Повышение квалификации в педиатрии

От здоровья детей во многом зависит будущее страны. Это утверждение очень актуально сейчас, когда огромный процент детского населения России имеет более или менее выраженные патологии. Проблему можно решить только путем развития многоуровневой системы профилактики, диагностики и лечения детских болезней во всех регионах. Сделать это невозможно без подготовленных кадров, поэтому повышение квалификации в педиатрии приобретает особое значение.

Специфика

Педиатр слушает ребенка грудничка с помощью стетоскопа

Расхожее мнение о том, что дети – это те же взрослые, только маленькие, в корне неверно. Многие методы лечения и фармакологические препараты не только не подходят детям, но и могут им серьезно навредить. Развитие организма ребенка требует пристального наблюдения специалиста, который способен вовремя заметить проблему и определиться с ее устранением. В научной среде понимание этого пришло в конце XIX века, когда педиатрия выделилась в отдельную науку.

Педиатрия – это обширная медицинская область, в которой условно выделяют несколько основных направлений:

  • профилактическая педиатрия, включающая в себя ряд мероприятий, направленных на предупреждение болезней (прививки, скрининг, плановая диспансеризация и др.);
  • клиническая – это диагностика заболевания, лечение и последующая реабилитация пациента;
  • научная педиатрия направлена на поиск решения проблем, которые возникают в практической деятельности врачей;
  • социальная, отвечающая за организацию эффективной системы здравоохранения, проведение профилактических и просветительских мероприятий;
  • экологическая, изучающая влияние на детский организм климатических изменений, а также других вредных факторов, в частности, выбросов промышленных предприятий, транспорта и т.д.

Как видим, круг задач у педиатров весьма широк. Во время плановых осмотров врач контролирует развитие ребенка и выявляет отклонения. Педиатры могут самостоятельно назначать лечение при некоторых заболеваниях, чаще всего инфекционных или вирусных. Если же ситуация вызывает опасение, врач перенаправляет пациента к своим коллегам, которые специализируются на том или ином профиле (детский кардиолог, хирург, эндокринолог, отоларинголог и др.). Кроме того, немалую часть работы детского доктора занимает консультирование родителей по этапам развития ребенка, уходу за ним, кормлению и т.д.

Программы

Самая распространенная сертификационная программа носит название «Педиатрия» и рассчитана на 144 академических часа. Она преподается на большинстве факультетов повышения квалификации медвузов и в образовательных центрах. Этот курс охватывает широкий круг основных направлений, касающихся лечения детей и подростков. В него входят актуальные вопросы врачебной деятельности, в частности медстатистики, экспертизы временной нетрудоспособности, медицины катастроф. После этого повторяются основы педиатрии:

  • порядок оказания помощи детям;
  • правовые основы деятельности врача;
  • этические, психологические и деонтологические аспекты работы педиатра;
  • особенности общения с детьми и их родителями;
  • психологическое развитие, анатомия и физиология детей и подростков.

Следующий раздел учебной программы посвящен специализированным вопросам педиатрической деятельности, с которыми врачи постоянно встречаются в своей практике:

  • аллергии и вопросы питания на разных этапах развития;
  • болезни системы кровообращения и органов дыхания;
  • заболевания мочевыводящей системы и органов пищеварения;
  • паразитарные и инфекционные болезни;
  • неотложная помощь и превентивная педиатрия.

После завершения теоретической составляющей слушателям необходимо пройти учебную практику, аттестацию по освоению необходимых навыков и сдать итоговый экзамен. В результате они становятся обладателями удостоверения о повышении квалификации и сертификата.

Если же врач уже перешел на циклы НМФО, то на протяжении пяти лет он проходит краткосрочные программы объемом 18 или 36 часов, набирая баллы для последующей аккредитации. Курсы непрерывного образования направлены на рассмотрение одного или нескольких связанных аспектов деятельности медика. Они более конкретны и ориентированы на практическое применение, чем стандартные сертификационные курсы. Назовем для примера несколько таких программ по педиатрии:

  • «Актуальные вопросы инфекционных заболеваний у детей с курсом иммунопрофилактики»;
  • «Актуальные вопросы детской онкологии»;
  • «Эндокринология детского и подросткового возраста»;
  •  «Актуальные вопросы вакцинации»;
  • «Физиология и патология новорожденных детей» и т.д.

Для подготовки полноценного портфолио за пять лет врачу необходимо набрать 250 ЗЕТ (зачетных единиц трудоемкости) – по 50 ЗЕТ ежегодно. Как правило, это один 36-часовой курс повышения квалификации плюс дополнительные мероприятия (семинары, вебинары, тренинги), которые зачастую можно пройти бесплатно или за минимальную цену.

Топ учебных заведений

В столицах и крупных региональных центрах педиатры, без сомнения, имеют большие возможности для повышения уровня своих знаний. Здесь функционируют медицинские вузы, организовывающие курсы в наиболее эффективном очном формате. Врачам из глубинки больше подойдут дистанционные или очно-заочные программы, позволяющие сэкономить время и деньги. Такие курсы проводит большое количество организаций, а эпидемия коронавируса только активизирует процесс развития системы удаленного образования, приобщая к ней работников всех сфер деятельности.

Среди ведущих образовательных организаций, работающих на российском рынке повышения квалификации медперсонала, можно отметить:

  • Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО). Это одно из ведущих учреждений страны, организующее профпереподготовку и повышение квалификации медработников всех направлений. На педиатрическом факультете получают самые актуальные знания врачи, работающие с детьми разного возраста. Чаще всего учеба проводится очно на базе клинических московских больниц, но по некоторым программам возможно частичное применение дистанционных технологий, а также выезд преподавателей на территорию заказчика. Большинство курсов рассчитано на 144 или 72 академических часов, есть и более объемные программы. 36-часовых разработок пока немного. Стоимость услуг повышения квалификации зависит от объема учебной программы и варьируется от 5000 до 90000 рублей, профпереподготовка стоит 110000 рублей.
  • Факультет непрерывного медицинского образования Российского университета дружбы народов. Это крупнейший факультет вуза, ориентированный на дополнительное образование медработников: от врачей и медсестер до провизоров и фармацевтов. Слушателям предлагают на выбор свыше 900 программ от однодневных 6-часовых семинаров до 720-часовых курсов профпереподготовки с получением новой специальности. Ежегодно в очном и заочном формате на факультете обучаются более 10 тысяч специалистов, развиваются также дистанционное и симуляционное образование. Среди преподавателей – члены-корреспонденты РАН, заслуженные деятели здравоохранения. Стоимость может заметно различаться в зависимости от кафедры и объема учебной программы: цена 36-часового курса НМФО приблизительно 10000 рублей, 144-часового – около 18000 рублей.
  • Санкт-Петербургский центр последипломного образования медицинских работников. За годы работы учреждения его услугами воспользовалось более 12 тысяч слушателей из десятков разных организаций и предприятий. К разработке программ привлекаются как штатные сотрудники, так и лучшие специалисты из других вузов страны. Клиенты могут выбрать подходящий для себя формат, сформировать гибкий график занятий, подстроив его под свои возможности. 150-часовое повышение квалификации для врачей-педиатров стоит в очной форме 23500 рублей, очно-заочной – 16800 рублей, дистанционной – 9800 рублей.
  • Международный центр профессионального образования. Медицинским работникам здесь предлагают широкий выбор программ профпереподготовки, традиционных курсов повышения квалификации, а также краткосрочных разработок в рамках НМФО. Все занятия организованы в дистанционном формате при помощи компьютера или мобильного устройства, что позволяет заниматься, не отрываясь от основного места работы. 144-часовой курс рассчитан на полтора месяца подготовки и стоит 12000 рублей, а 36-часовая программа НМФО предполагает 2 недели занятий и обойдется в 4500 рублей. Ознакомившись с текстовыми материалами и видео-уроками, слушатель может закрепить знания при помощи тестирования и решения ситуационных задач. В конце необходимо сдать комплексный экзамен в форме онлайн-аттестации.
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Это старейший педиатрический вуз в мире. Большое внимание здесь уделяют научным исследованиям и сотрудничеству с профильными университетами из США, Греции, Китая и других стран. Слушатели курсов повышения квалификации могут практиковаться в Детской клинической больнице. Каждая кафедра реализует авторские и симуляционные программы ПК. Разброс в ценах на услуги довольно велик: программы НМФО могут стоить от 5000 до 21000 рублей, а 144-часовые курсы от 21000 до 35000 рублей.
Педиатр должен быть специалистом с самыми разнообразными навыками, поскольку в работе с детьми нередко возникают непредвиденные ситуации. Кроме того, наука постоянно развивается, предлагая все новые стандарты лечения и диагностики. Чтобы поддерживать уровень своего профессионализма, владеть самыми актуальными знаниями и изучать опыт коллег, педиатрам необходимо регулярно повышать квалификацию. Если речь идет о здоровье детей, то это требование не только законодательства, но и самой жизни.

Отзывы и обсуждения