Лингвистика – это наука, предметом изучения которой являются языки – «умершие» и ныне активно использующиеся. Конкретнее: их этиология, структура, грамматический и лексический строй, закономерности функционирования и развития. Наука подразделяется на практическую, теоретическую и прикладную лингвистику.
Содержание
Какие существуют специальности (для второго высшего)
Специализаций в лингвистике очень много, они разделяются на несколько профилей:
- По языкам – португалист, татаровед, англист, японист и так далее.
- По семье или группе языков – монголовед, романист, картвелист, германист, индоевропеист, бантуист, семитолог, дравидолог и так далее.
- По языкам определенных регионов – африканист, балканист, американист и так далее.
- По направлениям теорий.
- По темам, связанным с разделами и направлениями в лингвистике – типолог, синтаксист, психолингвист, диалектолог, компаративист, социолингвист и так далее.
Содержание программ
Если вы твердо надумали получить второе высшее лингвистическое образование в Москве, Петербурге и любых других городах, вам будет полезным узнать, хотя бы в общих чертах, содержание некоторых программ обучения.
Бакалавриат
Примеры профилей: «Практика и теория коммуникации между культурами», «Перевод и переводоведение», «Методика преподавания лингвистики».
Выпускник должен:- Ориентироваться в общечеловеческих и групповых профессиональных, этнических, религиозных, культурных, субкультурных ценностях общества.
- В профессиональной деятельности опираться на принцип культурного релятивизма и общепринятые этические нормы.
- Знать особенности межкультурной коммуникации.
- В полной мере владеть научными сведениями, необходимыми для решения общечеловеческих и глобальных гуманитарных задач.
- Уметь анализировать, обладать культурой мышления и всех форм речи.
- Владеть систематизированными лингвистическими знаниями о различных закономерностях и явлениях в изучаемых языках и их функциональных разновидностях.
- Знать нормы и правила поведения, установленные в инокультурных социумах; владеть информацией о типичных моделях социальных ситуаций в этих группах, сценариях взаимодействия между представителями обществ.
- Обладать дискурсивными средствами достижения целей высказывания.
- Владеть главными выразительными средствами всех видов преемственности между элементами высказывания и композиционными частями текста, предложениями, сверхфразовыми единствами.
Магистратура
Программа состоит из профессионального и общенаучного циклов дисциплин. В ходе обучения магистрант овладевает глубоким пониманием лингвистических проблем практического характера, навыками научно-исследовательской, аналитической, педагогической и консультативной деятельности. Студенты принимают участие в конференциях (общероссийских, международных), круглых столах, семинарах, мастер-классах.
Магистранты обучаются:
- Теории перевода.
- Переводу с использованием систем автоматизации SDL Trados.
- Специализированным переводам по различным профилям (бизнес, экономика, наука, технологии и так далее).
Цель лингвистического второго высшего образования – овладение фундаментальным профильным навыкам и знаниям в соответствии с критериями ФГОСТ, а иногда даже и мировыми стандартами.
Топ-5 вузов
- СПбГУ (университет, Санкт-Петербург).
- СПбГПУ (Санкт-Петербург, университет).
- СПбГУП (университет, Санкт-Петербург).
- БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (Санкт-Петербург, университет).
- ЮФУ (университет, Ростов-на-Дону).
Альтернативы
В определенной мере заменить второе высшее лингвистическое образование могут:- Магистратура. Значительно повышает квалификационный уровень, дает глубокие знания и ценится работодателем очень высоко. Обучение, как правило, длится 2 года. Выпускник получает диплом магистра.
- Программы переподготовки и дополнительного образования. Неплохо котируются в частных фирмах и госучреждениях. Работник, успешно их прошедший, может претендовать на карьерное продвижение. Срок обучения обычно составляет не менее года. По окончании курса слушатели получают дипломы о переподготовке
- Повышение квалификации. Курс длится не более 9 месяцев, часто даже гораздо меньше. Такие программы не слишком высоко котируются у работодателей, но их успешное прохождение может служить формальным основанием повышения по службе. По окончании слушатели получают свидетельства государственного или установленного вузом образца.
Формы обучения
Если уже есть одно высшее образование, срок обучения составит 3 года по заочной форме. Дистанционные программы, как правило, рассчитаны не более чем на 3,5 года. Второе высшее на дневном отделении можно получить значительно быстрее – в среднем за 2-2,5 года.
Качество образования в России
Российские эксперты отмечают следующие проблемы в сфере лингвистического образования РФ:- В обществе увеличивается потребность в специалистах нового поколения, которые могут быстро адаптироваться и творчески подходить к непрерывно изменяющимся условиям. До недавних пор изучение языков было направлено преимущественно на получение навыков, дающих возможность читать, изучать и понимать литературу различных культур. Языки были и предметом, и главным содержанием занятий. Поэтому подготовка большинства преподавателей и сейчас носит в основном специально-научный и литературно-исторический характер, а этого недостаточно.
- Современное коммуникативное пространство требует радикального пересмотра содержания традиционных программ и методов обучения. Их следует изменить в соответствии с тенденциями социального развития общества и ориентировать на практическое применение полученных лингвистических знаний. Выпускники должны свободно владеть навыками вербального и письменного общения с лицами-носителями языков, глубоко понимать принципы и закономерности межкультурной коммуникации.
- Назрела необходимость в создании более гибкой образовательной системы, новых организационных форм преподавания и учебных технологий, способных удовлетворить растущие потребности социума с учетом индивидуальных возможностей, нужд и мотиваций отдельных его участников.