Синергия: над шапкой

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

Дополнительное образование - это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба они реализуются на благо человека и государства.

Педагоги составляют будущую программу дополнительного образованияКак составляется образовательная программа

Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.

Она должна быть:

  • Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем.
  • Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования.
  • Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения.
  • Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач.
  • Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации.
  • Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений.
  • Корректируемой.
  • Вариативной.

Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:

  1. Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку.
  2. Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга.
  3. Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного.
  4. Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.

Структура образовательной программы ДО выглядит так:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Проект обучения и его тематика.
  4. Содержание.
  5. Методические материалы.
  6. Список литературных источников.
  7. Приложение.

Дополнение содержит:

  • Тезаурус.
  • Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации.
  • Описание способов индивидуальной работы со школьниками.
  • Планы воспитательной работы и занятий.
  • Критерии мониторинга.

Стандарты оформление программы дополнительного образования:

  1. Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст.
  2. На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания.
  3. Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.

Дети на занятии в учреждении дополнительного образованияВиды программ:

  • Типовая, или примерная, - утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца.
  • Адаптированная либо модифицированная - формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала.
  • Авторская - включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями.
  • Экспериментальная.

Содержание программы дополнительного образования детей может быть:

  • узкопрофильным - отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения;
  • интегрированным - охватывающим смежные научные области;
  • комплексным - состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
  • сквозным - базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе;
  • модульным - составленным из самостоятельных блоков.

Способы преподавания:

  • Объяснительно-иллюстративный - процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию.
  • Репродуктивный - воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы.
  • Частично поисковый - обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом.
  • Исследовательский - освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.

Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет - коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре - во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.

Определение результативности

Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.

Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:

  • наблюдением;
  • мониторингом результатов;
  • анализом.

Что отражается

Рабочая программа дополнительного образования в действииРабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:

  • культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
  • уровня образования;
  • его направленности;
  • современных педагогических технологий;
  • доступных методов контроля;
  • способов управления образовательным процессом;
  • имеющихся средств обучения.

Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:

  • черты, отличающие его от принятых ранее планов;
  • новизна;
  • способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.

В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.

Этапы принятия РП ДО:

  • Обсуждение на заседании педсовета.
  • При необходимости - проведение независимой экспертизы.
  • Утверждение директором учреждения.

Как выглядит рецензия

Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:

  1. Заголовок.
  2. Характеристику рецензируемой работы.
  3. Актуальность.
  4. Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
  5. Краткий анализ частей документа.
  6. Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
  7. Целостность - согласованность способов достижения результатов.
  8. Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
  9. Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
  10. Характеристику добавочного материала из приложений - их важность и содержательность.
  11. Выводы о профессионализме и умениях преподавателя - составителя программы.

Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии - закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.