ГВЭ по русскому языку в 9 классе

Итоговая аттестация по всем учебным дисциплинам, в том числе и по русскому языку, в 9 классе проводится в двух формах: основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Второй вариант предназначен для тех, кто учится:

  • в специальных школах закрытого типа;
  • в школах, организованных в местах лишения свободы;
  • в обычных образовательных организациях, но имеет медицинское заключение об ограниченных возможностях здоровья (к этой категории по закону относятся и инвалиды).

Дети, обучавшиеся по медицинским показаниям на дому, но не имеющие ограничений, сдают ОГЭ.

Формы проведения

В 9 классе ГВЭ по русскому языку проводится письменно или устно: форма зависит от образовательных потребностей и возможностей выпускников.

Выпускники без ОВЗ сдают экзамен только письменно в формате сочинения или изложения. Дети с ОВЗ – как устно, так и письменно, кроме диктанта. Учащимся с расстройствами аутистического характера предоставлен самый широкий выбор: им доступен любой вариант, в том числе и диктант.

Устная форма ГВЭ по русскому языку

Обычно этот формат выбирают дети-инвалиды и участники с ОВЗ, которые не могут писать из-за слепоты или нарушений двигательных функций.

В комплект материалов для устного экзамена входит 15 билетов. Каждый из них включает в себя текст с тремя вопросами к нему:

  • ответ на первый – показывает, как выпускник понимает смысл текста: может ли он определить тему и сформулировать его основную мысль прочитанного;
  • второй вопрос проверяет лингвистические навыки: например, умение делать морфологический разбор (определять признаки частей речи) или указывать способы словообразования;
  • отвечая на третий вопрос, надо вспомнить орфографическое правило и выполнить соответствующее ему задание.

На подготовку устного ответа на ГВЭ-9 по русскому языку отводится не менее 40 минут.

Ответы оцениваются в первичных баллах, которые суммируются и затем переводятся в пятибалльную систему. Максимально можно набрать 17 – это 5 по привычной шкале. Для четверки хватит 11–14 баллов, для тройки – 5–10.

Таблица пересчета баллов

Критерии оценивания всех видов заданий, образец стандартного билета и перечень тем, вынесенных на экзамен, представлены в спецификации материалов устного ГВЭ по русскому в 9 классе.

Письменная форма ГВЭ 9

Письменный экзамен проводится как сочинение, изложение или диктант. Формат выбирает сам выпускник и родители с обязательным учетом медицинских ограничений. Например, учащиеся без ОВЗ и с ОВЗ могут писать как сочинение, так и изложение, но уровень сложности для каждой категории существенно отличается. Диктант предусмотрен только для выпускников с аутизмом.

Письменный экзамен продолжается 3 часа 55 минут, результаты оцениваются так же, как и на устном ГВЭ. Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ при необходимости время написания продлевается на полтора часа.

Подробнее о критериях оценивания читайте в спецификации материалов письменного ГВЭ-9.

Сочинение

Формат сочинения на свободную тему доступен для учащихся без ОВЗ и с ОВЗ любого типа, в том числе с аутизмом. Слепые и слабовидящие дети должны владеть шрифтом Брайля.

Для каждой категории выпускников разработаны специальные комплекты экзаменационных материалов, а условия проведения ГВЭ отличаются в зависимости от диагноза участника ГИА.

Темы для сочинений на ГВЭ в 9 классе относятся к одной из четырех смысловых групп:

  1. Взаимодействие человека с окружающим миром (экология, бережное использование природных ресурсов и т. д).
  2. Философские и нравственно-этические проблемы отношений между людьми (любовь, дружба, сострадание, милосердие и т. д.).
  3. Освоение знаний, постижение искусства.
  4. Профессиональная реализация.

Характер аргументов для подтверждения собственной позиции не регламентируется: допускаются примеры как из книг, так и из личного опыта.

Оптимальный объемом текста – 300 слов. Если написано менее 250, то за работу ставится 0 баллов. Исключение сделано для глухих учащихся и выпускников с ЗПР (задержкой психического развития): темы сформулированы проще, а объем снижен до 150 слов.

Пример сочинения для ГВЭ в 9 классе (с пояснениями к написанию каждой части).

Изложение

Его в качестве альтернативы сочинению могут выбрать четыре категории участников ГВЭ 9.

Возможные формы изложения в ГВЭ

Исходные тексты и задания к ним дифференцированы по степени сложности и с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий выпускников. В частности, глухие участники ГВЭ, учащиеся с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи могут писать по своему желанию как сжатое, так и подробное изложение, а для остальных предусмотрен только вариант краткого пересказа.

В текстах для слепых учащихся содержание визуальных образов минимально: то есть почти нет слов и описаний ситуаций, для понимания которых необходима зрительная память. Работу такие дети могут выполнять на компьютере.

Объем исходного текста и письменной работы также дифференцируются по категориям ОВЗ. А вот критерии проверки и оценивания, как и шкала перевода первичных баллов в отметку едины для всех форм ГВЭ.

Если выбран этот формат письменного экзамена, то ограничиваться только пересказом нельзя: учащиеся обязательно должны выполнить творческое задание. Таким образом, экзаменационная работа состоит из двух частей – собственно изложения и мини-сочинения-рассуждения, в котором требуется высказать свое мнение о проблеме, поднятой в предложенном тексте, и привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Пример сочинения-рассуждения (творческого задания к изложению) на ГВЭ 9 по русскому языку.

Ориентировочный перечень тем сочинений, образцы текстов, которые могут использоваться для изложения, и примеры экзаменационных билетов содержатся в официальном тренировочном сборнике ФИПИ.

Диктант

Эта форма письменного ГВЭ по русскому предназначается лишь выпускникам с аутизмом. Объем диктанта – 200-220 слов, а писать его можно на компьютере без подключения к интернету и без возможности проверить написание слов и расстановку знаков препинания.

Диктант проверяется по специальным критериям, максимальное количество первичных баллов также 17 (перевод в обычную систему – по единым правилам для ГВЭ).

Подготовка

Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:

  • подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
  • описание экзаменационных материалов;
  • инструкции для учащихся.

Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ. В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке.

Автор статьи:

Материал обновлен: 10.08.2020 г.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения