ОГЭ по немецкому языку менее популярно, чем по английскому. Причины этого лежат на поверхности: применение немецкого ограничено узким кругом стран (Германия, Австрия, Лихтенштейн, отчасти Швейцария, Люксембург и Бельгия). Кроме того, в школах этот язык обычно начинают учить позже, что не дает возможности качественно подготовиться к экзамену. Исключение составляют специализированные школы, но они, как правило, находятся в крупных городах.
Содержание
Как подготовиться
Как правило, этот предмет выбирают ученики, которые планируют поступать в специализированные колледжи или сдавать ЕГЭ по немецкому после 11 класса. После этого они чаще всего они идут в вузы и получают специальности переводчика, дипломата, филолога-германиста или преподавателя иностранного языка, а также становятся студентами немецких и австрийских университетов.
Подготовка к ОГЭ по немецкому языку проводится по той же схеме, что и к английскому. Прочитав кодификатор и проверив свои силы на демоверсии, школьник вырабатывает собственную стратегию отработки теоретической и практической части.
Когда начинать подготовку к экзамену, определяет сам учащийся, исходя из текущего уровня владения языком. Если он посещает специализированную школу, ему стоит сосредоточиться на тех темах, которые он проходит в 9 классе, а к материалу предыдущих лет вернуться за 3-4 месяца до ОГЭ. Чтобы получить хорошую оценку, необходимо знать язык на среднем уровне (Mittelstufe, подуровень В1), а для этого придется поработать над собой.
Для успешной сдачи экзамена специалисты советуют придерживаться таких правил:
- четко спланировать время своей подготовки, расписать все темы по дням и строго придерживаться плана;
- желательно уделять предмету как минимум 1-2 дня в неделю;
- освоение теоретического материала необходимо подкреплять практикой, изучение каждой темы должно завершаться выполнением типовых экзаменационных заданий, и чем больше их будет, тем лучше;
- важно охватить все аспекты речи: учиться читать, формировать свою мысль устно и письменно, постоянно обогащать словарный запас, читая книги и просматривая фильмы на немецком языке.
Достичь желаемого результат поможет профессиональный педагог (школьный учитель или преподаватель на языковых курсах). Он сформирует наиболее эффективную траекторию подготовки с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Сдача языкового экзамена требует свежей головы. Нет смысла накануне ОГЭ до глубокой ночи зубрить материал – все равно он не воспримется и не запомнится. Поэтому последний день перед испытанием лучше посвятить полноценному отдыху и сну. Это даст возможность мозгу «разложить по полочкам» ранее полученную информацию и быстро извлекать ее при прочтении заданий.
Демоверсия
Для ознакомления с содержанием контрольно-измерительных материалов и проверки уровня своей готовности к испытанию обычно используют демонстрационный вариант устной и письменной части экзамена. Он размещается в конце осени на сайте ФИПИ. Этот документ содержит важную информацию:
- инструкцию о том, как следует выполнять работу;
- сведения об оценивании тех или иных заданий;
- типовые задания, подобные тем, которые встретятся на экзамене, и ответы на них;
- требования к правильной записи ответов в соответствующие бланки.
Самих бланков для ОГЭ по немецкому языку в демоверсии нет. Их нужно скачивать отдельно. Зато архивная папка с демоверсиями содержит аудиофайлы для отработки упражнений по аудированию.
Выполняя задания, полезно пользоваться секундомером. Это поможет рационально распределить время экзамена с учетом сложности каждой задачи.
Кодификатор
Если ученик ставит перед собой цель хорошо подготовиться к ОГЭ по немецкому языку, ему не обойтись без кодификатора. Этот документ подробно расписывает все аспекты, которые будут проверяться в ходе испытания. Он состоит из двух разделов, детализирующих требования к знаниям экзаменуемых.
Первая часть кодификатора – это перечень навыков и умений, которые должен иметь девятиклассник после освоения школьной программы по немецкому языку. В частности, к ним относятся:
- способность поддерживать разговор с собеседником, соблюдая нормы речевого этикета, передавать необходимую информацию, спрашивать и переспрашивать, соглашаться и возражать, поздравлять и благодарить;
- владение монологической речью, составление коротких сообщений на изученные темы;
- умение описывать события, пересказывать услышанное или прочитанное, сообщать в сжатом виде сведения о своем регионе или городе;
- навык чтения разных текстов, понимание их содержания, умение определять тему и выделять основную мысль, устанавливать логическую последовательность фактов, разделять их на главные и второстепенные, выражать свое мнение о прочитанном;
- навык написания личных писем, сообщений, приветствий, заполнения формуляров и анкет;
- способность представить на немецком языке культуру и традиции своей страны;
- владение фонетической и грамматической стороной речи, обширный словарный запас, знание правил написания слов и предложений на иностранном языке.
Второй раздел содержит темы, которые будут представлены на экзамене: молодежная мода, досуг, переписка, покупки, каникулы, отношения с друзьями и родными. При подготовке важно отработать связанную с ними лексику. Проверяться будет говорение (монолог и диалог), аудирование (сплошное и выборочное понимание информации на слух), чтение, письмо, применение грамматических и лексических правил, произношение.
Ресурсы для подготовки
Подготовка к ОГЭ должна проводиться комплексно, с привлечением самых разнообразных источников информации. Главные из них – официальные государственные ресурсы. Такие важные документы, как спецификация, кодификатор и демоверсия в первую очередь появляются на порталах Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и «ГИА9». Здесь же есть ряд полезных советов по самостоятельной подготовке к экзамену и подаче апелляции, документы, опросы, расписание ГИА, информация для участников с ОВЗ.
Чтобы уделить достаточное внимание теории, пригодятся традиционные учебники. Их выбор не так широк, как по английскому языку, однако достаточен для наработки грамматических навыков и необходимого объема лексики. Среди печатных изданий можно выделить такие пособия:
- В.В. Ветринская «ОГЭ 2020. Немецкий язык. Готовимся к итоговой аттестации» (дополнительно прилагается CD).
- Д.А. Листвин «Немецкий язык. Полная грамматика».
- М.А. Лытаева, Е.С. Ульянова «Немецкий язык 9 класс. Контрольные задания для подготовки к ОГЭ».
- В.В. Ветринская «Немецкий язык 9 класс. Устная часть ОГЭ».
- Н.И. Макарова, В.В. Ветринская «Немецкий язык. ОГЭ. Письменная часть».
В интернете также есть ряд сайтов, при помощи которых можно прокачать свои навыки по немецкому языку. Один из самых крупных интернет-ресурсов для подготовки к ОГЭ – «Сдам ГИА». По немецкому языку здесь предлагают 35 тренировочных заданий, внутри каждого их которых содержится от 13 до 25 вопросов. Также на сайте скомпоновано 5 вариантов ОГЭ, и есть возможность сформировать собственный тест. Система проверяет правильность выполнения заданий, показывает верные ответы и ставит оценку по стобалльной или пятибалльной шкале. Секундомер помогает контролировать время, затрачиваемое на каждую задачу.
На популярном ресурсе «ЯндексРепетитор», где также можно подготовиться к сдаче большинства школьных дисциплин, раздел по немецкому языку на середину 2020 года не сформирован. Однако разработчики обещают открыть его в скором времени.
Как сдать
Общая продолжительность итоговой аттестации по немецкому языку составляет 135 минут. На письменную часть выделяется 120 минут (2 часа), на устную – 15 минут.
Письменная часть
Письменная часть экзамена – это 32 задания, которые выполняют на бланках КИМ. Все они разделены на 4 части в зависимости от того, какие навыки школьника подлежат проверке.
Раздел работы | Число заданий | Тип ответа | Максимальный балл |
---|---|---|---|
Аудирование | 8 | Краткий | 15 |
Чтение лл | 8 | Краткий | 13 |
Грамматика и лексика | 15 | Краткий | 15 |
Письмо | 1 | Развернутый | 10 |
Формат проверки по каждому из перечисленных разделов выглядит так:
- Аудирование. Учащийся прослушивает запись нескольких текстов и выполняет по ним 8 заданий. Это может быть поиск соответствия диалога и места действия, услышанных утверждений и предложенных вариантов ответа и т.д. Каждый аудиофрагмент в исполнении носителя языка длится 1,5-2 минуты и прослушивается дважды.
- Чтение. Ученику предлагают к прочтению адаптированный текст (художественный, научно-популярный или публицистический). Он отвечает на вопросы, связанные с прочитанным отрывком, выбирая нужный вариант. Кроме того, есть упражнение на информационный поиск. Выполняя его, девятиклассник определяет текст, который отвечает на все поставленные вопросы.
- Грамматика и лексика. Школьник выполняет 15 упражнений. Здесь необходимо подставить в предложения определенные слова, преобразовав их в нужную грамматическую форму, чтобы они лексически соответствовали тексту.
- Письмо. Это задание более сложное, поскольку состоит в составлении плана и написании личного письма на одну из предложенных тем в письме-стимуле. Важен смысл текста и его правильное оформление с учетом немецких языковых норм.
Письмо пишется на бланке ответов №2. Краткие ответы на остальные вопросы заносятся в бланк №1. Для проверки автоматизированной системой все символы нужно писать яркими черными чернилами в отдельных клеточках, не допуская пробелов, запятых и других символов. Ответы могут иметь вид последовательности цифр (задания №1, 2, 9), одной цифры (№3–8, 10–16) или слова (задачи №17–31).
Важно следить за объемом текста письма, который по условиям ОГЭ должен составлять 100–120 слов, включая вспомогательные. Если не выдержан минимум в 90 слов, то за работу поставят 0. Если слишком раздуть текст, то экзаменатор отсчитает 120 слов и оценит работу по ним. При этом в проверяемую часть, например, может не попасть прощание с адресатом, что отрицательно повлияет на оценку.
Устная часть
Говорение (устная часть экзамена) длится всего 15 минут, однако дает четкое понимание того, насколько хорошо девятиклассник владеет иностранной речью. Заданий здесь три:
- Чтение небольшого текста. Ученик имеет полторы минуты на подготовку, за которые он может определить тип и содержание текста, обратить внимание на его структуру, отметить для себя наиболее важные моменты. Важно читать, не искажая смысл, без лишних пауз, выразительно.
- Диалог. На аудионосителе проигрывают запись телефонного опроса, в процессе которого ученик должен ответить на 6 поставленных вопросов. Отвечать на них следует во время пауз, предоставляемых диктором.
- Монолог. Школьнику дается тема и краткий план из 4 пунктов. Используя эту информацию, он должен составить связное сообщение объемом в 10–12 фраз, соблюдая речевые нормы. На подготовку высказывания дается полторы минуты.
Устная часть проводится после завершения письменного испытания в специально оборудованной аудитории (компьютер с необходимым программным обеспечением и гарнитура). Задания здесь выдаются последовательно, сразу после завершения предыдущего, и возможности пропустить какой-то вопрос, чтобы позже к нему вернуться, нет. В процессе сдачи устной части ОГЭ по немецкому ведется аудиозапись для последующего контроля в случае возникновения разногласий относительно оценки.
Оценивание работ
Максимальный балл, который может набрать ученик на экзамене по немецкому языку – 68. При этом КИМ содержит 19 заданий первого уровня сложности и 16 заданий второго. Баллы между ними распределены практически поровну: 33 на 35 соответственно. Письменная часть в сумме может дать 53 балла, а устная – 15.
Что касается системы начисления баллов за отдельные задания, ее принцип отражен в таблице.
Номера заданий | Возможное количество баллов | Критерии |
---|---|---|
Письменная часть | ||
3–8, 10–31 | 0-1 | Правильно - неправильно |
1 | 0-4 | Принимается во внимание каждое верно установленное соответствие |
2 | 0-5 | |
9 | 0-6 | |
32 | 0-10 |
Учитывается 4 критерия:
|
Устная часть | ||
1 | 0-2 | Учитывается интонация, произношение слов, отсутствие необоснованных пауз. Для максимального балла допустимо не больше 5 фонетических ошибок, в т.ч. не больше 1-2, искажающих смысл. |
2 | 0-6 | За каждый правильный и полный ответ дается 1 балл, если лексические, грамматические и фонетические ошибки не затрудняют понимания смысла. |
3 | 0-7 |
Учитывается 3 критерия:
|
После выставления первичных баллов, производится их пересчет в оценку по пятибалльной шкале.
Количество первичных баллов | Итоговая отметка |
---|---|
0–28 | 2 |
29–45 | 3 |
46–57 | 4 |
58–68 | 5 |
ФИПИ рекомендует руководству школ зачислять в профильные классы по немецкому языку учащихся, которые набрали на экзамене не меньше 55 баллов. Учитывая то, что девятиклассники, сдающие немецкий, в большинстве своем уже планируют свое будущее, для них обучение в профильном классе – это хорошее подспорье для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз.
Часто задаваемые вопросы
Что такое ОГЭ по немецкому языку?
ОГЭ (основной государственный экзамен) – это экзамен для учащихся 9-го класса в России, оценивающий их знания и навыки владения немецким языком.
Каков формат его проведения?
Языковые ОГЭ включает устную и письменную части. Письменная часть состоит из заданий на чтение, грамматику и письмо, а устная часть включает ответы на вопросы и подготовку небольшого сообщения или диалога на заданную тему.
Как подготовиться?
Для подготовки рекомендуется использовать учебники, рабочие тетради, пробные экзаменационные материалы, а также онлайн-ресурсы для улучшения чтения, письма и аудирования.
Могут ли учащиеся пользоваться словарем во время экзамена?
Нет, использование словарей или других пособий во время экзамена не разрешается.
Могу ли я пересдать ОГЭ по немецкому языку?
Да, в случае неудачной попытки учащиеся могут пересдать. Однако следует уточнить условия и возможные сроки в своем учебном заведении.