Содержание
Как подготовиться
Подготовка к ОГЭ по французскому языку принципиально ничем не отличается от других дисциплин, однако имеет свои нюансы. Понятно, что никто не будет требовать от ученика свободного владения языком, однако, чтобы справиться с предложенными заданиями, необходимо иметь хотя бы пороговый уровень (B1 – Niveau seuil) или чуть выше (В2 - Niveau avancé). Многое зависит от школьного учителя и его заинтересованности в росте своего воспитанника, а также от родителей, поддержка которых будет очень важна.
Приведем несколько советов от специалистов, а также школьников, ранее сдававших этот экзамен:
- Начинать подготовку следует заранее, лучше всего с осени. Это позволит равномерно распределить нагрузку и уделять каждой теме достаточное количество времени, а не пытаться изучить все за месяц, работая день и ночь.
- Полезно заранее узнать, какие задания будут на экзамене, как их будут проверять, с использованием каких пособий можно «прокачать» свои навыки. Основные сведения есть на портале ФИПИ. Подбирать учебники лучше на сайтах ведущих отечественных издательств, ежегодно выпускающих новую методическую литературу.
- Заниматься желательно ежедневно. Если не получается, нужно выделить для этого хотя бы 3-4 дня в неделю. Но ни в коем случае нельзя делать длительные перерывы, поскольку материал при этом будет усваиваться отрывочно и бессистемно.
- Теорию необходимо закреплять на практике, выполняя типовые задания ОГЭ, желательно из сборников разных авторов. При подготовке к устной части лучше тренироваться в присутствии родных или друзей – это поможет чувствовать себя более раскрепощенно на экзамене.
- Нужно всесторонне повышать свой уровень владения языком. Хорошо подойдут для этого видео на YouTube и аудиоролики. По 20 минут в день будет вполне достаточно, чтобы обогатить свой словарный запас. Также не помешает читать по-французски хотя бы одну страницу текста ежедневно (газеты, новости с франкоязычных сайтов), однако источники лучше выбирать серьезные, в которых пишут без ошибок. Путевые заметки активных, но малограмотных блогеров не подойдут.
Еще один момент. Написание многих французских слов заметно отличается от их произношения, поэтому больше внимания стоит уделить орфографии. Также полезно подготовить список лексики, которую можно будет использовать при составлении письма. При отработке устной части рекомендуют записывать все свои упражнения на диктофон, а позже прослушивать и разбирать ошибки.
Демоверсия
Демонстрационный вариант ОГЭ по французскому языку доступен на официальном сайте ФИПИ всем желающим. Он состоит из 2 отдельных документов – демоверсий письменной и устной части. Отдельно приложен аудиофайл в формате mp3 для отработки навыков аудирования. Здесь же школьник может найти сведения о том, как будет проходить экзамен, какие типы ответов предусмотрены для тех или иных заданий, каковы критерии выставления оценок. Сами бланки контрольно-измерительных материалов ОГЭ по французскому необходимо скачать отдельно.
Чтобы выявить пробелы в знаниях и понять, каким вопросам нужно уделить повышенное внимание, сначала рекомендуют выполнить демонстрационный вариант «по-честному», т.е. не подглядывая и за время, отведенное на реальный экзамен. Затем можно посмотреть размещенные в демоверсии правильные ответы и проанализировать причины своих ошибок (незнание материала, невнимательность, непонимание структуры задания), после чего разработать собственную систему подготовки к ОГЭ.
Кодификатор
Начинать подготовку к ОГЭ необходимо с внимательного изучения кодификатора. Именно в нем содержится самая полная информация о том, что должен знать девятиклассник для успешной сдачи экзамена. При повторении тем по учебнику есть вероятность того, что какой-то важный раздел будет пропущен или изучен недостаточно глубоко. Кодификатор поможет избежать неприятных сюрпризов. Этот документ состоит из двух частей, которые систематизируют процесс подготовки и делают его более эффективным.
Первый раздел – требования к знаниям, умениям и навыкам учеников, заканчивающих 9 класс школы. Основной упор при проверке делается на следующие элементы:
- способность к диалогической и монологической речи, умение выстраивать общение, задавать вопросы, сообщать фактическую информацию, советовать, обмениваться мнениями, давать собственную характеристику людям и явлениям;
- восприятие иностранной речи на слух, понимание содержания сказанного и выделение основной информации, умение при затруднениях использовать контекст и языковые догадки, игнорирование несущественного материала;
- умение писать несложные тексты на французском языке (сообщения, личные письма, поздравления) и заполнять анкеты и формуляры, знание норм речевого этикета (приветствие, прощание) и оформления письма;
- способность общаться с представителем другой культуры на иностранном языке, знание традиций своей страны и страны изучаемого языка, умение представлять на французском языке родную культуру;
- владение орфографическими правилами, навыками произношения звуков французского языка, расстановки ударений и ритмико-интонационного оформления разных предложений;
- знание правил грамматики, словообразования и построения сложных и простых предложений, часто применяемых реплик-клише, владение достаточным словарным запасом.
Во втором разделе в структурированном виде собраны темы, знание которых будет проверяться в процессе испытания. Это семья, друзья, школьная жизнь и досуг, путешествия, выбор профессии, окружающий мир. Девятикласснику необходимо уметь описывать внешний вид и характер человека, свои увлечения, столицы и страны изучаемого языка, выдающихся людей своей страны и др. Отдельно рассматриваются произношение, знание правил грамматики, слов и устойчивых словосочетаний.
Ресурсы для подготовки
Кодификатор, спецификацию и демоверсию размещают на официальных порталах «ГИА9» и Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) в свободном доступе. Важно пользоваться только актуальными версиями этих документов, чтобы не возникло проблем на экзамене. Так, например, в ОГЭ по французскому языку 2020 года были внесены существенные изменения. Поэтому формировать свою траекторию занятий необходимо с опорой на материалы, размещенные именно на официальных сайтах.
Учебники – обязательная часть подготовки. Российские издательства предлагают несколько учебных пособий, которые помогут подтянуть теорию и языковую практику:
- Т.М. Фоменко «Французский язык. ОГЭ 2020. Готовимся к итоговой аттестации» (дополнительно прилагается CD с упражнениями);
- Ю.Н. Глухова, К.Е. Панфилова «Тренировочные материалы для подготовки к ОГЭ по французскому языку в 9 классе»;
- Г.И. Бубнова «Французский язык. Основной государственный экзамен. Устная часть»;
- М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.В. Николаева «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ, французский язык»;
- Е.Ю. Горбачева, Т.М. Фоменко, Т.В. Седова «Французский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации» (CD в комплекте).
Чтобы лучше понимать, по какому принципу эксперты выставляют оценки, стоит приобрести пособие для учителей. Например, есть «Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом на ОГЭ по французскому языку» Е.Ю. Горбачева и Н.А. Спичко, прочитав которые можно разрабатывать стратегию построения своих ответов.
Нарабатывать навык выполнения экзаменационных задач удобно при помощи электронных ресурсов. Лучшие из них привлекают специалистов, которые участвуют в создании и проверке ОГЭ. Среди наиболее известных и популярных сайтов можно отметить образовательный портал «Сдам ГИА», на котором есть 5 репетиционных вариантов сдачи ОГЭ. После их решения система выдаст правильные ответы, укажет на погрешности и выставит оценку. Кроме того, здесь размещено свыше 400 упражнений по каждой из тем, которая может встретиться на испытании.
Как сдать
Общая длительность экзамена – 135 минут (2 часа 15 минут). Из них на письменную часть приходится 2 часа, а на устную – только 15 минут. Каждая составной элемент испытания имеет свои особенности, на которых стоит остановиться подробнее.
Письменная часть
Эта часть направлена на проверку знания школьником основных правил французского языка и умения применять их на практике. Все 32 задания скомпонованы в четыре раздела:
- Аудирование. Прослушав несколько коротких диалогов, ученик должен установить необходимые соответствия (место действия, высказывания), а также ответить на 6 вопросов. Всего в этом разделе 8 заданий. На подготовку к каждому из них дают от 10 до 30 секунд.
- Чтение. Здесь проверяется умение девятиклассника работать с письменным текстом и проводить информационный поиск. Задач всего 8, из них 1 – на подбор подходящего отрывка, 1 – на соответствие утверждений содержанию текста, а еще 6 – это ответы на вопросы.
- Грамматика и лексика. Школьнику дают 15 предложений и списки слов. Их необходимо подставить на место прочерков, предварительно преобразовав в требуемую грамматическую и лексическую форму.
- Письмо. Здесь только одно упражнение, однако, специалисты рекомендуют выделить на него минимум полчаса. Ученику нужно ознакомиться с коротким письмом-стимулом, составить и написать ответ на 100–120 слов с соблюдением всех правил оформления.
Все краткие ответы записываются в бланк №1. Каждый символ надо внести в отдельную клеточку без запятых, пробелов и других знаков. Это необходимо для автоматической проверки результатов.
Задание №32 (письмо) предполагает предварительные заметки в черновике. Важно успеть перенести итоговый текст в бланк ответов №2, поскольку черновые записи не учитываются при проверке. Также большое значение имеет соответствие объема письма заявленным требованиям. Меньше 90 слов, включая вспомогательные – это 0 баллов, даже если текст написан качественно. Все, что свыше 120 слов, не принимается в расчет экзаменаторами, и может негативно повлиять на оценку.
Устная часть
Говорение (устная часть ОГЭ) дает возможность оценить речевые навыки школьника применительно к ситуациям повседневной жизни. Здесь необходимо выполнить 3 задания, но на них в совокупности отводится всего 15 минут, поэтому ученику нужно быть внимательным и собранным:
- Сначала девятикласснику дают небольшой текст публицистического или научно-популярного характера. После полутораминутной подготовки его следует прочитать выразительно, без искажения смысла и лишних пауз.
- Затем включают аудиозапись телефонного опроса, и ученику нужно быстро ответить на 6 вопросов диктора.
- В конце школьнику предоставляют тему и краткий план, используя которые он за полторы минуты должен составить связное сообщение из 8–10 фраз и озвучить вслух.
Задания выдаются строго последовательно. Во время устной части экзамена ведется аудиозапись. Весь процесс происходит за компьютером с использованием гарнитуры или в лингафонном кабинете. Во избежание проблем с оцениванием, экзаменуемый должен говорить громко, выразительно, четко произнося все слова.
Оценивание работ
После завершения испытания проводится оценивание работ. Вопросы различной сложности, включенные в КИМ, «стоят» по-разному.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Первый | 19 | 33 | 49 |
Второй | 16 | 35 | 51 |
Итого | 35 | 68 | 100 |
Что касается распределения баллов по отдельным ответам, принцип оценивания письменной части выглядит так:
- Упражнения №3–8 и 10–31 предполагают начисление 1 балла за правильный ответ.
- За задания №1, 2 и 9 есть возможность получить до 4, 5 и 6 пунктов соответственно, в зависимости от количества указанных правильных вариантов.
- Письмо может пополнить копилку ученика сразу 10 первичными баллами. При его оценке применяют четыре показателя: по 3 балла могут дать критерии «Решение коммуникативной задачи» и «Лексико-грамматическое оформление», по 2 балла – «Орфография и пунктуация» и «Организация текста». Если коммуникативная задача не решена, то есть тема письма не раскрыта, то остальные критерии не оцениваются, а за задание ставится 0 баллов.
Разбалловка устной части ОГЭ по французскому языку выглядит следующим образом:
- Первое задание стоит максимум 2 балла. Оценку снижают за лишние паузы, неправильные интонации, невнятное произношение и фонетические огрехи, затрудняющие понимание смысла.
- Во второй задаче каждый верный ответ оценивают в 1 балл, суммарный максимум – 6 пунктов. Ответ не засчитывается, если он не соответствует вопросу, слишком короткий (всего 1-2 слова) или его трудно понять из-за грамматических и лексических ошибок.
- Третье упражнение может дать 7 баллов, которые выставляются по трем критериям: 3 пункта за решение коммуникативной задачи, по 2 – за языковое оформление и организацию высказывания. Если первый критерий оценен в 0 баллов, то за все задание также ставят 0.
Для пересчета первичных баллов в стандартную оценку можно воспользоваться таблицей ниже.
Количество первичных баллов | Итоговая отметка |
---|---|
0–28 | 2 |
29–45 | 3 |
46–57 | 4 |
58–68 | 5 |
К зачислению в профильные классы рекомендуются те школьники, которые набрали на экзамене, по крайней мере, 55 баллов. Если учесть небольшое количество желающих сдавать ОГЭ по французскому языку, то с этим проблем, как правило, не возникает. Основная масса учеников, выбравших этот предмет, довольно четко представляет дальнейшую образовательную траекторию. Эти ребята после 11 класса идут на ЕГЭ по французскому и поступают в университеты на специальности, где необходимо знать иностранный язык.
Часто задаваемые вопросы
Что такое ОГЭ по французскому языку?
ОГЭ (основной государственный экзамен) — это экзамен для учащихся 9-го класса в России, который оценивает их знания и навыки владения французским языком.
Какие навыки проверяются?
Он оценивает различные аспекты владения языком, включая чтение, письмо, грамматику, лексику и умение понимать устную речь на французском языке.
Каков формат?
Экзамен обычно включает устную и письменную части. Письменная часть может содержать задания на чтение, грамматику и письмо, а устная часть обычно включает ответы на вопросы и монолог на заданную тему.
Как оценивается ОГЭ по французскому языку?
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале. Для успешной сдачи необходимо набрать минимальное количество баллов, установленное в каждом учебном году.