Переподготовка по логоритмике

Существуют разные методики оказания логопедической помощи детям, имеющим расстройства речи. Одна из разработок, впервые опробованная в 1932 году советским психиатром В.А. Гиляровским, – логоритмика. Ее применяют не только в коррекционных учреждениях, но также в детских садах и в домашних условиях. Чтобы профессионально заниматься логоритмикой, необходимо пройти переподготовку, имеющую свои особенности.

Специфика

Дошкольники на занятии по логоритмикеВкратце стоит остановиться на том, что представляет собой логоритмика. Это узкоспециализированный комплекс упражнений терапевтического характера, включающий в себя элементы нейрогимнастики. Речь – это сложный процесс, который предполагает участие нескольких важных составляющих: нервной системы, дыхания, органов восприятия и ротовой полости. Если же хотя бы один из этих элементов дает сбой, то у всего механизма возникают проблемы.

Добиться гармоничной работы всех органов, ответственных за речь, можно логоритмическими занятиями. Эта методика, опирающаяся на связь музыки, движений и слов, включает коммуникативные и музыкально-двигательные игры, пальчиковые движения и др. Результатом таких занятий становится:

  • тренировка двигательной памяти, слухового восприятия и внимания;
  • улучшение физического состояния ребенка;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • совершенствование мелкой и общей моторики;
  • развитие артикуляции и фонематического восприятия;
  • выработка координированных с речью движений;
  • развитие просодических и мелодико-интонационных элементов, а также воображения и творческой фантазии.

Логоритмические занятия лучше всего начинать в 2,5–3 года, когда малыш уже способен самостоятельно выполнять движения и петь, хотя при желании можно применять эту методику и раньше. Особенно эффективна логоритмика при таких проблемах, как заикание или предрасположенность к нему, задержка речевого развития, дизартрия, сложности в произнесении тех или иных звуков. Кроме того, она помогает при слишком медленной, быстрой или прерывистой речи, нарушениях моторики и координации движений.

Многие родители обучаются основам логоритмики для самостоятельных занятий со своими детьми. Но для профессиональной деятельности необходимо иметь соответствующее образование. Сложность состоит в том, что отдельных программ переподготовки по профилю «Логоритмика» нет, поскольку она является составной частью более широкого направления – «Логопедия». Поэтому сначала необходимо получить диплом о профпереподготовке по логопедии, разобравшись с основами этой науки, а затем дополнительно расширить свои познания по логоритмическим аспектам на курсах повышения квалификации, семинарах или мастер-классах.

Программы

В некоторых программах для логопедов определенная часть учебного плана выделяется для изучения логоритмических упражнений, однако нередко ее объема недостаточно для того, чтобы самостоятельно проводить занятия, особенно с учетом того, что работать необходимо с маленькими детьми. Вместе с тем, освоив самые разные подходы к организации логопедической помощи своим воспитанникам и получив все необходимые базовые познания, специалист сможет легко пополнить свой арсенал методик при помощи дополнительных занятий.

В процессе освоения учебных программ на переподготовке и повышении квалификации слушатель получает навык организации таких упражнений:

  • пальчиковая гимнастика – песни и стихи, сопровождаемые движениями рук;
  • музыкально-ритмические игры;
  • фонопедические упражнения, чистоговорки;
  • дыхательные упражнения и самомассаж;
  • логопедическая гимнастика и артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов и укрепление их мышц;
  • расширение активного словарного запаса малыша за счет словотворчества;
  • коммуникативные игры и танцы для развития эмоциональной сферы, образного мышления и позитивного самоощущения;
  • упражнения для развития моторики и мимики.

Специалисту необходимо учитывать, что логоритмика должна быть для ребенка веселым и увлекательным занятием. Педагог должен быть веселым, всегда в хорошем настроении, уметь правильно подобрать музыкальный материал, костюмы, игрушки. Учитывая тот факт, что логоритмика основывается на подражательстве, преподавателю необходимо владеть технологиями передачи необходимой информации в доступной и понятной форме. Для достижения максимального результата требуется постоянное сотрудничество с родителями воспитанников и терпение, поскольку результаты редко проявляются быстро.

Топ очных курсов

Переподготовку логопедов проводит множество различных организаций, однако далеко не все они используют очное или очно-заочное обучение. Чаще всего это могут позволить себе вузы или некоторые учебные центры в крупных городах, обладающие необходимой материально-технической базой и кадровым потенциалом. Среди вузов, в программах которых предусмотрено изучение логоритмики, можно отметь следующие.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы
Сибирский федеральный университет (Красноярск)

На базе Лесосибирского филиала и Ресурсного центра в г. Железногорске СФУ можно очно-заочно пройти программу переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» объемом 255 или 510 академических часов.

После этого нужно окончить курс повышения квалификации «Инновационные технологии в дошкольном образовании» продолжительностью 72 часа для получения практических навыков.
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Москва) В РГППУ можно выбрать очно-заочный курс переподготовки «Дефектология и логопедия» объемом 520 часов, который проводит Институт непрерывного образования.
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого В вузе есть курс профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия. Олигофренопедагогика», дающий обширные познания по коррекционной работе с детьми. Его трудоемкость 570 часов, проводится он в очно-заочном формате, при этом активно применяются дистанционные технологии.
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Среди разработок университета можно выделить курс переподготовки «Организация и содержание логопедической работы». Учебный план рассчитан на 520 академических часов, весь материал слушатели осваивают в очно-заочной форме за 8 месяцев. Среди специальных дисциплин программы участники получат практические навыки по организации логоритмической работы с детьми.
Московский педагогический государственный университет В Институте детства МПГУ есть несколько подходящих программ для будущего специалиста по логоритмике. В первую очередь, это «Логопедия» (очно за 10 месяцев или очно-заочно за 1 год 3 месяца). Также можно обратить внимание на десятимесячный курс «Дошкольная дефектология». Все эти программы имеют трудоемкость 1332 академических часов. Занятия проходят 2–4 раза в неделю по вечерам, а также по субботам.

В этих же вузах можно подобрать и подходящую программу повышения квалификации по различным аспектам логоритмики. Также можно договориться с преподавателем о дополнительных уроках, если он практикует такие методики в своей работе. Получив необходимую квалификацию, остается только разобраться со специализацией – и можно начинать работать.

Дистанционное обучение

Современный тренд в дополнительном образовании – использование электронного обучения и дистанционных технологий. Этот формат гораздо дешевле и удобнее, особенно для жителей отдаленных районов. За короткое время «дистанционка» прошла путь от снисходительных улыбок до всеобщего признания. Сейчас этот метод применяют многие вузы и учебные центры:

  • Центр креативной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) реализует курс профессиональной переподготовки «Инновационные технологии раннего развития детей дошкольного возраста с основами логопедии и логоритмики» объемом 540 академических часов, которые можно пройти за 15 недель (по просьбе участника срок продлевается до 30 недель). Обучение организовано в дистанционном формате, заниматься можно индивидуально и в группах. После каждой дисциплины слушатели сдают зачет или экзамен. Выпускник получает квалификацию воспитателя детей дошкольного возраста. При групповом обучении предоставляются скидки.
  • Уральский институт повышения квалификации и переподготовки (Пермь) предлагает широкий выбор дистанционных программ переподготовки для педагогов самых разных направлений. В частности, здесь есть курс «Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушением речи» трудоемкостью 620 часов, соответствующий требованиям ФГОС и профессионального стандарта. Материал можно освоить за 24 недели (5,5 месяцев) при поддержке закрепленных за слушателями сотрудников. Участники получат глубокие знания в вопросах педагогики, психологии и логопедии, необходимые для успешной работы с детьми. В качестве бонуса слушатели получают на 3 месяца доступ к библиотеке, содержащей свыше 4 тысяч вебинаров на актуальные темы.
  • Научно-исследовательский институт управления народным хозяйством (Тюмень). Здесь есть несколько вариантов получения желаемых навыков для занятий логоритмикой с детьми. Например, можно сначала пройти курс переподготовки «Воспитание и обучение в детском саду» или «Учитель-логопед» объемом от 260 до 1040 академических часов. После получения диплома с соответствующей квалификацией записаться на 144-часовой (18-дневный) курс повышения квалификации «Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Все обучение проводится в режиме онлайн через персональный кабинет на сайте, а подтверждающие документы отправляют участникам почтовой связью.
  • Астраханский государственный университет дает своим слушателям возможность выбора наиболее подходящего формата обучения. Курс переподготовки «Логопедия» на базе департамента непрерывного образования можно освоить в дистанционном или очно-заочном формате. Трудоемкость программы 532 академических часов, а длительность обучения 10 месяцев. Занятия ведут преподаватели АГУ и специалисты коррекционных учреждений Астрахани. Расписание можно формировать с учетом пожеланий участников. Слушателям дают все необходимые знания о современных логопедических технологиях обучения и коррекции нарушений речи, учат эффективно планировать образовательный процесс и готовить детей с проблемами речи к школе.
  • Образовательный портал «Инфоурок» (Смоленск) занимается переподготовкой учителей-логопедов по программам трудоемкостью 300 и 600 академических часов, в зависимости от уровня начальной подготовки слушателей. Участники работают по индивидуальным планам, поэтому длительность учебы может варьироваться от 2 до 12 месяцев. Стоимость обучения одна из самых низких на рынке, оплатить можно в рассрочку. Все занятия проводят исключительно в дистанционном формате, освоение каждого предмета нужно подтвердить сдачей теста, а всего курса – итогового экзамена.

Специалисты по логоритмике работают чаще всего в специальных коррекционных учреждениях и детских садах. В частных организациях эта методика поставлена на профессиональную основу, а специалистам помогают дефектологи и психологи. Наиболее эффективна работа в малых группах, когда педагог может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Также широко применяют индивидуальные занятия для детей, которые стесняются и не могут в полной мере раскрыться в коллективе. Опытный мастер логоритмики может в полной мере реализовать свой потенциал и неплохо заработать.

Часто задаваемые вопросы

Что такое переподготовка по логоритмике?

Это образовательная программа, направленная на обучение методике сочетания слова и движения для развития речи, музыкальных и моторных навыков, особенно у детей.

Какие темы включает в себя курс?

Изучение основ логоритмики, методик преподавания, развитие речи и моторики через музыку и движение. Кроме того, проходят практические занятия по разработке и проведению упражнений.

Как долго длится переподготовка?

Продолжительность варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.

Где можно пройти переподготовку по логоритмике?

В педагогических университетах, институтах повышения квалификации, центрах дополнительного образования или через онлайн-платформы.

Автор статьи:

Материал обновлен: 11.12.2023 г.

Отзывы и обсуждения