Для поступления в медицинские колледжи требуется хорошее знание химии. Этот предмет необходим и для получения профессии лаборанта, технолога продуктов питания, специалиста в сфере переработки полезных ископаемых и т.д. Поэтому некоторые девятиклассники, которые хотят связать свою дальнейшую жизнь с этими сферами деятельности, останавливают свое внимание на ГВЭ по химии в качестве экзамена по выбору.
Содержание
Формы проведения
Сдавать ГВЭ по химии можно в устном и письменном виде. Письменный формат считается основным, он недоступен лишь школьникам со слепотой, не освоившим шрифт Брайля. Эти ребята могут пройти итоговую аттестацию устно. Участникам с серьезными нарушениями речевой функции, аутистического спектра или опорно-двигательного аппарата дается возможность выполнить экзаменационную работу на компьютере без подключения к интернету.
До 1 февраля школьник или его родители (законные представители) подают заявление, в котором указывают, что желают сдавать ГИА в форме ГВЭ. Также здесь указывают перечень предметов по выбору и форму их проведения (устно или письменно). Передумать можно, но не позже, чем за 14 дней до официальной даты испытания, и только при наличии веских на то оснований, подтвержденных документально (чаще всего справкой из больницы). Заявление будет рассмотрено комиссией, которая и примет окончательное решение: разрешить или отказать ученику в его просьбе.
Как подготовиться
Во время экзамена участнику не следует ожидать каких-то особо сложных вопросов, которые могут поставить его в тупик. Весь материал изучался в школе на протяжении последних лет, поэтому ученики, которые ответственно относились к занятиям и выполняли домашние задания, изначально имеют преимущество. Им достаточно спокойно проходить темы 9 класса, а за 2-3 месяца до испытания дополнить занятия повторением ранее пройденного материала и наработкой практики решения задач. Тем же, кто не слишком старался в школе или кому предмет дается с трудом, лучше начать подготовку еще с осени, чтобы иметь достаточно времени на глубокую проработку каждой темы.
Наиболее действенной принято считать такую систему подготовки:
- углубленное изучение тем, которые включены в программу 9 класса;
- планомерное повторение теоретического материала предыдущих лет с обязательным выполнением заданий, приведенных под каждым параграфом;
- дополнение теоретической информации заданиями из тренировочных сборников ФИПИ и других источников;
- просмотр тематических уроков в интернете;
- ведение конспекта, в котором записываются свойства различных химических элементов, формулы и т.д.;
- за месяц до экзамена – повторение всех тем с акцентом на наиболее трудных моментах, выполнение несколько вариантов ГВЭ из онлайн-ресурсов или печатных сборников.
Если учащимся с ОВЗ трудно следовать этим рекомендациям самостоятельно, на помощь им обязательно должны прийти родители. Их задача – правильно спланировать и организовать процесс подготовки, помочь детям разобраться со сложным материалом. Если потребуется, можно нанять репетитора, который профессионально спланирует траекторию подготовки с учетом особенностей школьника. Также некоторым участникам ГВЭ рекомендуют записываться на курсы по подготовке к экзаменам и работать в группе: чувство здоровой конкуренции подстегивает их и заставляет более ответственно относиться к изучению материала.
Спецификация
Чтобы разобраться во всех условиях сдачи ГВЭ, необходимо внимательно изучить спецификации для устного и письменного формата проведения экзамена. Найти эти документы можно на официальном портале Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
В принципе, информации, приведенной в спецификациях, вполне достаточно, чтобы понять, как организована вся процедура испытания. В частности, участники ГВЭ и их родители смогут найти в них такие сведения:
- структуру и содержание испытания, в т.ч. уровень сложности и виды предлагаемых заданий, типы ответов на них;
- распределение упражнений по разделам школьной программы и проверяемым умениям;
- система, по которой оценивается каждое задание в отдельности и вся работа в целом;
- шкала пересчета первичных баллов в стандартную оценку;
- организационные моменты (продолжительность экзамена, перечень разрешенных к использованию вспомогательных материалов);
- список основных тем, знание которых будет проверено в ходе ГВЭ;
- образец экзаменационного билета, правила записи ответов в бланк;
- демонстрационная версия работы с ответами.
В зависимости от того, какую форму сдачи экзамена выбрал для себя школьник, он может воспользоваться соответствующей спецификацией. Если же участник еще не определился окончательно по данному вопросу, ему стоит внимательно ознакомиться и с письменным, и с устным вариантом.
Тренировочные сборники
На сайте ФИПИ школьник также может скачать специально составленные сборники для подготовки к ГВЭ-9. Это 40 страниц типовых упражнений, подобных тем, которые будут в экзаменационных работах. Выполняя их, ученик закрепит изученный теоретический материал и доведет навык решения задач до автоматизма.
Сборник подразделяется на две основные части. Первая – для тех, кто выбрал устный формат. Здесь есть три раздела:
- в первом перечислены теоретические вопросы, на которые будут опираться организаторы при составлении экзаменационных билетов;
- во втором дан перечень типовых расчетных задач по химии;
- в третьем можно найти варианты решения этих задач.
Вторая часть посвящена письменному экзамену. Здесь представлены задания, касающиеся таких основных направлений предмета:
- «Вещество»;
- «Химическая реакция»;
- «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах»;
- «Экспериментальные основы химии. Методы познания веществ и химических явлений. Химия и жизнь».
По каждому из направлений дается от 9 до 59 упражнений разного уровня сложности. В конце второй части приведены ответы на все задания, а также критерии оценивания.
Список литературы
Для подготовки к ГВЭ по химии можно пользоваться пособиями, разработанными для сдачи ОГЭ. Специализированных материалов практически нет, за исключением тренировочных сборников ФИПИ. Среди наиболее подходящих учебников можно выделить:
- Е. Савинкина, Г. Логинова «Химия в таблицах и схемах. 8-9 классы. Справочное пособие»;
- И.М. Никитина, С.Б. Карпинская, В.Л. Киселева, И.П. Кондратюк «ОГЭ по химии. Практическая подготовка»;
- А.Э. Антошин «ОГЭ 2020. Химия. Тематические тренировочные задания»;
- Е.В. Крышилович, В.А. Мостовых «Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»;
- С.А. Волкова, Н.А. Тараканова «ОГЭ-2021. Химия» из серии «Сдаем без проблем».
В некоторых пособиях содержатся не только практические упражнения, но и теоретические сведения, а также задания с подробным разбором их решения. Если некоторые задачи будут для участника ГВЭ слишком сложными, нужно найти их более простые аналоги или попросить помощи у школьного учителя.
Онлайн-ресурсы
Навыки решения задач можно отработать и с помощью интернета. Есть ряд онлайн-ресурсов, предлагающих помощь в подготовке к ОГЭ, которые пригодятся и участникам ГВЭ. Среди них ведущее место занимают порталы «ЯндексРепетитор» и «Сдам ГИА», на которых предложено множество упражнений по каждой из тем, а также публикуются постоянно обновляющиеся варианты тестов.
Также можно отметить сайт ФИПИ с его открытым банком заданий ОГЭ, основное преимущество которого в том, что предлагаемые варианты уже реально использовались в экзаменационных работах. Стоит заглянуть на веб-сайты Examer, «Незнайка» или Online Test Pad. Здесь есть авторские тесты с разным подходом к подаче материала, а ученик может выбрать для себя наиболее удобный интерфейс.
Темы для подготовки
Чтобы систематизировать свою подготовку и гарантированно повторить все вопросы, которые могут встретиться во время испытания, ученикам рекомендуют планомерно проработать следующие темы:
- строение атома и электронных оболочек первых 20 элементов из таблицы Д.И. Менделеева;
- периодическая система элементов и периодический закон;
- строение молекул и их химические связи (ионная, ковалентная, металлическая), валентность элементов, их окисление;
- неорганические вещества (простые и сложные), их классификация, номенклатура соединений;
- протекание химических реакций, их признаки и условия, сохранение массы веществ, признаки разных видов химических реакций;
- электролитическая диссоциация, анионы и катионы, электролиты и неэлектролиты, реакции ионного обмена;
- химические свойства веществ простых (неметаллы и металлы), а также сложных (соли, кислоты, оксиды, основания).
Кроме теоретических знаний, потребуется отработать и некоторые практические навыки. В частности, речь идет об умении вычислять в растворе массовую долю вещества, находить объем, массу или долю вещества по количеству одного из продуктов реакции или реагентов.
Как сдать
Процесс сдачи ГВЭ по химии регламентирован спецификацией и методическими рекомендациями ФИПИ. На письменный экзамен выделяют 2 часа 30 минут (150 минут), но ученики с ОВЗ имеют право на дополнительных полтора часа (90 минут). Причем речь идет о «чистом» времени, которое участники тратят на выполнение заданий. Сюда не включают минуты, потраченные на рассаживание по местам, инструктаж, заполнение полей экзаменационных бланков, настройку техники.
После проверки документов, подтверждающих личность, участники заходят в аудиторию, где для них подготовлены отдельные рабочие места с учетом специфики, указанной в документах. В частности, места оборудуют:
- Звукоусиливающими устройствами для слабослышащих и глухих учеников. Это могут быть индивидуальные слуховые аппараты или фронтальные устройства для коллективного использования. Нередко школьникам разрешают приносить свои личные слуховые устройства. Также при необходимости на все время экзамена может приглашаться сурдопереводчик.
- Увеличительными средствами (лупы и специальные линейки) и яркими лампами (300 люкс) для слабовидящих детей. Кроме того, все экзаменационные материалы для них копируют более крупным шрифтом. Материалы для слепых изготавливаются рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- Компьютерами без выхода в интернет для детей с некоторыми диагнозами (речевая дисфункция, расстройства аутистического спектра, проблемы опорно-двигательного аппарата).
Если необходимо, участник имеет право воспользоваться услугами ассистента. Тот помогает передвигаться в аудитории и за ее пределами (например, в туалете), занять свое рабочее место и т.д. Если экзамен длится свыше 4 часов, делается перерыв на прием пищи в специально отведенном организаторами месте.
Во время испытания у школьника на столе может находится следующий перечень предметов:
- документ, подтверждающий личность ученика;
- лекарства, медицинские устройства, питание;
- приспособления, без которых выполнение работы невозможно: увеличительная линейка, лупа, брайлевская пишущая машинка или прибор с грифелем, слуховой аппарат и т.д.;
- ручка с черными чернилами и проштампованные черновики;
- разрешенные вспомогательные материалы.
В последний пункт входит Периодическая таблица химических элементов им. Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов и таблица растворимости в воде оснований, кислот и солей. Эти распечатки выдают участникам вместе с экзаменационными материалами, и они могут стать серьезным подспорьем девятикласснику в ходе испытания. Кроме того, разрешено иметь при себе непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.
Письменная работа
Письменный вариант ГВЭ по химии включает 13 заданий и состоит из двух частей:
- В первой – 10 вопросов базового уровня сложности с кратким ответом из одной цифры.
- Во второй части всего 3 упражнения, но они сложнее. Из них 2 – с кратким ответом из 2-3 цифр, идущих в определенной последовательности (множественный выбор). Еще одно задание требует развернутого ответа и содержит два вида расчетов: вычисление массовой доли вещества в растворе и нахождение объема, массы или количества исходя из результатов химической реакции.
Ответы участник сначала записывает непосредственно в тексте экзаменационной работы, а затем переносит в бланк ответов. На нем слева пишут в столбик номера задач, а справа около них указывают ответ. Исправления рукой участника в бланке допускаются, однако они должны быть аккуратными и понятными экзаменаторам. Чтобы успеть спокойно и без спешки переписать ответы в бланк, рекомендуют делать это не позже, чем за 15–20 минут до окончания испытания. В таком случае еще останется немного времени, чтобы перепроверить себя.
Устная работа
Что касается устного формата, то здесь участникам предлагают выбрать наугад один из 15 билетов. В каждом из них – один теоретический вопрос и одна расчетная задача. На обдумывание ответа учащийся имеет 30 минут.
Начинать отвечать нужно только после сигнала экзаменатора. Это связано с тем, что весь процесс записывается на аудионоситель или протоколируется. Поэтому говорить необходимо громко, четко и ясно, не глотая слова и грамотно формулируя фразы. Во избежание недоразумений ученику дают прослушать запись его ответа или прочитать протокол.
Оценивание письменных работ
Максимально на письменном ГВЭ по химии можно получить 17 первичных баллов. Задания оцениваются по-разному в зависимости от их сложности и количества компонентов в ответе.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Базовый | 10 | 10 | 58,8 |
Повышенный | 3 | 7 | 41,2 |
Итого | 13 | 17 | 100 |
Что касается «стоимости» отдельных заданий письменной работы, то здесь ситуация выглядит так:
- №1–10 оцениваются в 1 балл за выбор правильного варианта и 0 за ошибку.
- №11 «стоит» 2 балла за два верно выбранных варианта. Если ученик смог определить один из двух правильных ответов или же указал 3 ответа, 2 из которых верные, то ему дают 1 балл. В остальных случаях ставят 0.
- №12 принесет 2 балла за правильно установленные 3 соответствия или 1 пункт – за 2 соответствия.
- №13 с развернутым ответом имеет три элемента, которые стоят по 1 баллу. Экзаменатор оценивает каждый из них по критериям (например, составлено уравнение, рассчитана масса вещества в растворе и определена масса осадка). В зависимости от количества выполненных элементов, ученик получает от 0 до 3 баллов.
Первичные баллы, набранные девятиклассником, переводятся в оценки по пятибалльной шкале:
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–6 | 2 |
7–10 | 3 |
11–14 | 4 |
15–17 | 5 |
Оценивание устных ответов
На устном экзамене максимум, на который может рассчитывать ученик, – это 7 баллов. За полный и правильный ответ на теоретический вопрос можно получить 4 балла, а за практическое задание 3 балла. Остановимся коротко на критериях оценки первого вопроса билета:
- 4 балла – ответ связный, в нем использованы все понятия, касающиеся рассматриваемой темы, сущность химических процессов и явлений раскрыта, верно записаны химические уравнения и формулы, ошибки отсутствуют;
- 3 балла – правильный, однако неполный ответ, допущены мелкие ошибки или неточности в раскрытии понятий, есть погрешности в расчетах и определении свойств веществ;
- 2 балла – некоторые понятия, необходимые для раскрытия темы, в ответе отсутствуют, логика изложения материала нарушена;
- 1 балл – участником изложены лишь отдельные аспекты вопроса, не приведены основные понятия;
- 0 – тема не раскрыта.
За выполнение практической задачи максимальные баллы начисляют, если ответ правильный и логически выстроенный, верно записаны все формулы, уравнения химической реакции и участвующие в нем вещества, арифметические расчеты без ошибок. Если есть огрехи в расчетах, но они не повлияли на итоговый результат, ставят 2 балла. В ситуации, когда ученик нашел верный алгоритм, но грубые ошибки в вычислениях привели его к ошибочному результату, начисляют 1 балл. 0 баллов – участник не разобрался в сути задачи и дал неправильный ответ.
При пересчете первичных баллов устного экзамена используют такую схему.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
меньше 2 | 2 |
2-3 | 3 |
4-5 | 4 |
6-7 | 5 |
Сейчас знание химии открывает неплохие возможности для самореализации, в том числе и для молодежи с ОВЗ. Результат ГВЭ по химии после 9 класса позволяет определить, стоит ли ученику ориентироваться на этот предмет в дальнейшем. Если да, то нужно будет уделить его изучению больше внимания в старших классах, после чего сдавать ГВЭ-11 и подавать документы в выбранное учебное заведение.