Реформирование современной системы российского образования послужило толчком для серьезных изменений в подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Трудные и довольно противоречивые, но такие необходимые преобразования влияют и на деятельность преподавателей дополнительного образования.
Содержание
В новых условиях:
- Возрастает роль методистов в связи с повсеместным внедрением прогрессивных технологий, приемов и форм обучения, основанных на накопленном опыте решения проблем воспитания.
- Педагоги активно участвуют в совершенствовании процесса обучения, воспитания и внедрении образовательных методик нового поколения.
Чтобы повышение квалификации педагогов дополнительного образования шло в ногу со временем, при различных учебных заведениях организованы специальные курсы.
Смысл и виды занятий
Педагог дополнительного образования обучение может пройти на различных курсах, воспользовавшись новаторскими методиками и программами. Все они направлены на создание условий для постоянного совершенствования профессиональной деятельности, повышения эрудиции, уровня компетентности, то есть всего того, из чего складывается профессиональное мастерство – важнейшее звено педагогической деятельности.
Проведенный мониторинг выявил необходимость более глубокого изучения вопросов ДО, причем практически все опрошенные высказали пожелание о проведении систематического обучения и обмена опытом.
Встретиться с коллегами, обсудить насущные вопросы и узнать об инновациях педагоги дополнительного образования могут:
- на конференциях;
- семинарах;
- лекториях, организованных учеными и специалистами вузов, руководством учебных заведений.
Как функционирует классический центр
Работа любого центра повышения квалификации педагогов дополнительного образования организована по стандартной схеме. В нее входят:
- Переподготовка преподавателей для «перезагрузки» их профессиональных навыков.
- Совершенствование учительских качеств.
- Подготовка к выполнению новаторских функций.
- Повышение квалификации.
В ходе работы центры руководствуются следующими документами:
- Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании»;
- типовыми положениями, регулирующими деятельность учреждений дополнительного и профессионального обучения и кафедр повышения квалификации специалистов;
- положениями, регламентирующими масштабы профессиональной переподготовки преподавательских кадров;
- положением о центре дополнительного образования, причем у каждой такой организации может быть свой устав.
При приеме на курсы никакие конкурсы для педагогов дополнительного образования не проводятся. Учителя и методисты принимаются по направлению и после перечисления платы за все предполагаемые занятия. Обучение может проходить в очной или заочной форме.
Работа центров повышения квалификации призвана:
- удовлетворить потребности специалистов в получении сведений о достижениях в современной науке, технике и культуре;
- ознакомить с зарубежным и отечественным передовым преподавательским опытом;
- организовать и скоординировать профессиональную переподготовку специалистов, состоящих на службе в учреждениях различного профиля и государственных органах;
- повысить уровень мастерства безработных и незанятых граждан с целью их дальнейшего трудоустройства.
Обучение может быть краткосрочным для повышения квалификации или более длительным для профессиональной переподготовки.
Возможная тематика курсов
В обучении и переподготовке преподавательских кадров используются всяческие формы - от педагогической мастерской и методического лектория до учительской гостиной. Записываясь на курсы для педагогов дополнительного образования, каждый желающий может выбрать ту область знаний, которая на данный момент его интересует больше всего, например:
- Использование педагогических новаций для повышения уровня дополнительного обучения детей.
- Образовательные технологии.
- Игры и их влияние на развитие у детей интереса к процессу обучения.
- Планирование деятельности и инновации дополнительного образования.
- Как повысить качество дополнительного обучения посредством применения личностно-ориентированных технологий.
- Методы развития творческой личности.
- Повышение профессионального мастерства педагога.
Какие Центры ДО пользуются наибольшим авторитетом
Однозначно утверждать, что определенный центр дополнительного образования имеет рейтинговый приоритет, было бы некорректно. Переквалификация и переподготовка преподавательских кадров осуществляется во всех уголках России:
- Москва: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования;
- Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова;
- Пенза: Пензенский государственный университет;
- Биробиджан: Областной институт повышения квалификации педагогических работников города Биробиджана.