Дополнительное образование для детей

Содержание

Такое понятие, как дополнительное образование детей, появилось ещё в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации «Об образовании». Под ним подразумевается целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.

Дополнительное образование детей (ДОД) является обязательной составной частью образования общего. Однако особенность этого аспекта состоит в том, что обучение происходит в соответствии с интересами, наклонностями и личными целями каждого школьника.

История появления ДОД

Фото Станислава Теофиловича ШацкогоВ России система ДОД формировалась в течение долгих лет на основе элементов внешкольного обучения. Еще в девятнадцатом веке для детей создавались всевозможные кружки, секции, клубы, мастерские, а также летние оздоровительные учреждения. Подобные заведения существуют и по сей день, однако функции их, равно как и особенности организации, неоднократно пересматривались. Сегодня внешкольное обучение (в различных своих формах) и дополнительное образование детей – понятия разные, хотя и соприкасающиеся.

В начале двадцатого века выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий основал на базе детского приюта культурно-просветительное общество для детей из малоимущих семей, а также сирот и беспризорников. Главной идеей этого общества, носившего претенциозное название «Сетлемент», было удовлетворение культурных потребностей и развитие творческих способностей детей, которые не могут позволить себе такую недосягаемую роскошь, как специальное обучение.

Следует отметить, что деятельность С. Т. Шацкого носила не только культурно-просветительный, но и общий воспитательный характер. Учитывая непростую криминогенную ситуацию в стране, сироты и дети из неблагополучных семей подвергались достаточно сильному пагубному влиянию. Детский алкоголизм, воровство, проституция – это далеко не все проблемы, которые стали менее глобальными благодаря обществу «Сетлемент» и другим подобным учреждениям.

Именно тогда и сложились перспективы развития дополнительного и внешкольного образования детей. Стало ясно, что во внешкольном обучении и воспитании нуждаются не только дети из обеспеченных семей, которых родители готовят к безоблачному будущему, но и те дети, которых судьба одарила менее щедро. Более того, вторые нуждаются в нем гораздо больше, ведь к их воспитанию нужен особый подход.

Особенно мощный и сильный толчок в своем непрерывном развитии дополнительное образование детей получило после революции. Стирание граней между бедными и богатыми сословиями привело к некоторому равноправию, благодаря чему каждый школьник мог получить то обучение, которое считал для себя нужным, полезным и интересным. Поскольку формирование высококвалифицированных кадров было одной из главных общественных задач, система обучения (в том числе и внешкольного) стала стремительно развиваться.

Цели ДОД, его основные функции

Диаграмма: Задачи дополнительного образования детейЦели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их реализации состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.

Основные задачи:

  • Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей;
  • Воспитание в детях высоких моральных качеств – патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважению к старшим;
  • Формирование культуры общения, а также других коммуникативных качеств – вежливости, умения поддержать беседу, уважения к собеседнику, умения принимать критику и прислушиваться к замечаниям;
  • Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств;
  • Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников;
  • Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума;
  • Физическое развитие детей и подростков.

Таким образом, из целей и задач ДОД проистекают его основные направления. Все направления дополнительного образования детей одинаково важны для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации. В современной педагогике их шесть:

  1. Социально-педагогическое направление, которое включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды;
  2. Художественное направление предусматривает активное развитие творческих задатков детей – склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.;
  3. Техническое направление, готовящее детей к профессиям, связанным с технической деятельностью;
  4. Туристски-краеведческое ответвление, созданное для тех детей, которые испытывают тягу к путешествиям и изучению своего родного края;
  5. Естественно-научное направление, в основе которого лежит изучение естественных наук – химии, биологии и т. п.;
  6. Физкультурно-спортивное ответвление, разработанное для развития физических качеств детей – силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.

Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Нетрудно догадаться, что реализуется ДОД в привычной для детей, педагогов и родителей форме – в форме факультативов, всевозможных творческих кружков и спортивных секций (в том числе танцевальных студий), детских лагерей (пришкольных и выездных) и т. д.

Организация ДОД

Модели организации дополнительного образования детей в школеКаждый педагог должен уделять достаточно внимания такому важному и актуальному вопросу, как дополнительное образование школьников и детей. О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивают. При этом основные виды деятельности организаций, направленных на ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые всенепременно должны преследоваться в данных учреждениях.

Следует отметить, что порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детей и их родителей. Как правило, именно востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.

Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.

Появление новых профессий, связанных с непрерывным техническим прогрессом, обязывает систему ДОД постоянно развиваться и удовлетворять нужды детей.

Все изменения в системе ДОД, каких бы аспектов обучения они ни касались, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением детей в рамках того или иного направления ДОД.

Рекомендуем вам ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими данное направление обучения.

Дополнительная информация

Учителя, педагоги организаторы, тренера и преподаватели различных кружков, которые интересуются вопросами ДОД, всегда могут посетить портал Дополнительное образование детей и получить всю необходимую информацию, которая сможет им пригодиться.

Информационный портал дополнительного образования детей может стать настоящим кладезем всех необходимых ведомостей о внешкольном обучении и воспитании. Здесь можно найти рекомендации по организации ДОД, методические материалы, а также труды заслуженных педагогов.

Родители также могут посетить сайт дополнительного образования детей, чтобы помочь им определиться с видом деятельности. Каждый родитель должен понимать, насколько это важно для полноценного и гармоничного развития личности его отпрыска.

Понравилось? Поделись: