно воспользоваться услугами сайта «Экзамен.ru».

Темы для подготовки

Полного перечня тем, проверяемых на экзамене, в спецификации нет. Там лишь указаны основные навыки, владение которыми обязательно. Поэтому при подготовке придется просто идти по параграфам школьных учебников за все годы (с 6 по 9 класс). Также можно опираться на перечень вопросов из тренировочного сборника ФИПИ для устного формата испытания, среди которых:

  • древнейшая история России;
  • события XVII века (Семибоярщина, крестьянские бунты и т.д.);
  • суть и итоги преобразований Петра I, Северная война;
  • дворцовые перевороты и правление Екатерины II;
  • общественная мысль, культура и внешняя политика конца XVIII века;
  • декабристское движение и война 1812 года;
  • ликвидация крепостного права и общественные движения второй половины XIX века;
  • революция 1905-1907 годов, ее итоги;
  • революции 1917 года, гражданская война;
  • НЭП, появление СССР, развитие экономики;
  • Великая Отечественная война;
  • «оттепель», внешняя политика страны в 60-80-е годы XX века, развал СССР.

Каждый из этих вопросов включает в себя целый комплекс тем, поэтому для сохранения целостности и последовательности восприятия событий нужно повторять все параграфы, не упуская даже, казалось бы, второстепенных моментов. Важно также уметь анализировать картографический материал и статистические данные.

Как сдать

На выполнение письменной работы выделяют 150 минут (2 часа 30 минут), а для участников с ОВЗ – дополнительные полтора часа (90 минут). Устная форма предполагает 30-минутную подготовку к ответу.

Отсчет времени начинается только после завершения всех организационных процедур: рассадка участников, выдача экзаменационных материалов, заполнение определенных полей бланков, настройка аппаратуры. Таким образом, времени для выполнения заданий вполне достаточно, чтобы сформулировать ответы и корректно оформить документацию.

У каждого ученика есть собственное рабочее место, оборудованное всем необходимым в соответствии с потребностями участника, указанными в заявлении и справке ПМПК:

  • слепые девятиклассники получают экзаменационные материалы, изготовленные рельефно-точечным шрифтом Брайля;
  • слабовидящим ученикам все материалы предоставляются в увеличенном виде, а также устанавливается равномерное индивидуальное освещение яркостью не меньше 300 люкс;
  • слабослышащие школьники могут рассчитывать на звукоусиливающие устройства (слуховые аппараты и фронтальные колонки общего пользования);
  • для помощи глухим участникам может приглашаться сурдопереводчик, который оказывает поддержку на всех этапах испытания (сурдоперевод инструктажа, вопросов экзаменатора и ответа ученика и т.д.).

Пункт приема экзаменов могут организовать в любом учебном заведении или санаторно-курортной организации, где девятиклассник проходит длительное лечение/реабилитацию. Если есть рекомендация ПМПК, то испытание проводится в больнице или по месту проживания ученика с ОВЗ.

В одной аудитории могут находиться участники разных нозологических групп – например, слабослышащие и дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Однако для некоторых категорий рекомендуют использовать отдельные помещения. При необходимости ученика может сопровождать ассистент, помогающий занять свое место в классе и передвигаться. Если испытание длится больше 4 часов, организуется обед.

У участника на столе, кроме ручки и проштампованных черновиков, могут находиться также необходимые приспособления (брайлевский прибор с грифелем или пишущая машинка, увеличительные устройства), медикаменты или медицинские приспособления, питание, удостоверение личности. На письменном экзамене дополнительными материалами пользоваться не разрешено, а на устном допускается применение атласов по истории за 6–9 классы.

Письменная работа

Письменная экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих в сумме 31 задание:

  • В первой части – 30 заданий, предполагающих краткий ответ. Все упражнения условно разделили на тематические блоки, в зависимости от исторического периода, к которому они относятся: VIII–XV века, XV–XVII века, XVIII – первая половина XIX века, вторая половина XIX – начало XX века. Обязательно включаются задания по выдающимся историческим деятелям, внешней политике и культуре страны, умению пользоваться схемами, картами, иллюстрациями.
  • Вторая часть состоит из одного задания с развернутым ответом.

Отвечать на вопросы можно в любом порядке, записывая их прямо в тексте работы. После выполнения всех заданий ответы следует переписать в специальный бланк. Слева в столбец записывают номера вопросов, а справа около них – свои ответы. Даже если не все упражнения удалось выполнить, за 15–20 минут до завершения экзамена нужно переходить к записи ответов, поскольку будут засчитаны лишь те из них, которые перенесены в бланки.

Устная работа

Участники, выбравшие устный формат сдачи, имеют дело с экзаменационными билетами. Они берут со стола экзаменатора один из них наугад и готовятся к ответу полчаса. Половина вопросов относится к периоду с древнейших времен до 1801 года, остальные посвящены событиям XIX века. В каждом билете по 2 вопроса:

  • Первый посвящен какому-то важному историческому событию, явлению или процессу. От ученика требуется владеть базовой информацией и уметь излагать свои мысли.
  • Второй направлен на раскрытие места определенного события в контексте исторического процесса. Здесь нужно иметь навык сравнения явлений, объяснения их причин и следствий.

Подготовившись к ответу, учащийся по сигналу ассистента громко, разборчиво и четко отвечает на вопросы билета. Рассказ должен быть последовательный и аргументированный. Весь экзамен записывается на аудионоситель или протоколируется, причем школьник должен ознакомиться с записью или протоколом. Если предварительно хорошенько поработать с историческими атласами, то они могут существенно помочь во время сдачи ГВЭ.

Оценивание письменных работ

Письменная работа оценивается максимум в 35 первичных баллов. «Стоимость» вопросов зависит от их сложности.

Уровень сложности Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Базовый 24 25 71
Повышенный 7 10 29
Итого 31 35 100

Разбалловка по отдельным вопросам письменного испытания выглядит так:

  • За задания №1–23, 25 и 27–30 ставят 1 балл при правильном ответе и 0 баллов при ошибочном.
  • Упражнения №24 и 26 приносят по 2 балла за верный и полный ответ. Если допущена одна ошибка, можно получить 1 балл, при большем количестве ошибок баллов не дают.
  • Задача с развернутым ответом оценивается по специально разработанным критериям и может принести от 0 до 3 баллов.

Перевод в стандартную оценку производится по схеме, приведенной в таблице ниже.

Первичный балл Итоговая отметка
0–11 2
12–19 3
20–27 4
28–35 5

Оценивание устного ответа

Устный экзамен оценивают иначе. Здесь максимум за один билет – 6 баллов (по 3 за каждый вопрос). В первом задании смотрят на следующие критерии:

  • Событие описано полно, приведены главные факты и характерные черты, ответ аргументированный и логически выстроенный – ученик получает максимальные 3 балла.
  • Основные факты и черты события названы, однако недостает конкретизации, есть неточности и логические ошибки – 2 балла.
  • Указаны отдельные имена, факты и даты, но ответ непоследователен и неполон – 1 балл.
  • Задание не выполнено – 0.

При оценивании второго вопроса учитывают такие аспекты:

  • Явления и события привязаны к историческому контексту, причинно-следственные связи раскрыты, сравнение с другими событиями проведено минимум по четырем положениям – 3 балла.
  • Явления представлены неполно, не привязаны к историческому контексту, преемственность и связи событий раскрыты слабо, сходства и различия указаны по 2-3 положениям – 2 балла.
  • Сведения фрагментарны, приведены единичные имена и факты, сравнение приведено всего по одной черте различия или сходства – 1 балл.
  • 0 баллов – задание не выполнено.

При пересчете первичных баллов в стандартную оценку используют нижеприведенную шкалу.

Первичный балл Итоговая отметка
0-1 2
2 3
3-4 4
5-6 5

Ученики после успешной сдачи ГВЭ по истории могут идти учиться в колледжи или продолжить занятия в старших классах. Эта дисциплина открывает перспективы в будущем связать свою жизнь с правоведением, гостиничным, туристическим и музейным делом или связям с общественностью.

Шапка Фоксфорда маленькая

Математика

+27
баллов
к ОГЭ

Курс подготовки к ОГЭ по математике

Русский язык

+30
баллов
к ОГЭ

Курс подготовки к ОГЭ по русскому языку

Обществознание

+25
баллов
к ОГЭ

Курс подготовки к ОГЭ по обществознанию

Физика

+31
балл
к ОГЭ

Курс подготовки к ОГЭ по физике

Информатика

+24
балла
к ЕГЭ

Курс подготовки к ЕГЭ по информатике

История

+29
баллов
к ОГЭ

Курс подготовки к ОГЭ по истории

Читайте далее

Отзывы и обсуждения

Совет эксперта

Виноградова Ирина Витальевна

Кузнецова Наталия Владимировна

Учитель русского языка и литературы, лауреат премии учитель года.

Многие считают, что для того, чтобы сдать ОГЭ и ГВЭ на отлично нужно досконально выучить материал. Э то, безусловно, важный фактор, но не решающий. Обратите внимание на то, как работает ваш мозг во время подготовки и сдачи экзамена. Умение фокусироваться на задачах, внимание к мелочам и деталям и хорошая память играют куда как более важную роль.

Своим ученикам во время подготовки к экзаменам я рекомендую проходить тренировки на бесплатном онлайн-тренажере «Викиум». После того, как я внедрила эту практику, средний балл моих учеников вырос с 62 до 78. 100% из них поступают в вузы, причем 61% на бюджет в большую пятерку (МГУ, МГИМО, ВШЭ, СПбГУ и МФТИ). Для этого достаточно всего 3 раза в...

Узнать больше >>