Содержание
Виды и специализаций
Основные специализации второго высшего образования в сфере менеджмента:
- Маркетинг.
- Организация и оплата труда.
- Теория организации, история управленческой мысли и менеджмента.
- Управление предприятием.
- Маркетинг.
- Логистика.
- Учет и анализ.
- Бизнес-планирование.
- Финансовый менеджмент.
- Финансовые рынки и институты.
- Стратегический менеджмент.
- Ценообразование.
- Деловые коммуникации.
- Муниципальное и государственное управление.
- Управление изменениями.
- Исследование системы управления.
- Управление проектами.
Содержание образовательных программ
Второе высшее образование по менеджменту и управлению персоналом предоставляется по программам обучения, которые строятся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и международными стандартами.
Бакалавр
Программа подготовки бакалавров разделена на три цикла:
- профессиональный;
- гуманитарный и социально-экономический;
- естественнонаучный и математический.
Второе высшее образование по направлению «Менеджмент» предполагает получение всех необходимых знаний для ведения разных видов деятельности:
- предпринимательской;
- организационно-управленческой;
- информационно-аналитической;
- планово- и проектно-экономической;
- внешнеэкономической;
- научно-образовательной деятельности.
Выпускник бакалавриата сможет занимать менеджерские должности в органах муниципального и государственного управления, а также в компаниях любой организационно-правовой формы.
Магистр
Студенты магистратуры изучают современные технологии менеджмента, знакомятся с передовым опытом реализации стратегий управления в российских и западных компаниях. Кроме того, учащиеся овладевают основными практическими навыками и теоретическими знаниями в области внешней торговли и выходят на высокий уровень владения иностранным языком, необходимый для ведения бизнеса на международном рынке.
В обучении магистров менеджменту упор делается на активную самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов. На занятиях часто используются интерактивные форматы подачи знаний:
- управленческие тренинги;
- диалоговые семинары;
- ролевые и деловые игры;
- анализ кейсов;
- дискуссии.
Это позволяет осваивать навыки практического применения наиболее эффективных технологий управленческого дела.
Вузы и формы обучения
Лучшими вузами РФ, в которых можно получить второе высшее образование в сфере менеджмента, считаются:
- МГУ.
- ВШЭ.
- МГИМО.
- РАНХиГС.
- ГУУ.
Обучение проходит в следующих формах:
- заочная в группах выходного дня;
- очная;
- очно-заочная в группах выходного дня;
- заочная;
- очно-заочная.
Альтернативы
Помимо второго высшего есть и другие «надстройки» над первым вузовским образованием, которые в глазах работодателя также будут иметь значительный вес, например, программы MBA. В переводе на русский, аббревиатура расшифровывается как «мастер делового администрирования». Эта квалификационная степень не только высоко ценится работодателями в России, но и котируется за границей. Получить ее можно за рубежом и в некоторых вузах РФ, имеющих партнерские соглашения по предоставлению dual degree и dual diploma MBA, благодаря которым снимается проблема признания дипломов в других странах.
Пример программы MBA Professional Management:
- Курс длится 6 месяцев. Для обучения используется образовательная литература, разработанная совместно преподавателями вузов Германии, имеющих государственную немецкую аккредитацию от International Management Academy и AFW.
- Обучение проходит в дистанционной, очной или очно-дистанционной формах.
- По окончании курса студенту предоставляется диплом SE MBA Professional Manager и Гарцбургский диплом AFW – не просто красивые бумажки, а реальные документы, имеющие юридический вес в Германии и ЕС.
- Программа обучения включает в себя дисциплины из сферы:
- управления проектами;
- менеджмента организации;
- управления командой;
- планирования и контроля деятельности;
- управления изменениями;
- мотивации персонала.
Если не хотите получать второе высшее по менеджменту организаций, а нацелены на ученую степень, вы можете поступить в аспирантуру, но только если ваш первый диплом уровня специалитета или магистратуры. Бакалавры не могут перепрыгнуть через вторую ступень ВПО и сразу стать аспирантом, даже если направление образования соответствовало профилю аспирантуры.
Качество второго высшего образования по менеджменту в России
Менеджмент в РФ очень молод. Россия еще не до конца избавилась от многих пережитков советского прошлого. Конкурентоспособность бизнеса напрямую зависит от уровня руководства, от навыков управленцев низшего, среднего и высшего звена, от их профессионального соответствия современным реалиям. Но научным сообществом постоянно ведется титаническая работа по изучению опыта ведущих мировых экономик, имеющих долгую и успешную историю существования в условиях капитализма и коммерческого конкурирования. Эксперты вузов РФ в сотрудничестве с ведущими организациями и учебными заведениями европейских стран разрабатывают концепции менеджмента, актуальные для российских реалий.
Нельзя сказать, что качество второго высшего менеджерского образования в РФ ниже, чем на западе. Все зависит от того, где собираетесь применять полученные знания. Если нацелены на международный или западный уровень, лучше всего пройти курс обучения в зарубежном вузе – британском, европейском или американском. Но если вы видите себя специалистом, работающим исключительно внутри экономики России, лучше всего, получать второе высшее по менеджменту именно в отечественных вузах.
Дело в том, что российская экономика не до конца адаптировалась к современным рыночным условиям и есть немало внутригосударственных особенностей, при которых международные законы менеджмента не функционируют, а те или иные методы работы бесполезны или малоэффективны. Местные преподаватели лучше осведомлены о реалиях управленческого дела в РФ, глубже знают процессы, протекающие в этой сфере на государственном и муниципальном уровнях, хорошо знакомы с ментальностью действующих лиц отечественного менеджмента, часто имеют практический опыт работы на внутрироссийском рынке.
Кроме того, российские преподаватели могут дать ценные советы студентам, актуальные конкретно для отечественного бизнеса и государственного администрирования. Имея личный опыт, они сумеют на примерах растолковать, что именно из стандартных положений и закономерностей, описываемых в учебном материале, в России не функционирует или работает иначе и почему так происходит.