В 2019 году более 15 тысяч московских девятиклассников выбрали ОГЭ по биологии. Этот экзамен популярен у ребят, которые планируют поступать в медицинские колледжи или продолжать обучение в 10 классах химико-биологического профиля. Подробно о подготовке к итоговой аттестации и порядке сдачи этой дисциплины – в материале ниже.
Содержание
Как подготовиться
Итоговая аттестация по биологии требует от школьника немалых усилий. Дело в том, что именно сейчас подход к сдаче ГИА по этому предмету претерпевает серьезные изменения. Задания от простого пересказа материала школьного учебника трансформируются в более практическую плоскость. Специалисты предлагают использовать такой план подготовки к ОГЭ по биологии:
- Сначала определить уровень владения предметом, выполнив тренировочный тест. Это поможет выявить пробелы в знаниях и определить, на какие темы необходимо обратить особое внимание. Если результат совсем нерадостный, стоит подумать о дополнительных курсах или работе с репетитором.
- Дальше нужно переходить к повторению теоретической части, начиная с 5 класса. Некоторым придется зазубривать материал, поскольку объем текстовой информации большой. Неплохо помогают в этом видеоуроки, которые можно найти в интернете.
- Необходимо закреплять материал собственноручно написанным конспектом. При этом желательно оформлять побольше схем, таблиц, графиков и рисунков. Такой подход улучшает запоминание, поскольку, помимо зрительной, подключается и моторная память. Также эксперты советуют вести словарь для записи биологических терминов.
- После повторения теории нужно переходить к выполнению заданий. Сначала лучше разобрать тестовые задачи. При этом, выбирая подходящий вариант, необходимо аргументировать свое решение, а не просто угадывать ответ. Затем можно переходить к заданиям с развернутым ответом.
Каждый месяц желательно выполнять репетиционный вариант экзамена. Это покажет динамику роста знаний, выявит слабые места, над которыми нужно еще поработать, и даст уверенность в собственных силах. Если возникли затруднения, не нужно стесняться обратиться за помощью к учителю.
Школьники, которые уже сдавали ОГЭ по биологии, утверждают, что достаточно просто учить на уроках новый материал, а повторение и отработку заданий начать за 3-4 месяца до экзамена. Тем, у кого есть пробелы в знаниях за предыдущие классы, лучше целенаправленно заняться их устранением уже в начале учебного года.
Демоверсия
При помощи демонстрационного варианта школьники знакомятся с тем, как сформулированы и скомпонованы задания ОГЭ по биологии, какие типы ответов необходимо на них давать – краткие или развернутые. Аналогичные задачи будут размещены в контрольно-измерительных материалах реального экзамена.
Демоверсия ОГЭ по биологии публикуется на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) в открытом доступе. В ней, кроме непосредственно заданий, даны пояснения, как нужно заполнять бланки ответов, чем можно пользоваться ученику на экзамене и т.д. С помощью демонстрационного варианта можно проводить репетицию испытания в домашних условиях.
Кодификатор
В кодификаторе ученик найдет всю официальную информацию о том, какие знания, умения и темы будут проверяться на ОГЭ по биологии. Сведения скомпонованы в две таблицы. В первой перечислены основные компоненты школьной программы, которые должен усвоить десятиклассник:
- знание основных признаков биологических объектов: от хромосом, клеток и генов до отдельных живых организмов и их популяций;
- понимание сущности биологических процессов – дыхания, питания, выделения, раздражимости, круговорота веществ, превращения энергии и др.;
- знание строения человеческого организма, особенностей его жизнедеятельности и поведения;
- умение объяснить роль в жизни человека различных организмов и их взаимосвязь, эволюцию животных и растений, ценность биологического разнообразия, необходимость сохранения окружающей среды и зависимость здоровья людей от ее состояния;
- способность изучать биологические объекты и процессы, распознавать представителей флоры и фауны и классифицировать их;
- умение самостоятельно находить нужную информацию и пользоваться полученными знаниями в реальной жизни.
Во второй части содержатся сведения о тех направлениях подготовки и отдельных темах, которые необходимо знать школьнику:
- роль биологии и способы изучения живых организмов, их основные признаки;
- научная классификация биологических видов, понятие о таксонах;
- эволюционное учение Ч. Дарвина;
- анатомия человека и его здоровье, соблюдение гигиенических и санитарных норм, здоровый способ жизни, факторы риска, оказание первой доврачебной помощи;
- биосфера и роль человека в ней, экологические вопросы.
Только поэтапное прохождение всех вопросов по классификатору дает возможность подготовиться к ОГЭ по биологии буквально «с нуля». В противном случае всегда остается риск пропустить или не обратить должного внимания на какую-либо тему, и попасть в сложную ситуацию на экзамене.
Ресурсы для подготовки
Чтобы самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии, в первую очередь, нужно внимательно изучить всю официальную информацию, размещенную на сайтах «ГИА9» и Федерального института педагогических измерений. Здесь есть множество ценных советов, но основное – это самая свежая и точная информация относительно проведения итоговой аттестации. В спецификации расписано, как проходит экзамен, уровень сложности заданий и критерии их оценивания. Читать официальные документы не очень увлекательно, но иногда необходимо.
При подготовке к ОГЭ по биологии глубокая проработка теории – обязательный элемент, без которого не удастся ответить даже на тестовые вопросы экзамена. Такой материал лучше всего осваивать по учебникам. Среди рекомендуемых специалистом книг следует отметить следующие:
- Б.М. Медников «Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся»;
- Д.А. Шабанов, М.А. Кравченко «ОГЭ. Биология. Универсальный справочник»;
- Ю.А. Садовниченко «Биология. Карманный справочник»;
- Г.И. Лернер «ОГЭ-2019. Биология. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами».
Также для выполнения тренировочного ОГЭ многие школьники пользуются тематическими интернет-ресурсами. Они дают возможность самостоятельно сформировать для себя экзаменационный вариант, подобрав вопросы по разным темам, или воспользоваться вариантами, которые ежемесячно готовят менеджеры сайтов. Так, на портале «Сдам ОГЭ» предлагается около полутора тысяч заданий, скомпонованных по 30 темам. Хорошо структурированный материал можно найти на веб-сайте «ЯндексРепетитор».
Как сдать
На сдачу ОГЭ по биологии выделяется 180 минут (3 часа). Вся работа состоит из 30 заданий и разделена на две части. Первая часть – это 26 тестовых вопросов с кратким ответом, вторая – 4 задачи с развернутым ответом. На испытании школьнику доступен только черновик, непрограммируемый калькулятор и линейка.
Ответы на задания первой части вписываются в бланк ответов №1, а второй – в бланк №2. Результаты могут иметь разный вид:
- вопрос № 1 – слово или словосочетание;
- №2–19 – цифра, указывающая на номер правильного варианта;
- №20–26 – последовательность цифр;
- №27–30 – развернутое объяснение.
Предварительная подготовка дает возможность ученику выбрать на испытании наиболее оптимальный темп выполнения заданий. Важно не задерживаться надолго на вопросах первой части, но и спешка – плохой помощник. На самые простые задачи имеет смысл тратить по 3-4 минуты, тогда останется время для обдумывания сложных. Если возникли затруднения на каком-то вопросе, лучше его пропустить и вернуться к нему в конце экзамена.
Ответы рекомендуют записывать сначала в тексте работы, а затем, за 15-20 минут до окончания времени, переносить в специальные бланки. При этом важно быть внимательным, чтобы не ошибиться при записи большого количества цифр. Также стоит следить за разборчивостью почерка и пользоваться ручкой с яркими черными чернилами.
Оценивание работ
Максимальный балл ОГЭ по биологии – 45. Что касается сложности заданий, то контрольно-измерительные материалы содержат вопросы разного уровня.
Уровень сложности задачи | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Базовый | 18 | 18 | 40 |
Повышенный | 9 | 19 | 42 |
Сложный | 3 | 8 | 18 |
Итого | 30 | 45 | 100 |
«Цена» каждого отдельного вопроса напрямую зависит от сложности. Здесь есть свои особенности по сравнению с другими предметами. У проверяющих экспертов имеется таблица с эталонами ответов, на которые они ориентируются, начисляя баллы:
- задания с кратким ответом №1–19 оцениваются просто – в 1 балл по принципу «правильно-неправильно»;
- упражнение №20 приносит 1 балл, если в ответе содержится любая цифра из имеющихся в эталоне, но за лишние символы оценка снижается;
- задачи №21 и №22 также стоят 1 балл, но для его получения необходимо, чтобы с эталоном совпали две цифры;
- задания №23 и №25 приносят 1 пункт при условии, что ученик допустил не больше 1 ошибки, в противном случае ставится 0;
- в упражнении №24 один балл дают, если на двух любых позициях ответа вписаны не те символы, что в эталоне;
- правильный и полный ответ на задачу №26 приносит 3 балла, за каждую ошибку снимают 1 пункт;
- упражнения второй части оцениваются экспертами по специально разработанным критериям: задание №27 может дать 2 балла, а упражнения №28–30 – по 3 балла.
Пересчет первичных баллов в стандартную оценку производится по такой шкале:
Количество первичных баллов | Итоговая отметка |
---|---|
0-12 | 2 |
13-24 | 3 |
25-35 | 4 |
36-45 | 5 |
Как видим, для достижения минимального допустимого результата нужно набрать всего 13 баллов. Поэтому те ученики, которым нужно просто сдать ОГЭ, могут сосредоточить свое внимание на вопросах первой части – их вполне достаточно для получения проходной отметки. Для четверки или пятерки нужно поработать и с вопросами, предполагающими развернутый ответ. Для отбора в профильный класс рекомендованный минимум составляет 33 первичных балла.
Девятиклассники, осознанно выбравшие для сдачи ОГЭ биологию, могут проверить не только свои знания по предмету, но также сформированность своего естественнонаучного мировоззрения, творческого мышления, умения формулировать мысли. Это поможет понять, стоит ли им в дальнейшем поступать в университеты на специальности, связанные с медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, психологией и педагогикой.