Для формирования кадрового потенциала российских колледжей и техникумов большое значение имеет профессиональная переподготовка преподавателей СПО. Работа здесь отличается от общеобразовательной школы или университета, поэтому педагоги должны владеть всеми необходимыми компетенциями – как в отношении своего предмета и контроля знаний, так и в коммуникации с воспитанниками с целью их поддержки, профориентации, мотивации и общего развития.
Специфика
По большому счету, преподаватель СПО – это не отдельная специальность, а квалификация. Учеба в колледжах, техникумах и училищах во многом напоминает школьную, но профессионально ориентированную. Здесь есть и общеобразовательные предметы (математика, русский язык, история), и дисциплины, предполагающие получение знаний и навыков по будущей профессии (парикмахерское дело, кулинария, слесарное дело и др.).
Преподавателями СПО становятся разными путями. Некоторые заканчивают педагогический вуз, после чего получают дополнительную квалификацию, дающую право работать в колледжах и техникумах. Другие имеют диплом о высшем образовании непедагогического профиля и могут работать по своей специальности или же пройти профессиональную переподготовку и преподавать основы профессии учащимся.
К преподаванию в учреждениях СПО нужно быть готовым не только с профессиональной точки зрения, но и психологически. Не секрет, что часто в училища и колледжи идет не самый простой контингент вчерашних школьников. Поэтому от педагога требуется умение не только заинтересовать молодых людей своей дисциплиной, но и найти к каждому индивидуальный подход, заработать авторитет, мотивировать на профессиональное самоопределение, ориентировать на жизненные ценности.
Программы
Программы обучения преподавателей СПО могут носить разный характер. Одни дают только базовые знания о специфике педагогической деятельности в училищах и колледжах, другие акцентируют внимание на преподавании конкретной дисциплины.
Тем, кто знает профессию, но не имеет навыков преподавания, курсы переподготовки дадут необходимые знания по планированию учебного процесса, подготовке методических материалов, проведению занятий, оформлению документации. Кроме того, нужно уметь работать с учащимися, разбираться в возрастной психологии, уметь купировать конфликты и т.д. Среди основных дисциплин стандартной программы стоит отметить такие:
- профессионально-педагогическая деятельность;
- педагогические технологии и методики профессионального образования;
- производственное обучение;
- методика воспитательной работы и психология профобразования;
- компетентностный подход к образованию;
- управление качеством подготовки специалистов;
- профилактика зависимого поведения в молодежной среде;
- возрастная психология и физиология;
- педагогическая конфликтология;
- этика педагога СПО.
Если среди студентов вузов преподаватели выискивают тех, кто склонен к научной работе, то ссузы в основном ориентируются на подготовку специалистов для практической деятельности. Кроме того, учащимся, поступившим после 9 класса, для получения общего среднего образования необходимо пройти обязательный курс общеобразовательных дисциплин. Все это формирует особенности работы педагога в учреждениях СПО.
Топ очных курсов
Очные и очно-заочные курсы переподготовки преподавателей СПО чаще всего можно пройти в столичных и региональных педагогических вузах. Очная часть в них организована по-разному: это могут быть периодические занятия в выходные дни и в будни по вечерам или же краткосрочные сессии (обычно не больше 1 недели), на которых рассматривают наиболее важные и сложные для самостоятельного восприятия темы. Среди вузов, обучающих педагогов для колледжей, училищ и техникумов, отметим лучшие.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа) | Программу реализует Институт дополнительного образования БГПУ. Курс называется «Педагог профессионального образования», он рассчитан на 288 академических часов и длится 4 месяца. Теория и практика в учебном плане представлены в равных пропорциях. Каждый раздел завершается зачетом, в конце участники сдают итоговую аттестацию. |
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары) | Для преподавателей СПО и профессионального образования в вузе разработано несколько программ переподготовки. Курсы направлены на изучение педагогики, методики и психологии среднего профессионального образования. Их трудоемкость варьируется от 260 до 540 академических часов. Занятия проводятся в очно-заочной форме, группы стартуют по мере набора. |
Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие» (Санкт-Петербург) | Учреждение реализует программу переподготовки «Преподаватель (педагог) СПО». В очно-заочном формате 255-часовой курс длится 6 недель, а в дистанционном – 8 недель. Есть также 520-часовая программа (16 недель). Возможна специализация по преподаваемому слушателем предмету. |
Новосибирский государственный педагогический университет | В НГПУ реализуют курс «Организационно-методическое обеспечение среднего профессионального образования» для выпускников вузов. Объем учебной программы составляет 252 академических часов. Участники осваивают материал на протяжении 3 месяцев. |
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого | Экспертами вуза разработан курс «Преподаватель средних профессиональных образовательных организаций» трудоемкостью 260 академических часов. Он полностью соответствует утвержденному профессиональному стандарту и проводится в очно-заочном формате на базе Института дополнительного образования НГУ. |
Основное преимущество очного обучения на базе высших учебных заведений – привлекаемый к проведению занятий профессорско-преподавательский состав. Как правило, это опытные специалисты, способные максимально понятно донести всю необходимую информацию и готовые ответить на любые вопросы слушателей. Кроме того, вузы обычно имеют договора о сотрудничестве с СПО, а в структуре многих из них есть собственные колледжи. Это позволяет организовать для членов групп полноценную стажировку для отработки практических навыков.
Дистанционное обучение
Удаленный формат получения знаний очень популярен среди педагогических работников, особенно трудящихся в сельской местности и районных центрах. Зарплаты у них невысокие, и выезд на несколько недель в областной или региональный центр на профессиональную переподготовку пробивает серьезную брешь в семейном бюджете. Кроме того, специалиста нередко просто некем на это время заменить, что отрицательно сказывается на учебном процессе. Дистанционное обучение позволяет решить эти вопросы, предоставляя сопоставимый по качеству уровень подготовки. Назовем некоторые образовательные организации, практикующие такой формат работы.
- Учебный центр «Профдирект» (Владивосток) предлагает пройти дистанционное обучение в рамках программы «Педагог среднего профессионального образования». Курс трудоемкостью 520 академических часов, а благодаря гибкому графику, слушатель может проходить темы в удобном для себя темпе. Группы стартуют каждые две недели, документы можно отправлять электронной почтой. Программа соответствует действующему профессиональному стандарту и дает участнику все необходимые компетенции для работы преподавателям в колледжах и техникумах.
- Институт профессионального образования (Москва). Организация готовит работников по широкому спектру специальностей. В частности, здесь есть программа «Педагог среднего профессионального образования», реализуемая дистанционно с поддержкой куратора. Ее трудоемкость – 550 академических часов, слушатели стандартно осваивают материал за 4 месяца (20 часов в неделю), есть возможность пройти курс экстерном за 2 месяца. Стоимость услуг 14900 рублей, а в качестве бонуса участники получают доступ к образовательной платформе biblio-online.ru. Дипломы отправляются выпускникам Почтой России.
- Омский государственный педагогический университет реализует дистанционно курс профессиональной переподготовки «Преподаватель среднего профессионального образования», рассчитанный на 520 академических часов. Учебную программу слушатель может освоить за 6–12 месяцев, выбрав наиболее удобный для себя темп. Широкий круг изучаемых вопросов позволяет выпускникам осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности. Обучение проводится в удобной электронной информационно-образовательной среде.
- Столичный образовательный центр (Москва) в своей структуре имеет факультет подготовки преподавателей СПО. Это лицензированная учебная площадка, где можно получить дополнительную специальность преподавателя среднего профессионального образования, в том числе отдельно по каждому читаемому предмету в рамках требований профессионального стандарта. Кроме того, есть курс «Мастер производственного обучения». Трудоемкость программ 280 и 520 академических часов (1,5 и 3 месяца соответственно).
- Сибирский профессионально-педагогический институт (Кемерово) реализует программу профессиональной переподготовки «Преподаватель среднего профессионального образования», разработанную собственными специалистами. Она полностью отвечает трудовым функциям, указанным в профессиональном стандарте, и состоит из отдельных модулей, которые слушатели осваивают в удаленном режиме, без отрыва от производства. Учебную программу объемом 270 академических часов, в т.ч. самостоятельную работу и стажировку, участники осваивают за 2,5 месяца. Стоимость образовательных услуг института 9900 рублей.
Система средних профессиональных образовательных учреждений в России широко развита, поэтому потребность в квалифицированных преподавателях существует всегда. В среднем специалист получает 27–30 тысяч рублей (исключение составляет Москва, где платят вдвое больше). Оплата труда, конечно, оставляет желать лучшего, однако хороший преподаватель может зарабатывать дополнительно самыми разными способами: репетиторством, написанием проектов, совместительством в другой организации и т.д.
Часто задаваемые вопросы
Что такое профессиональная переподготовка преподавателей СПО?
Профессиональная переподготовка преподавателей среднего профессионального образования – это образовательный процесс, направленный на приобретение знаний, обновление и расширение компетенций и навыков для преподавания в учреждениях ссузах.
Какие основные темы включает программа?
Обучение включает современные методики и технологии преподавания, педагогику и психологию, профессиональные стандарты, а также актуальные изменения в образовательной политике и законодательстве.
Как долго длится переподготовка?
Продолжительность курсов переподготовки может варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от программы и учебного заведения.
Выдаются ли сертификаты по окончании курсов?
Большинство учебных центров предоставляют сертификаты, дипломы или другие документы, подтверждающие вашу квалификацию.
Где можно пройти профессиональную переподготовку на учителя среднего профессионального образования?
Обучение можно пройти в педагогических университетах, институтах повышения квалификации, центрах или через онлайн-платформы и дистанционные программы.