Современную жизнь уже невозможно представить без компьютеров. Среди детей и молодежи IT-профессии пользуются огромной популярностью, и множество подростков мечтает стать программистами и разработчиками различных приложений. Первым шагом к этому может стать ГВЭ по информатике в 9 классе. Этот экзамен даст представление об уровне готовности девятиклассника по предмету и его дальнейших перспективах.
Содержание
Формы проведения
В соответствии с действующим законодательством, некоторые категории девятиклассников имеют право решать, в каком виде сдавать ГИА – ОГЭ или ГВЭ. К ним относятся:
- подростки, проходящие программу основного общего образования в учреждениях для отбывания наказания за совершенные правонарушения или закрытых учебно-воспитательных заведениях;
- дети с ОВЗ, учащиеся дома или в школе;
- дети-инвалиды.
Основной формой сдачи ГВЭ по информатике считается письменная. Однако участникам с ОВЗ и инвалидам дано право выбрать для себя устный формат прохождения испытаний. Ученики учреждений закрытого типа такой возможности не имеют, они всегда сдают экзамен письменно.
О том, в каком виде учащийся хочет сдавать ГВЭ по информатике, он сообщает в своем заявлении, которое до 1 февраля подается руководству учебного заведения. Экстерны сами выбирают школу для сдачи экзамена. К заявлению прилагаются все необходимые документы, подтверждающие наличие ОВЗ или инвалидности (рекомендация ПМПК или справка об инвалидности).
Как подготовиться
Можно с полной уверенностью говорить о том, что для основной массы подростков ГВЭ по информатике не станет непреодолимым испытанием. Школьник, с ранних лет интересующийся компьютерами и проводящий в интернете несколько часов ежедневно, на большинство экзаменационных вопросов ответит легко. А если он еще и прилежно изучает эту дисциплину в школе, то вполне может рассчитывать на высокий балл.
Тем не менее, все же следует внимательно просмотреть все ранее пройденные темы, обращая внимание на все, даже самые мелкие нюансы. Специалисты рекомендуют такую систему подготовки к ГВЭ по информатике:
- старательно прорабатывать темы 9 класса, поскольку по ним предлагаются наиболее сложные вопросы;
- за несколько месяцев до даты ГВЭ начинать повторять материал предыдущих лет;
- каждую пройденную или повторенную тему подкреплять выполнением практических упражнений, причем особое внимание уделить тем вопросам, с которыми возникают трудности;
- «набить руку» на использовании наиболее распространенных компьютерных программ (Excel, Word, PowerPoint, Outlook Express);
- определиться с языком программирования, при помощи которого ученик будет выполнять задания (КуМир, Pyton, Pascal, C++, Basic);
- обратить внимание на знание терминологии, поскольку нередко учащиеся, которые на «ты» с компьютером, не могут дать определение какого-то простейшего понятия и теряют на этом баллы;
- поискать в интернете отзывы школьников, которые сдавали ОГЭ или ГВЭ по информатике, и воспользоваться их советами.
Чаще всего репетиторов для подготовки к экзамену по информатике не нанимают. Помочь может школьный учитель, хорошо разбирающиеся в вопросе одноклассники или старшие товарищи. Неплохой вариант – записаться на подготовительные курсы или посещать школу программирования (если позволяет здоровье). Это позволит прокачать практические навыки выполнения заданий и даст неплохой старт к дальнейшему развитию ученика.
Спецификация
Первый и основной документ, который должен внимательно изучить каждый участник ГВЭ – это спецификация. Ее размещают на официальном портале Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и она доступна всем желающим. Здесь в сжатом виде содержится вся необходимая информация, которую необходимо знать девятиклассникам, планирующим сдавать государственный выпускной экзамен. Чтобы уточнить детали, можно поговорить со школьными учителями или поискать ответы на сайте ФИПИ.
Итак, из спецификации школьник узнает:
- назначение экзаменационной работы и перечень нормативных документов, которые определяют ее содержание;
- как сформирована работа, какие вопросы в нее включены;
- уровень сложности заданий, к каким тематическим разделам предмета они относятся;
- организационные моменты (продолжительность испытания, список разрешенного дополнительного оборудования и материалов);
- перечень элементов содержания, проверяемых в ходе ГВЭ;
- инструкцию по записи ответов;
- образец письменного экзаменационного материала или билета для устного ответа;
- принцип оценивания всей работы и отдельных заданий;
- шкалу пересчета первичных баллов в стандартные отметки;
- демоверсию испытания с ответами.
В зависимости от того, какой формат сдачи ГВЭ по информатике выбрал девятиклассник (устный или письменный), он может воспользоваться соответствующим вариантом спецификации.
Тренировочные сборники
Для отработки практических навыков выполнения типовых экзаменационных задач, необходимо скачать с сайта ФИПИ тренировочный сборник. Он состоит из 86 страниц печатного текста и включает в себя множество упражнений, составленных экспертами института специально для участников ГВЭ по информатике. В сочетании с изучением теоретического материала, решение практических задач поможет создать надежную базу знаний, которые помогут сдать экзамен на высокий балл.
Сборник делится на две части. Первая посвящена устному экзамену, который сдается по билетам. Здесь представлены 15 теоретических вопросов и 15 практических заданий – в произвольном порядке они будут включены в экзаменационные билеты.
Во второй части, гораздо более объемной, ученик найдет 8 вариантов экзаменационной работы по 13 заданий в каждом. В конце размещены ответы на все упражнения, а также критерии оценивания.
Список литературы
Прокачать свои знания по информатике можно не только при помощи школьных учебников и тренировочных сборников ФИПИ. Целый ряд ведущих российских издательств предлагает ученикам пособия по подготовке к ОГЭ, которые вполне подойдут и многим участникам ГВЭ. Среди них отметим:
- О.В. Дьячкова «ОГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
- Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ОГЭ-2019. Информатика. Тематические тренировочные задания» (в комплекте идет CD);
- Д.М. Ушаков «Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ»;
- Н.Н. Самылкина «ОГЭ 2020. Информатика. Тренировочные варианты»;
- Ю.С. Путимцева «Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ в 2019 году. Диагностические работы».
Все материалы, представленные в этих книгах, соответствуют КИМ. Пособия содержат полный спектр теоретической информации, проверяемой на экзамене, и практические задания. В конце содержатся ответы, с которыми можно сверяться.
Онлайн-ресурсы
Кроме бумажных учебников, для наработки практических навыков можно использовать электронные ресурсы. Они помогают школьнику шире смотреть на IT-сферу и развивают кругозор. Среди интересных сайтов можно отметить:
- Timus Online Judge – это огромный архив, где ученик может найти множество задач по программированию;
- «Планета информатики» – на сайте рассматриваются теоретические и практические вопросы, размещены уроки, статьи, презентации и др.;
- «Школа программиста» – архив задач по программированию;
- «Информатикс» – здесь множество интересных материалов, связанных с информатикой, а с самим сайтом сотрудничают преподаватели ведущих вузов и школ, победители и призеры тематических олимпиад.
Также не стоит забывать и о таких популярных порталах, как «Яндекс.Репетитор». Они прекрасно подходят для тренировки выполнения экзаменационных задач. Школьники могут выбрать уже составленные варианты, которые постоянно обновляются, или сосредоточиться на упражнениях по отдельным темам, вызывающим проблемы.
Темы для подготовки
В спецификации по информатике, в отличие от многих других дисциплин, нет перечня тем, которые будут проверяться на экзамене. Здесь указаны лишь основные навыки, которыми должен владеть ученик, сдающий ГВЭ:
- уметь определять значение логических выражений, количественные параметры информобъектов, анализировать и описывать процессы;
- знать файловую систему и способы исполнения алгоритмов с небольшим набором команд;
- уметь исполнять простые циклические и линейные алгоритмы, анализировать данные, поданные в виде схем;
- быть способным искать сведения в базах данных, использовать в заданных целях информационно-коммуникационные технологии, обрабатывать крупные массивы информации с помощью электронных таблиц.
В качестве ориентира для организации системной подготовки можно воспользоваться данными, приведенными в тренировочном сборнике ФИПИ для устного экзамена. В частности, в нем выделяются такие разделы:
- двоичные и 8-битные коды для текста, единицы измерения (бит, байт, килобайт и т.д.);
- кодирование и декодирование цвета и звука;
- логические операции, выражения и утверждения, исполнители команд и их формальное описание;
- языки программирования формальные и естественные, управляющие конструкции (циклические и условные), выражения и переменные, нечисловые и числовые данные, вспомогательный алгоритм и подзадачи;
- устройство компьютера и принцип его работы, функции различных компонентов устройства, роль операционной системы;
- работа с текстовыми документами и редакторами, электронными таблицами, подача информации в графическом виде (диаграммы, графики);
- принципы поиска информации в разных источниках, информационная безопасность, защита от вредоносного программного обеспечения.
Здесь же можно найти и описание практических заданий, которые могут попасться во время испытания. Желательно отрабатывать все виды задач, чтобы не возникло проблем на экзамене.
Как сдать
ГИА в форме ГВЭ может проводиться в любом общеобразовательном учреждении, а также в санаторно-курортных заведениях, где дети с ОВЗ и инвалидностью проходят реабилитацию. По рекомендациям ПМПК принять экзамен могут также в больнице или на дому.
На письменный ГВЭ по информатике выделяют 150 минут (2 часа 30 минут), а участникам с ОВЗ добавляют при необходимости еще 90 минут (1,5 часа). Это исключительно то время, которое предоставляется участнику на выполнение работы. Никакие вспомогательные манипуляции (распечатывание и раздача экзаменационных работ, заполнение полей бланков, инструктаж, установка и настройка аппаратуры, рассаживание учеников по местам) не учитываются.
Участникам с разными заболеваниями чаще всего предоставляют отдельные аудитории. Однако в некоторых случаях они могут быть размещены в одном классе – например, школьники с тяжелой дисфункцией речевого аппарата и слабослышащие. Особенностью ГВЭ по информатике является то, что первые две части письменного экзамена рекомендуют выполнять в одной аудитории, а для решения задачи третьей части переходить в компьютерный класс. То же касается и второго вопроса устного билета.
Организаторы экзамена обязаны создать все необходимые условия для учеников в соответствии с рекомендациями ПМПК:
- Слабовидящим копируют экзаменационные материалы в увеличенном виде. Для этого в аудитории должны быть специальные копировальные устройства. Также устанавливается индивидуальное освещение с равномерным ярким светом 300 люкс, предлагаются увеличительные линейки или лупы.
- Слепым участникам все материалы изготовляют рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- Слабослышащим школьникам выдают индивидуальные слуховые аппараты (иногда разрешают пользоваться собственными) или устанавливают фронтальные звукоусиливающие устройства.
- Для работы с глухими девятиклассниками приглашают сурдопереводчика, работающего с участниками на протяжении всего экзамена.
- Тем ученикам, которые желают сдавать экзамен на компьютере, предоставляют такую возможность. При этом компьютер не должен быть подключен к интернету.
Участники, которым для передвижения необходима поддержка, могут обратиться к ассистенту. Его задача – помочь школьнику занять свое рабочее место, перемещаться по аудитории и за ее пределами. Экзаменуемые имеют право на обеденный перерыв, если общее время испытания превышает 4 часа.
Условиями четко ограничен перечень предметов, которые можно приносить на экзамен. На столе участника могут находиться:
- медицинские приспособления, лекарства, продукты питания;
- удостоверение личности;
- черновики со штампами, выданные организаторами, и ручка с черными чернилами;
- приспособления, необходимые для работы: брайлевский прибор с грифелем или брайлевская печатная машинка, лупа или другое увеличительное устройство, слуховой аппарат.
Дополнительные материалы или оборудование на экзамен по информатике участники не приносят. Компьютеры для выполнения практических задач предоставляются организаторами, а сложность вычислений в заданиях не настолько высока, чтобы возникала необходимость пользоваться калькулятором.
Письменная работа
Письменная экзаменационная работа состоит из 13 заданий, разделенных на три части. Первая включает в себя 6 заданий и требует от участника выбрать один из четырех предложенных вариантов. Вторая – это еще 6 упражнений, ответы на которые даются в виде одной цифры или же последовательности цифр или букв. Третья состоит из одного задания по работе с электронными таблицами, выполняемого на компьютере.
Наибольшее количество заданий касается обработки информации. Передаче и представлению информации, электронным таблицам и математическим инструментам посвящено по 2 упражнения. Остальные разделы ограничены одним заданием.
Эксперты рекомендуют с вопросами первой и второй части справиться за полтора часа. Полученные ответы участники переносят в бланк ответов и сдают. После этого они переходят к компьютеру для выполнения практического задания третьей части, на которое желательно оставить хотя бы один час. Решение этого упражнения ученик оформляет в виде отдельного файла, который сохраняет в указанный организаторами каталог.
Устная работа
Устный экзамен проводится совершенно по другой схеме. Здесь на столе у экзаменаторов участник наугад выбирает один из 15 билетов. Каждый содержит по два вопроса: первый – теоретический, второй – практический.
На подготовку ученик получает 45 минут. После этого он отвечает на теоретический вопрос и представляет решение практической задачи: электронной таблицы, выполненной на компьютере. Учитывая тот факт, что весь ответ участника записывается на аудионоситель или протоколируется, говорить нужно разборчиво и громко, а мысль формулировать четко и ясно.
Оценивание письменных работ
Письменный формат испытания позволяет участнику набрать 14 первичных баллов. В экзаменационной работе представлены задания разного уровня сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Базовый | 9 | 9 | 64 |
Повышенный | 4 | 5 | 36 |
Итого | 13 | 14 | 100 |
Что касается «стоимости» каждого задания, то здесь принцип таков:
- Упражнения №1–12 оцениваются в 1 балл, если они выполнены верно, и 0 баллов в случае ошибки.
- Задание на компьютере оценивается по определенным критериям. Оно может принести 2 балла (даны два верных ответа), 1 балл (правильно найден лишь один результат) или 0 баллов (ответы на оба вопроса неверны).
Все набранные школьником первичные баллы пересчитывают в привычные пятибалльные отметки по схеме, отраженной в таблице.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–4 | 2 |
5–8 | 3 |
9–11 | 4 |
12–14 | 5 |
Оценивание устного ответа
За полные и верные ответы на оба вопроса билета можно получить 6 баллов (по 3 за каждый вопрос). Оба они оцениваются по утвержденным критериям. Для теоретического вопроса важны следующие аспекты:
- Знания ученика полные и системные, ответ краткий и связный, суть материала раскрыта последовательно, продемонстрирована прикладная направленность умений, нет фактических и терминологических ошибок – 3 балла.
- Пропущены некоторые элементы содержания или допущены отдельные ошибки, последовательность изложения нарушена – 2 балла.
- Ответ неполный, пропущены важные элементы или есть существенные ошибки, содержание изложено пространно и нелогично – 1 балл.
- Раскрыть тему не удалось – 0 баллов.
У практического задания свои особенности оценивания. Если созданная программа содержит обязательные элементы (инициализация переменной, повторяющийся 25 раз цикл, вывод полученного значения), ставится 3 балла. Программа верна, но участник не смог объяснить принцип ее работы, или в программе есть несущественные ошибки – 2 балла. Есть минимум 2 из 3 обязательных элементов, но наличествуют существенные огрехи в программе – 1 балл. 0 выставляется, если задание не выполнено.
При пересчете первичных баллов в стандартные оценки также применяют специально разработанную шкалу.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
меньше 2 | 2 |
2-3 | 3 |
4-5 | 4 |
6 | 5 |
Выбор ГВЭ по информатике дает возможность девятикласснику разобраться в своем знании этого предмета и дальнейших перспективах его изучения. Если опыт оказался успешным, то в старших классах школы можно попытаться попасть в специализированный класс, а после сдачи ГВЭ-11 или ЕГЭ подавать документы в вуз технической направленности. Большое количество специальностей ИТ-сферы доступно людям с ОВЗ или инвалидам, поскольку допускает работу на дому.
Часто задаваемые вопросы
Является ли ГВЭ по информатике обязательным?
Нет, экзамен является предметом по выбору. Ученики решают, сдавать его или нет, на основе своих интересов и учебных планов.
Каков формат проведения экзамена?
ГВЭ по информатике в 9 классе включает в себя как тестовые задания, так и практические примеры, где учащимся может потребоваться работа с компьютером.
Как лучше подготовиться?
Регулярное выполнение домашних заданий, участие в учебных проектах, работа с дополнительными учебниками и пособиями, а также использование онлайн-ресурсов по информатике поможет усилить подготовку.
Что делать, если результаты экзамена меня не устраивают?
Если ученик не согласен с оценкой, он имеет право подать апелляцию для перепроверки своей работы.