Переподготовка по нейродефектологии

В отличие от обычного дефектолога, педагог-нейродефектолог работает в медучреждениях, в тесной связке с мультидисциплинарными бригадами, которые занимаются лечением, реабилитацией и социальной адаптацией пациентов с поражениями головного мозга. Многие профессионалы в области нейродефектологии пришли из смежных сфер деятельности путем переподготовки.

Специфика

Наш мозг – это сложнейший механизм, который еще мало изучен. Каждая часть мозга отвечает за определенные функции: двигательную сферу, память, речь и т.д. Нередко случается, что человек в результате травмы или инсульта, а таких случаев в России фиксируется более миллиона ежегодно, теряет эти навыки и должен фактически заново учиться ходить, говорить или читать. Чтобы пациент получил шанс избежать тяжелой инвалидности и вернуться к труду и привычной жизни, ему необходимо пройти лечение и реабилитацию, и здесь важность работы нейродефектолога трудно переоценить.Бабушка-психолог занимается с ребенком.Специалисты этого профиля занимаются такими тяжелыми расстройствами речи, как дизартрия и афазия. Это резко снижает качество жизни человека, и даже после физического излечения или минимизации проявлений болезни причиняет множество неудобств. Поэтому в работе с такими больными должны быть задействованы медики, педагоги, психологи и социальные работники. Нейродефектология содержит в себе элементы всех этих специализаций, поэтому освоить ее может далеко не каждый.

Профессия нейродефектолога относится к 7-8 уровню квалификации и требует обязательного наличия высшего профессионального образования. В некоторых учебных центрах на переподготовку принимают и с дипломом колледжа. Однако у таких выпускников возникнут проблемы с трудоустройством, ведь даже в вузах эта специальность осваивается только на уровне магистратуры.

В соответствии с проходящим обсуждение проектом профессионального стандарта, к основным трудовым функциям нейродефектолога относится:

  • обследование пациентов на различных этапах реабилитации или абилитации с целью выявления их реабилитационного потенциала;
  • участие в работе мультидисциплинарной команды по определению стратегии оказания помощи пациенту;
  • формирование и реализация индивидуальных программ для каждого клиента;
  • оказание логопедической, сурдо-, тифло-, олигофренопедагогической помощи;
  • назначение соответствующих процедур и контроль их эффективности;
  • организация просветительской работы среди населения и профилактических мероприятий;
  • консультация пациентов и членов их семей;
  • ведение статистической и медицинской документации.

Как правило, на переподготовку по направлению «Нейродефектология» обычно записываются уже практикующие в образовательных и медицинских учреждениях специалисты в области логопедии и дефектологии. Дополнительная квалификация повышает их «стоимость» на рынке труда.

Программы

Профпереподготовку специалистов в учебных центрах проводят по нескольким основным программам:

  • «Нейродефектология»;
  • «Нейродефектологическая диагностика и коррекция»;
  • «Нейропсихология и нейродефектология в реабилитации (абилитации) лиц с нарушениями речи и коммуникации»;
  • «Логопед-афазиолог»;
  • «Нейропсихология».

Нейродефектология находится на стыке нескольких сфер науки, в ней есть элементы неврологии, психологии, педагогики. Эта профессия интересна специалистам, стремящимся к расширению своих профессиональных рамок, склонным как к практической, так и к научной деятельности. Среди изучаемых дисциплин:

  • физиология, анатомия и патология сенсорных систем;
  • неврология;
  • нейропсихология (клиническая, детская, старения);
  • психофармакология;
  • трудовая реабилитация и эрготерапия;
  • семейное консультирование и прикладная конфликтология;
  • физиотерапия, эмоционально-личностные подходы к реабилитации пациента и др.

На занятиях слушатели учатся организовывать психические процессы своих клиентов: речь, тактильное и слуховое восприятие, мышление, моторику, пространственные представления. Они получают навык анализа результатов компьютерной и магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии и их учета в коррекционной работе.

Очные курсы

Очных программ по нейродефектологии и сходным направлениям мало. Вузы предпочитают ориентироваться на наиболее распространенные курсы и обновляют перечень своих разработок не так часто. К тому же эта специальность в определенной степени «зависла» между медициной и педагогикой, поэтому университеты обоих профилей не спешат включать ее в перечень своих программ профессиональной переподготовки.

Тем не менее, найти качественные, глубоко проработанные учебные планы, связанные с нейродефектологией, можно, например, на базе Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга (Санкт-Петербург). Здесь проводят переподготовку под руководством опытных педагогов-исследователей по направлениям «Специальное дефектологическое образование», «Клиническая нейропсихология» и др. Объем программ 1200 и 560 часов соответственно – это 10 или 5 месяцев обучения в очно-заочном формате.

Сильной стороной очного или очно-заочного обучения была и остается практическая составляющая. Слушатель тратит деньги и время, а взамен получает гармоничное сочетание теории и практики, возможность обменяться опытом с коллегами, завязать полезные знакомства и пообщаться с ведущими преподавателями.

Дистанционное обучение

Нейродефектология выделилась в отдельное научное направление относительно недавно. Для ее качественного преподавания нужны высококвалифицированные специалисты, которых немного в стране. Поэтому рассматриваемая специализация не так широко представлена в программах образовательных учреждений. Найти ее можно в следующих центрах ДПО.

  • Международный социально-гуманитарный институт. Совсем недавно в перечне программ профессиональной переподготовки Центра дополнительного образования МСГИ появились две новые разработки: «Нейродефектологическая диагностика и коррекция» и «Нейродефектология». Эти курсы предполагают освоение большого объема учебного материала за 7 месяцев (1080 академических часов) в дистанционном формате. По итогу слушатель сдает междисциплинарный тест и выпускную квалификационную работу. Среди преподавателей – практики с большим опытом. К разработке программ привлекались наиболее авторитетные члены профессионального сообщества.
  • Центр интеллектуального и профессионального развития «ЦИПР». У истоков этой организации стоят ученые психологи и медики, обеспечивающие привлечение высококвалифицированных кадров для проведения занятий. Программа «Нейродефектология» – это 1040 академических часов, посвященных самым актуальным темам по работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. После прохождения каждой дисциплины участник сдает тест, а по результату всего обучения получает диплом установленного образца. Возможно получение дополнительной квалификации по программам «Сенсорно-интегративная логопедия», «Эрготерапия», «Афазиология».
  • Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) располагает программой «Логопед-афазиолог», выпускники которой, как правило, работают с людьми, перенесшими инсульт. В этом случае, нарушения речи возникают на фоне патологии неврологического спектра. Таких специалистов называют афазиологами или нейродефектологами. Курс переподготовки рассчитан на 1372 часа и проводится дистанционно. Все необходимые материалы слушатель берет на портале, а при необходимости получает консультации преподавателей в онлайн-режиме. Стоимость обучения рассчитывается индивидуально.
  • Высшая школа «Среда обучения» работает на рынке образования уже 20 лет и специализируется на вопросах психологии. Все занятия проводятся в онлайн-режиме. Материалы размещены на портале, слушатель изучает их и по всем возникающим вопросам обращается к куратору. Онлайн-уроки проводятся по утвержденному графику, а для тех, кто по каким-то причинам не смог принять в них участие, доступна видеозапись. Все занятия максимально ориентированы на практическое применение, а преподаватели профессиональны. В школе предлагают курс переподготовки «Нейропсихология», тесно переплетающийся с вопросами нейродефектологии.

Сейчас в стране наблюдается большой спрос на нейродефектологов, особенно в регионах. Современная система образования не готовит достаточного количества квалифицированных кадров для клинической работы. Поэтому профессиональная переподготовка специалистов смежных направлений по нейродефектологии выглядит весьма перспективной. Это профессионалы высокого уровня, которые могут рассчитывать на хорошее место работы, высокую зарплату и продвижение по службе в государственных и частных учреждениях.

Часто задаваемые вопросы

Что такое профессиональная переподготовка по нейродефектологии?

Это специализированная образовательная программа, предназначенная для подготовки специалистов в области нейродефектологии. Она включает в себя изучение нейропсихологии, нейрологии, методов диагностики и коррекции нейропсихологических нарушений.

Какие требования к кандидатам?

Потенциальные студенты должны иметь высшее медицинское или психологическое образование. Желательно наличие опыта работы в сфере здравоохранения.

Как долго длится программа переподготовки?

Продолжительность варьируется от 1 до 2 лет, в зависимости от учебного заведения и формата обучения (очное, заочное, дистанционное).

Какие дисциплины изучаются?

Программа может включать нейропсихологию, патопсихологию, нейрологию, методы нейропсихологической диагностики и коррекции, основы медицинских знаний, особенности работы с пациентами с нарушениями нервной системы.

Предоставляется ли сертификат или диплом по окончании курса?

Да, участники программы обычно получают документ, подтверждающий их квалификацию в области нейродефектологии.

Автор статьи:

Материал обновлен: 25.12.2023 г.

Отзывы и обсуждения