Специфика
Тьютором называют индивидуального наставника с педагогическим или психологическим образованием, который сопровождает отдельного воспитанника, учащегося или студента в процессе обучения. Такой подход к образованию зародился еще в XIII-XIV веках в Оксфордском и Кембриджском университетах, где кроме профессоров, читавших лекции для групп, были специалисты, работавшие со студентами индивидуально. В России эта специальность начала развиваться только в XXI веке, а в 2010 году профессия "тьютор" была включена в квалификационный справочник должностей.
Основная цель работы тьютора – воплощать в жизнь идею поддерживающего образования. Если учитель и преподаватель передают учащимся необходимые знания, а психолог помогает разобраться с какой-то трудной ситуацией, то наставник работает с подопечным на протяжении длительного времени, выступая в роли своеобразного мостика между ним и другими педагогами. Среди основных задач тьютора можно отметить:
- определение интересов и способностей ребенка;
- составление для него индивидуальных образовательных программ;
- помощь в процессе обучения, привитие навыков самообразования;
- поддержка в вопросах формирования личности (целеполагание, анализ своих ошибок и достижений, профориентация);
- помощь в выборе своего жизненного пути, развитии творческого потенциала, преодолении негативных тенденций развития и др.
Тьютор может трудиться в самых разных образовательных учреждениях: школах, вузах, колледжах, детских садах. Кроме того, он нужен для работы с проблемными семьями со сниженным воспитательным потенциалом, где родители не способны организовать полноценную поддержку своих детей в процессе обучения. Актуальным направлением сейчас становится помощь школьникам при переходе на дистанционное образование.
Частично роль тьюторов на себя брали репетиторы, однако они работали исключительно в направлении повышения знаний своих подопечных. Сейчас в услугах наставников больше всего нуждаются учащиеся, которые не справляются со школьной программой, имеют проблемы в межличностном общении или отличаются девиантным поведением. Отдельно следует отметить работу с детьми с ОВЗ, требующими постоянной поддержки и внимания. Нередко хорошего тьютора нанимают для сопровождения очень талантливых учеников и студентов с целью максимального раскрытия всего их потенциала.
Программы
Все программы переподготовки для тьюторов условно можно разделить на те, которые готовят специалистов для детсадов и общеобразовательных школ, и те, которые обучают профессионалов по работе с детьми с ОВЗ. В принципе, большинство дисциплин в них совпадает, однако каждая разработка имеет свои особенности. Как правило, чаще всего изучаются такие предметы:
- теоретические основы и исторические истоки тьюторства;
- современные воспитательные и образовательные технологии;
- нормативно-правовые и психолого-педагогические основы деятельности;
- тьюторское сопровождение: наиболее распространенные технологические схемы и инструменты;
- работа тьютора в разных образовательных контекстах;
- сопровождение учеников с ОВЗ;
- технологии профилактики девиантного поведения учащихся.
Минимальная трудоемкость программ профессиональной переподготовки нормативно установлена на уровне 250 академических часов. Вместе с тем, чем объемнее курс, тем больше слушатель получит разнообразных знаний, которые будут полезны ему в работе. Кроме того, если организация имеет в своем перечне несколько программ с разной трудоемкостью, то при выборе нередко учитывается уровень подготовленности участника. Самый короткий курс проходят ученики с высшим педагогическим образованием, средний – с высшим непедагогическим образованием, самый длинный – с дипломом педагогического колледжа.
Топ очных курсов
Учиться на курсах переподготовки очно – это долго и дорого, поэтому большинство вузов и учебных центров, имеющих материально-техническую базу и кадровый состав для такого вида занятий, стали включать в свои программы дистанционные элементы. Сейчас распространен очно-заочный формат, при котором часть материала слушатель осваивает самостоятельно. В дополнение к этому организовывается одна или несколько очных сессий, проходящих в аудиториях под непосредственным контролем преподавателей. Некоторые учреждения, предлагающие такой вид обучения, – в таблице ниже.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (Санкт-Петербург) | В рейтинге Минобразования РФ вуз занимает первое место. Курс "Тьюторское сопровождение в образовательных организациях" подойдет психологам, педагогам и воспитателям детсадов, а также родителям детей, которым требуется поддержка в освоении школьной программы. Трудоемкость курса составляет 564 академических часа (3 месяца учебы), после каждой изученной дисциплины сдается нужно сдать зачет или экзамен. |
Московский городской педагогический университет | На базе Института непрерывного образования МГПУ реализуют 900-часовой курс "Тьюторское сопровождение образовательной деятельности". Его можно пройти за 9 месяцев в очно-заочном формате с дистанционной поддержкой, причем 420 часов займут аудиторные занятия. В конце слушатели защищают итоговую аттестационную работу, после чего получают дипломы. |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | Университет предлагает вариативный курс, рассчитанный на 252 или 504 часа (6 месяцев). Программа включает в себя три модуля и стажировку. Слушатели получают навык тьюторского сопровождения обучающихся, в т.ч. с инвалидностью и ОВЗ. Курс соответствует требованиям профессиональных стандартов "Специалист в области воспитания" и "Педагог". |
Томский государственный университет | Здесь предлагают пройти 526-часовой курс "Тьюторская деятельность в образовании". Формат обучения очно-заочный (вечерний). Занятия стартуют по мере формирования групп. Кроме лекций, участникам предлагают семинары, консультации, а также тьюториалы для подготовки к итоговой аттестации. |
Дистанционное обучение
Многие специалисты предпочитают учиться, не отрываясь от основной работы и своих дел. Сейчас активно развивается дистанционная форма обучения, чему дополнительно способствовала пандемия, ограничивающая массовые мероприятия, в т.ч. образовательные. Для получения необходимых знаний достаточно иметь компьютер с выходом в интернет. Даже для тех, у кого связь неустойчивая, есть варианты с пересылкой материалов на электронную почту. Среди организаций, развивающих удаленное обучение, можно отметить следующие.
- Центр дистанционного обучения «Профакадемия» (Москва) работает на рынке уже 18 лет и предлагает своим клиентам программы дополнительного образования по более чем 30 направлениям. Курс «Тьютор в системе инклюзивного образования» доступен в трех вариантах: 288, 520 и 1040 академических часов. Все курсы уникальны и разработаны экспертами «Профакадемии» с учетом ФГОС, профессиональных стандартов и действующей нормативной базы, а их качество соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р (ISO 9001:2015). Занятия ведут опытные специалисты с 25-летним стажем. Цены зависят от выбранного варианта программы. Можно оплатить половину сразу, а вторую половину после завершения учебы.
- Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки (Ростов-на-Дону) имеет в своем арсенале свыше 700 образовательных программ. Все они постоянно актуализируются с учетом запросов рынка труда и изменений в законодательстве. Курс «Тьютор» рассчитан на 6 месяцев обучения (600 часов). Академия обеспечивает оптимальное сочетание офлайн- и онлайн-занятий, дает своим слушателям компетенции, позволяющие решать производственные задачи в изменяющихся условиях. Среди партнеров академии – вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и других городов.
- Академия дополнительного профессионального образования (Санкт-Петербург, Курган) реализует программу «Тьюторское сопровождение обучающихся» с присвоением квалификации тьютора. Ее трудоемкость составляет 340 часов, которые можно пройти за 15 недель (3,5 месяца) полностью в дистанционном формате. Оплатив услуги, слушатели получают качественные текстовые и видеолекции, тесты после прохождения каждой дисциплины и 20 практических заданий. Преподаватели общаются с участниками и проверяют выполненные упражнения, по каждой теме организовывают форумы. В качестве бонуса ученики получают доступ к тематическим вебинарам, проводимым в режиме реального времени, образцам и шаблонам документов, пособиям.
- Институт современного образования (Воронеж, Липецк, Борисоглебск). Курс переподготовки «Основы тьюторской деятельности в образовательной организации» проводится удаленно, без отрыва слушателя от рабочего места. Есть варианты программы на 320, 530 и 1280 часов. Разработкой курсов занимаются опытные практики, многие из них имеют ученые степени.
- Московский институт по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Дистанционный 640-часовой курс «Тьюторское сопровождение обучающихся» здесь реализуют за 4 месяца. Теоретический материал и задания высылают слушателям по электронной почте, его можно изучать в удобное время. Каждому разделу посвящено от 20 до 55 часов, что позволяет в полной мере разобраться со всеми предлагаемыми вопросами. После сдачи итогового экзамена участник получает диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, признающийся во всех субъектах РФ. Формат обучения в документе не указывается.
Тьютор – это разносторонний специалист, он сочетает в своей работе навыки учителя, психолога и дефектолога. Они могут реализовать все свои таланты и достойно зарабатывать, особенно в столице и крупных городах. В государственных школах наставникам платят 15–20 тысяч рублей, в колледжах и вузах 25–30 тысяч, в частных образовательных учреждениях можно рассчитывать на 50–60 тысяч рублей. Кроме того, тьюторы всегда могут заняться частной практикой. Час занятий с ними стоит от 500 до 1000 рублей, а у специалистов с репутацией расценки еще выше.
Часто задаваемые вопросы
Какова цель переподготовки на тьютора?
Эта программа ориентирована на расширение знаний и навыков в сфере индивидуального и группового обучения. В нее включены передовые методы преподавания, развитие критического мышления и приобретение навыков эффективной коммуникации.
Кто может принять участие?
Программа адресована как опытным педагогам, так и начинающим специалистам, стремящимся развить свои компетенции в области тьюторства. Она также подходит для тех, кто желает углубить свои знания в индивидуальном и малогрупповом обучении.
Какие ключевые темы раскрывает курс?
Обучение охватывает методики индивидуального подхода, техники мотивации и вовлечения учащихся, а также основы психологии и развития. Особое внимание уделяется формированию навыков критического анализа и адаптации обучающих программ к индивидуальным потребностям студентов.
Какова продолжительность и формат обучения?
Длительность варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев, предлагая гибкие варианты обучения.
Где можно пройти переподготовку на тьютора?
Обучение доступно в разнообразных образовательных учреждениях. Это университеты и частные образовательные центры, а также на онлайн-платформы.