Учреждения дополнительного образования детей

Содержание

Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских общинах, в которых особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.

Конечно, их суть немного сменилась и идеологические мотивы, которые так четко просматриваются в схемах воспитания, используемых в двадцатом веке, сейчас уже не особо актуальны, но процесс поиска талантливых детей и активного развития их способностей по-прежнему происходит.

Какие учреждения существуют?Учащиеся спортивного учреждения дополнительного образования

Современные УДОД могут не только вовлечь ребенка в какую-то деятельность, но и воспитать в нем лидерские качества и умение мотивировать себя на будущие победы. Взращиванием в детских умах таких качеств занимаются разные учреждения. Они делятся на:

  • Государственные. Формируются субъектами РФ. Это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции;
  • Федеральные государственные. Формируются представителями федеральных властей;
  • Негосударственные. Организовываются в частном порядке за счет частных лиц, коммерческих, религиозных, общественных или других существующих организаций;
  • Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей.

Также можно говорить о другом виде разделения, который основывается уже непосредственно на том, чем учреждения занимаются. Согласно постановлению Правительства РФ, на данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:

  • Дворцы детско-юношеского творчества, а также творчества молодежи, дворцы спорта, искусства и т. д.;
  • Дома. Понятие менее обширное, объединяющее меньшие группы заинтересованных лиц. Существуют дома туризма, культуры, творчества, и даже дома юных техников;
  • Школы. Как правило, специализированные заведения, где дети обучаются спорту (яркий пример – ДЮШС), искусству и т. д.;
  • Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах происходит дополнительное образование ребят в разных направлениях – от технического до художественного;
  • Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.

До изменений, принятых правительством в 2006 году, существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:

  • Оздоровительно-образовательные лагеря;
  • Клубы по интересам (клуб парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
  • Технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
  • Детские музеи и парки (к примеру, музей детского творчества или литературы);
  • Базы юношеского и детского туризма и экскурсий.

НаправленияДети в художественном ДОД

Кроме того, в конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея и детская железная дорога. Сейчас же за счет уменьшения их количества, работа УДОД является более четко структурированной и координируемой. На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

  • Художественное. В основе этого направления лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства;
  • Техническое. Подходит для детей с техническим составом ума, с детства готовых работать со сложными задачами;
  • Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
  • Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии);
  • Спортивное. Развивает спортивные качества детей, их силу духа и выносливость.
  • Социальное. Связано с работой с детьми, которым нужно особое обращение (одаренные дети либо же требующие дополнительного внимания).

У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.

Основные задания и цели

Вне зависимости от того, какое направление было выбрано для учреждения дополнительного образования, основные цели и задачи, которые ставят перед собою его работники, остаются следующие:

  • Формирование навыков общения и работы в коллективе;
  • Развитие имеющегося творческого потенциала;
  • Формирование уважения к обществу и окружающему миру;
  • Взращивание сильных и физически здоровых представителей нового поколения;
  • Помощь с поиском своего места в будущей взрослой жизни и развития личностных качеств.

Кроме того, нельзя не отметить один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования - доступность. Право вступить в действующие организации имеет каждый ребенок. Для этого достаточно всего лишь подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Впрочем, последнее происходит крайне редко, и обычно проблем со вступлением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.

Дополнительное образование минимально подвергается устанавливаемым правительством стандартам. Однако, существует единственный устав учреждения дополнительного образования 2014 года, на основе которого каждое из заведений строит собственную образовательную программу. Образец устава сформирован представителями государственных властей, дополнения и коррективы в него вносятся уже учредителями отдельных организаций или различными ведомствами. Данный документ регулирует основные положения работы любого УДОД. В нем также прописаны особенности организации процесса работы с детьми, расписание и продолжительность занятий, правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Как правило, родители в любой момент имеют возможность сменить как само учреждение, так и педагога, обучающую программу или любые другие детали, составляющие процесс обучения. В основе развития современных УДОД лежит именно свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение современного ребенка в УДОД - это не программирование его на успешное будущее и не облачение его в какие-либо общепринятые рамки. Результат, которого добиваются современные педагоги - воспитание мыслящего человека, готового справиться с нынешним ритмом жизни и проявить на полную силу все свои творческие, физические и личностные задатки.

Понравилось? Поделись: