Содержание
О курсах
Работа дефектолога предполагает высокую ответственность, так как от его профессионализма в основном зависит, сможет ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) успешно адаптироваться в социуме. Владение современными навыками, новейшими техниками и методиками очень важно для такого специалиста. Повысить уровень квалификации, обновить и модернизировать свой багаж знаний можно на курсах.
Специальные программы помогут получить умения, требуемые сегодня для работы с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС. К выбору курса следует подходить взвешенно. Определитесь, какую сторону своей деятельности вы хотели бы усилить: обучение или воспитание. Можно сконцентрироваться на одном из направлений дефектологии:
- логопедии;
- сурдопедагогике;
- тифлопедагогике;
- олигофренопедагогике;
- ортопедагогике.
Длительность обучения на курсах повышения квалификации составляет не больше 250 часов. Большинство учебных заведений и организаций предоставляют возможность дефектологам заниматься дистанционно, корректируя график с учетом рабочего времени.
Повысить свой профессиональный уровень дефектолог может в любом специализированном заведении, которое имеет лицензию на проведение курсов. Перечислим в качестве примера несколько популярных:
- Единый центр дополнительного профессионального образования;
- РГППУ – Российский государственный профессионально-педагогический университет;
- Центр непрерывного образования и инноваций;
- НОУ ДПО «Институт новых технологий»;
- Инновационный образовательный центр «Мой университет»;
- ИДПК – Институт дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
После завершения обучения и успешной сдачи экзаменов слушатели получают удостоверение. Этот документ поможет дефектологу трудоустроиться в образовательное учреждение, получить более высокую должность или повысить свою профессиональную ценность в рамках частной практики.
Примеры программ
Выбирая программу повышения квалификации, стоит ориентироваться на те курсы, которые соответствуют профилю педагогической деятельности (инклюзивное образование детей с ОВЗ; коррекция недостатков развития учеников с заболеваниями разных нозологических групп – по слуху, зрению и т. д.) – именно они принесут больше всего пользы в работе. Если цель – расширить компетенции для занятий с более широкой аудиторией воспитанников, подумайте, каких навыков вам не хватает.
В качестве примера несколько направлений обучения:
- Особенности работы с детьми с ОВЗ разного типа (нарушения зрения и слуха, функционирования опорно-двигательного аппарата, проблемы интеллектуального или эмоционально-волевого развития), проводимой в условиях инклюзии и интеграции в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
- Методики исправления нарушений здоровья и сглаживания их последствий.
- Специфика деятельности тьютора, воспитателя, учителя-дефектолога, которые обучают детей с ОВЗ в учебных заведениях (от детского сада до вуза) и в домашних условиях.
- Векторы работы дефектолога: методика организации процесса образования, взаимодействие с родителями и так далее.
Название программы | Краткое содержание | Длительность (в часах) |
---|---|---|
Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС | История развития и формирования спецобразования. Методология инклюзии в образовании и нюансы подготовки учителей, которые будут работать с детьми с ОВЗ. Современные педагогические технологии, применяемые дефектологами, исследование опыта российских и зарубежных специалистов. Психофизиология личности, диагностика отклонений от нормы. Особенности обучения учащихся, имеющих различные проблемы со здоровьем. Государственное регулирование инклюзии и интеграции в сфере образования. | 144 |
Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с РАС в условиях реализации ФГОС | Специфика развития познавательной деятельности у лиц с расстройствами аутистического спектра. Особенности психодиагностики при работе с таким ребенком. Приемы и техники, рекомендуемые для применения в образовательной сфере. Методы и принципы работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. | 144 |
Олигофренопедагогика в условиях реализации ФГОС | Психолого-педагогические характеристики детей, страдающих нарушениями интеллекта разной степени тяжести. Нюансы их обучения и воспитания. ФГОС образовательного процесса для учащихся с диагностированной задержкой психического и интеллектуального развития. | 144 |
Сурдопедагогика в условиях реализации ФГОС | План программы состоит из 3 модулей (психологические особенности детей, имеющих проблемы со слухом; современные эффективные методики работы с ними; законодательство, регулирующее образование детей, страдающих различными патологиями слуха). | 144 |
Оригинальные средства коррекции психического развития детей с ОВЗ | Оригинальные методики занятий по коррекции психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инновационных педагогических методов в инклюзивном и интегрированном образовании. Исследование психофизиологических основ и функциональных особенностей тактильных изданий. Перечень требований, выдвигаемых к их изготовлению. Практические аспекты использования оригинальных средств для коррекции развития психики детей с ОВЗ. | 144 |
Топ очных курсов
Дефектологи могут повысить квалификацию на очных курсах, которые проводят кафедры или факультеты педагогических вузов, а также институты профильного дополнительного образования.
Предлагаем ознакомиться с несколькими востребованными среди дефектологов вариантами.
Учебное заведение | Название курса | Краткая характеристика | Длительность (в акад. часах) |
---|---|---|---|
Единый центр дополнительного профессионального образования (Москва) | «Дефектология» | Психологические нюансы воспитания ребенка с ОВЗ в семье. Специальное, инклюзивное и интегрированное образование: спектр актуальных проблем. Психологические особенности детей, страдающих умственной отсталостью и задержкой психического развития. Олигофренопедагогика: методики и техники процесса обучения и воспитания. | 144 |
Институт развития территориальных систем профессионально-педагогического образования при Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург) | «Коррекционная работа воспитателя ДОО с детьми с ОВЗ» | Особенности специальной психологии и коррекционной педагогики в инклюзивном образовании. Коррекционно-логопедическая деятельность в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Сохраняющие здоровье технологии коррекции развития в ДОО. Виды психокоррекционной работы с дошкольниками. | 72 |
Центр непрерывного образования и инноваций (Санкт-Петербург) | «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОО» | Нормативно-правовая база работы педагога в сфере инклюзивного образования. Психолого-педагогическая основа процесса образования в ДОО согласно ФГОС. Актуальные подходы к педагогической поддержке воспитания ребенка в семье. Работа с детьми, которые страдают разными нарушениями физического здоровья и расстройствами психики. Применение личностно-ориентированных и интерактивных технологий в инклюзивном образовании. Разработка адаптированных базовых программ для ДОО. | 72 |
Московский педагогический государственный университет | «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС начального образования» | Реализация адаптированных программ общего образования в инклюзивном и интегрированном обучении. Решение профессиональных задач в работе со школьниками с ОВЗ, методы оказания им педагогической помощи. Организация развивающей среды в образовании и ее методическое обеспечение для результативного обучения и воспитания детей с разными ОВЗ. | 144 |
НОУ ДПО «Институт новых технологий» (Москва) | «Технологии использования набора «Пертра» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в дошкольном и начальном образовании» | Применение игрового набора «Пертра» для работы с детьми, у которых диагностированы синдром дефицита внимания и прочие ОВЗ. Способы решения проблемы с развитием визуального восприятия для обеспечения успешного обучения. Примеры использования материалов комплекта «Пертра» на занятиях, чтобы закрепить и на максимально продолжительное время сохранить приобретенные навыки, которые сформировались у ребенка в процессе коррекции. Упражнения, развивающие мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственное и плоскостное ориентирование. Приемы, формирующие математические представления и навыки. | 36 |
Дистанционное обучение
Большинство дефектологов предпочитают дистанционный формат обучения, так как он дает возможность учиться без отрыва от работы. Сегодня практически все учебные заведения и специализированные центры предоставляют возможность пройти понравившийся курс повышения квалификации удаленно. Рассмотрим в качестве примера несколько вариантов.
Учебное заведение | Название курса | Краткая характеристика | Длительность (в акад. часах) |
---|---|---|---|
Инновационный образовательный центр «Мой университет» (Республика Карелия, г. Петрозаводск) | «Развитие речи детей 6-8 лет с применением коллажей» | Материалы для уроков по речевому развитию, разработанные с учетом межпредметных связей (логопедия, окружающий мир, звуки и буквы, цифры, логика и мышление), для детей от 6 до 8 лет. Курс сопровождается иллюстрациями (коллажами) высокого качества и дает возможность обрести навыки развития связной речи ребенка, обогащения его словарного запаса, обучения четкому и ясному выражению мыслей. | 72 |
«Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ в форме ГВЭ» | Выпускные экзамены – стресс для любого школьника, а ребенку с ОВЗ они даются еще сложнее. Согласно требованиям законодательства РФ организаторы ГИА обязаны создавать для детей с ОВЗ максимально комфортную обстановку (предоставление необходимого дополнительного оборудования, увеличение времени для подготовки и ответа, выбор формы проведения аттестации). На курсе слушатели обучаются всем тонкостям организации ГИА для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. | 16 | |
Учебно-методический портал «УчМет» (Волгоград) | «Реализация образовательной программы для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с ФГОС» | Курс направлен на освоение специфических компетенций педагога, которые соответствуют требованиям ФГОС и необходимы для работы в образовательных учреждениях с детьми, имеющими проблемы с позвоночником и трудности с передвижением. | 72 |
Образовательный центр «Каменный город» (Пермь) | «Методика работы с детьми с РАС» | Развивающие и коррекционные методики работы с детьми, страдающими различными аутистическими расстройствами. Проведение занятий и игр (в рамках адаптированной программы образования), которые вносят разнообразие в совместную деятельность учителя и ребенка с РАС. Основная цель – постепенное преодоление стереотипности форм реакции на окружающую среду. Раскрытие потенциала ребенка, помощь в закреплении и апробации им на практике обретенных навыков. Создание для детей с РАС особой образовательной среды с учетом требований ФГОС. Формирование у школьника приемлемого для социума поведения, которое будет способствовать адаптации среди взрослых и сверстников. |
72 |
Институт дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Новосибирск) | «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта» | Психолого-педагогическая проблема нарушений интеллекта. Основные векторы работы с детьми, страдающими такими нарушениями развития. | 72 |
Специфика
Одно из требований к дефектологу – обязательное повышение уровня квалификации как минимум раз в 3 года. Оно продиктовано профессиональной необходимостью быть в курсе изменений и последних разработок в сфере коррекционной педагогики и закреплено в ФЗ № 273 (7-й пункт 1-й части 48-й статьи).
Если работодатель соблюдает все условия, необходимые для того, чтобы дефектолог (коррекционный педагог) регулярно получал дополнительное образование, но специалист без уважительных причин отказывается повышать квалификацию, это считается дисциплинарным проступком, и администрация учебного заведения имеет право применять в отношении педагога взыскания – делать замечание, выговор или даже увольнять с работы.
Так что отказываться получать дополнительное образование не стоит – курсы повышения квалификации помогут практикующему дефектологу пополнить копилку знаний актуальными научными разработками, юридическими нюансами, современными методиками, приемами и техниками, педагогическими инновациями. Кроме того, они дают возможность освоить передовые навыки работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Новые компетенции выведут оказание помощи ученикам и воспитанникам с ОВЗ на качественно новый уровень. Регулярное обучение в очном, заочном или дистанционном формате позволит специалисту улучшить профессиональную репутацию, шагнуть на следующую карьерную ступень или заняться частной практикой.