Любая система дистанционного обучения (СДО) представляет собой структурированный информационный комплекс, который применяется для планирования и проведения всех удаленных образовательных мероприятий, часто в увязке с программами очного, заочного и вечернего отделений. За рубежом такие системы принято называть Learning Management System, что указывает на их расширенный функционал и существенную роль в работе всего учебного заведения. В РФ название «СДО» говорит о том, что система ориентирована в основном на дистанционное образование.
Содержание
Основные задачи и цели СДО
Система дистанционного обучения используется для выполнения следующих задач и достижения таких целей:
- Автоматизация и централизация администрирования образовательного процесса.
- Размещение учебных материалов для обеспечения студентам доступа к ним.
- Поддержание актуальности стандартов дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
- Обеспечение многократного использования учебных материалов, персонализация образовательного контента.
- Расширение диапазона возможностей и инструментария взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- Повышение эффективности обучения и сокращение затрат на него.
- Ускорение образовательного процесса.
- Упрощение мониторинга эффективности реализации образовательных программ.
Типичные функциональные возможности
Все функции, которые выполняют современные системы дистанционного образования, можно разделить на три укрупненные группы задач:
- Администрирование образовательного процесса.
Кластер включает управление компетенциями, анализ образовательных процессов, отчетность, формирование программ обучения, реализацию методико-технической поддержки участников СДО, администрирование аккаунтов и обеспечение доступа к дистанционным тестам и курсам, фиксацию и сохранение информации о деятельности пользователей в системе. - Поддержка взаимодействия студентов и преподавателей.
Обеспечивается блогами, форумами, виртуальными аудиториями, чатами, видеоконференциями и другими инструментами обмена информацией. - Разработка учебного контента.
В эту категорию входит инструментарий, предназначенный для разработки как сложных курсов мультимедийного характера, так и простых тестов. Не все СДО содержат собственный блок создания образовательных материалов. В некоторых системах его заменяет модуль, который обеспечивает возможность использования соответствующего узкопрофильного дополнительного ПО сторонних производителей.
Интеграция СДО в структуру образовательной организации
Построение СДО на базе учебного учреждения предусматривает гармоничную интеграцию совокупности различных информационных комплексов. Основной ресурс, так сказать, скелет системы дистанционного образования обычно дополняется:
- модулем администрирования знаний;
- блоком поддержки талантов;
- системой кадрового менеджмента и оценки работы персонала.
- мониторинг состояния СДО;
- оперативную идентификацию причин появления сбоев в работе;
- контроль состояния и настроек аккаунтов пользователей системы.
Стандарты качества
До недавнего времени ориентиром для проверки качества систем дистанционного обучения служил стандарт SCORM. Его в 2000 году разработала инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning) при правительстве США. С тех пор он постоянно совершенствовался, но остались неизменными его базовые принципы:- В СДО должен использоваться образовательный контент, разработанный при помощи средств, созданных различными производителями (это стимулирует развитие рынка и формирует конкурентную среду, что служит предпосылкой повышения качества продукции).
- СДО, созданные разными производителями, могут пользоваться одинаковым образовательным контентом.
- Все без исключения СДО должны обладать доступом к объединенному хранилищу образовательного контента и обязательно пользоваться его содержимым.
База спецификации, на которую опирается SCORM, закладывалась в конце 90-х, но за 20 лет рынок дистанционного образования качественно изменился: появились широкоэкранные смартфоны, планшеты, поэтому стало активно развиваться направление Mobile Learning. Все большую популярность набирают новые тренды: неформальное, социальное, смешанное обучение (Informal Learning, Social Learning, Blended Learning), геймификация (Gamification) и другие.
Взамен устаревшего SCORM ADL предложила новый стандарт, соответствующий актуальному положению дел на рынке дистанционного образования, – Tin Can API.
Примеры СДО
Сегодня существует несколько десятков различных систем дистанционного образования. Наиболее популярными в РФ являются:
- Moodle.
Эта СДО создана в соответствии с принципами философии педагогики социального конструктивизма. Программный комплекс позволяет сделать доступным через Интернет полный цикл стационарного обучения в аудитории. - TrainingWare Class.
Это российский продукт с открытым кодом. Программа распространяется свободно, ее могут бесплатно дорабатывать и использовать любые пользователи Интернета и сторонние разработчики. - WebTutor.
Это не просто СДО, это еще и система автоматизации практически любых HR-процессов учреждения. Не так давно WebTutor стала доступна в бесплатном варианте. Но свободно распространяемая версия имеет некоторые ограничения: например, одновременно ею может пользоваться не более 250 человек, а проводить оценку работы представителей персонала можно только для пятидесяти сотрудников. Кроме того, отсутствует техподдержка и возможность получения консультаций у разработчика. Также невозможно использовать некоторые крайне полезные модули.