Содержание
Особенности дистанционного образования (ДО)
В широком смысле под технологиями удаленного обучения понимается не только комплекс, включающий:
- персональный компьютер;
- интернет;
- специализированное программное обеспечение.
В него также входят педагогические технологии, подразумевающие широкое применение проблемных и исследовательских методов развивающего обучения в совокупности с использованием в образовательном процессе передовых достижений в сфере ИКТ.
Основные принципы, на которых строится дистанционное образование:- Обучение основывается на активной самостоятельной познавательной работе учащегося.
- Дистанционное образование обязательно должно быть ориентировано на индивидуальные личностные особенности каждого из учащихся.
- Телекоммуникационные технологии, обеспечивающие взаимодействие участников учебного процесса, сочетаются с использованием специализированных дидактических средств.
- В интерактивном пространстве дистанционного обучения особое внимание уделяется активизации синтетического, образного мышления.
- предназначенные для представления учебного материала;
- используемые исключительно для передачи информации по курсу обучения;
- ориентированные на обработку и хранение учебного материала.
Классификация технологий удаленного обучения
Первыми определили и описали технологические компоненты дистанционного обучения западные педагоги. В зарубежной типологии выделяются две большие группы:- Computer-Based Training (CBT). В традиционных CBT носителями учебного материала были CD-диски. Такой вид дистанционного образования долгое время был лидером рынка. Сейчас лишь 33 % учебных программ в ДО реализуется посредством CBT. Специфика этой технологии состоит в том, что процесс получения знаний базируется на ресурсах конкретного персонального компьютера, использующего учебное программное обеспечение. Она применяется для интерактивного тестирования и для обучения. Курсы, организованные посредством СВТ, называются courseware. Как правило, под каждый образовательный цикл создается соответствующее программное обеспечение. Яркими примерами таких дистанционных технологий могут служить новые системы подготовки к экзаменам на знание ПДД, интегрированное обучение по использованию Windows, а также специальное ПО для языковых курсов.
- Electronic Learning (E-learning). Этот вид технологий дистанционного образования в РФ принято называть электронным обучением. Их применение предполагает подключение к Интернету, поскольку весь учебный материал, разработанный с использованием таких языков программирования, как javascript, html и др., размещен в Сети. Эту категорию также называют WBT, что в переводе обозначает «обучение, базирующееся на вебе».
- online-методики, которые могут использоваться только при наличии соединения с компьютерной сетью;
- оffline-технологии, позволяющие проходить обучение без подключения к Интернету или к корпоративным сетям (электронные учебники, образовательные компьютерные программные комплексы и так далее).
- Learning Management System. Эти системы сокращенно именуются LMS и их ключевое предназначение – администрировать образовательный процесс.
- Система дистанционного обучения. Термин СДО может употребляться не только в качестве обозначения системы администрирования учебного процесса. Под этой аббревиатурой также подразумевают и смежный организационный программно-аппаратный комплекс, функции которого заключаются в обеспечении предоставления различных услуг, напрямую или косвенно связанных с образовательным процессом.
- E-learning Portal. Это публичный или корпоративный сайт, созданный для реализации дистанционного образования. Он может выступать посредником между учащимися и LMS.
Способы предоставления учебной информации
Согласно классификации, принятой на западном рынке дистанционного образования, инструменты и способы использования оцифрованной информации, бывают трех видов:- CAI. Аббревиатура расшифровывается как Computer-assisted instruction. CAI означает, что процесс обучения проходят с помощью специализированных компьютерных программ. Единственным инструментом для самостоятельной работы с информацией является ПК. Метод схож с технологиями CBT.
- CMI. Полное название этого метода – Computer-managed instruction. Программное обеспечение администрирует ход учебного процесса, а персональный компьютер является инструментом доставки образовательной информации и учета результатов самостоятельной работы учащегося. Учеба необязательно проходит полностью удаленно. CMI может использоваться как часть справочной системы вуза, при помощи которой студенты очного отделения могут узнавать новости учебного заведения, знакомиться с изменениями в расписании и получать дополнительные материалы к лекциям, лабораторным и практическим занятиям.
- CME. Этой аббревиатурой обозначается Computer-Mediated Education – процесс обучения, который реализуется при поддержке компьютерного ПО. ПК служит инструментом, облегчающим доставку информации, но не предназначен для организации учебы.
- Единичные медиа. Используется какое-то одно средство или единственный канал для передачи информации. Это могут быть: обучение по переписке, радио- или телепередачи. Как правило, в качестве основного носителя учебных данных выступает графический или печатный материал. Двусторонняя коммуникация в режиме реального времени почти полностью отсутствует. По организационной форме дистанционное образование приближается к стандартному заочному.
- Мультимедиа. Применяются самые разнообразные средства дистанционного обучения: учебный материал на цифровых и печатных носителях, видео-, и аудиоконтент. Двусторонняя связь ограниченно присутствует. Доминирует одностороннее общение. При необходимости могут использоваться и элементы очного обучения: консультации с преподавателями, итоговые семинары, экзамены и т. д.
- Гипермедиа. Этот способ представления учебного материала принято позиционировать как модель дистанционного образования третьего поколения. Он предусматривает массированное применение передовых IT-технологий:
- теле-, аудио- и видеоконференций;
- цифровых носителей;
- виртуальных аудиторных досок;
- сочетания общения по телефаксу, телефону, электронной почте, через интернет-чаты и форумы;
- трехмерных аудиографических конференций и анимаций;
- возможностей многофункционального искусственного интеллекта нового уровня.