Существуют разные методики оказания логопедической помощи детям, имеющим расстройства речи. Одна из разработок, впервые опробованная в 1932 году советским психиатром В.А. Гиляровским, – логоритмика. Ее применяют не только в коррекционных учреждениях, но также в детских садах и в домашних условиях. Чтобы профессионально заниматься логоритмикой, необходимо пройти переподготовку, имеющую свои особенности.
Специфика
Вкратце стоит остановиться на том, что представляет собой логоритмика. Это узкоспециализированный комплекс упражнений терапевтического характера, включающий в себя элементы нейрогимнастики. Речь – это сложный процесс, который предполагает участие нескольких важных составляющих: нервной системы, дыхания, органов восприятия и ротовой полости. Если же хотя бы один из этих элементов дает сбой, то у всего механизма возникают проблемы.
Добиться гармоничной работы всех органов, ответственных за речь, можно логоритмическими занятиями. Эта методика, опирающаяся на связь музыки, движений и слов, включает коммуникативные и музыкально-двигательные игры, пальчиковые движения и др. Результатом таких занятий становится:
- тренировка двигательной памяти, слухового восприятия и внимания;
- улучшение физического состояния ребенка;
- нормализация мышечного тонуса;
- совершенствование мелкой и общей моторики;
- развитие артикуляции и фонематического восприятия;
- выработка координированных с речью движений;
- развитие просодических и мелодико-интонационных элементов, а также воображения и творческой фантазии.
Логоритмические занятия лучше всего начинать в 2,5–3 года, когда малыш уже способен самостоятельно выполнять движения и петь, хотя при желании можно применять эту методику и раньше. Особенно эффективна логоритмика при таких проблемах, как заикание или предрасположенность к нему, задержка речевого развития, дизартрия, сложности в произнесении тех или иных звуков. Кроме того, она помогает при слишком медленной, быстрой или прерывистой речи, нарушениях моторики и координации движений.
Многие родители обучаются основам логоритмики для самостоятельных занятий со своими детьми. Но для профессиональной деятельности необходимо иметь соответствующее образование. Сложность состоит в том, что отдельных программ переподготовки по профилю «Логоритмика» нет, поскольку она является составной частью более широкого направления – «Логопедия». Поэтому сначала необходимо получить диплом о профпереподготовке по логопедии, разобравшись с основами этой науки, а затем дополнительно расширить свои познания по логоритмическим аспектам на курсах повышения квалификации, семинарах или мастер-классах.
Программы
В некоторых программах для логопедов определенная часть учебного плана выделяется для изучения логоритмических упражнений, однако нередко ее объема недостаточно для того, чтобы самостоятельно проводить занятия, особенно с учетом того, что работать необходимо с маленькими детьми. Вместе с тем, освоив самые разные подходы к организации логопедической помощи своим воспитанникам и получив все необходимые базовые познания, специалист сможет легко пополнить свой арсенал методик при помощи дополнительных занятий.
В процессе освоения учебных программ на переподготовке и повышении квалификации слушатель получает навык организации таких упражнений:
- пальчиковая гимнастика – песни и стихи, сопровождаемые движениями рук;
- музыкально-ритмические игры;
- фонопедические упражнения, чистоговорки;
- дыхательные упражнения и самомассаж;
- логопедическая гимнастика и артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов и укрепление их мышц;
- расширение активного словарного запаса малыша за счет словотворчества;
- коммуникативные игры и танцы для развития эмоциональной сферы, образного мышления и позитивного самоощущения;
- упражнения для развития моторики и мимики.
Специалисту необходимо учитывать, что логоритмика должна быть для ребенка веселым и увлекательным занятием. Педагог должен быть веселым, всегда в хорошем настроении, уметь правильно подобрать музыкальный материал, костюмы, игрушки. Учитывая тот факт, что логоритмика основывается на подражательстве, преподавателю необходимо владеть технологиями передачи необходимой информации в доступной и понятной форме. Для достижения максимального результата требуется постоянное сотрудничество с родителями воспитанников и терпение, поскольку результаты редко проявляются быстро.
Топ очных курсов
Переподготовку логопедов проводит множество различных организаций, однако далеко не все они используют очное или очно-заочное обучение. Чаще всего это могут позволить себе вузы или некоторые учебные центры в крупных городах, обладающие необходимой материально-технической базой и кадровым потенциалом. Среди вузов, в программах которых предусмотрено изучение логоритмики, можно отметь следующие.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Сибирский федеральный университет (Красноярск) |
На базе Лесосибирского филиала и Ресурсного центра в г. Железногорске СФУ можно очно-заочно пройти программу переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» объемом 255 или 510 академических часов. После этого нужно окончить курс повышения квалификации «Инновационные технологии в дошкольном образовании» продолжительностью 72 часа для получения практических навыков. |
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Москва) | В РГППУ можно выбрать очно-заочный курс переподготовки «Дефектология и логопедия» объемом 520 часов, который проводит Институт непрерывного образования. |
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого | В вузе есть курс профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия. Олигофренопедагогика», дающий обширные познания по коррекционной работе с детьми. Его трудоемкость 570 часов, проводится он в очно-заочном формате, при этом активно применяются дистанционные технологии. |
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского | Среди разработок университета можно выделить курс переподготовки «Организация и содержание логопедической работы». Учебный план рассчитан на 520 академических часов, весь материал слушатели осваивают в очно-заочной форме за 8 месяцев. Среди специальных дисциплин программы участники получат практические навыки по организации логоритмической работы с детьми. |
Московский педагогический государственный университет | В Институте детства МПГУ есть несколько подходящих программ для будущего специалиста по логоритмике. В первую очередь, это «Логопедия» (очно за 10 месяцев или очно-заочно за 1 год 3 месяца). Также можно обратить внимание на десятимесячный курс «Дошкольная дефектология». Все эти программы имеют трудоемкость 1332 академических часов. Занятия проходят 2–4 раза в неделю по вечерам, а также по субботам. |
В этих же вузах можно подобрать и подходящую программу повышения квалификации по различным аспектам логоритмики. Также можно договориться с преподавателем о дополнительных уроках, если он практикует такие методики в своей работе. Получив необходимую квалификацию, остается только разобраться со специализацией – и можно начинать работать.
Дистанционное обучение
Современный тренд в дополнительном образовании – использование электронного обучения и дистанционных технологий. Этот формат гораздо дешевле и удобнее, особенно для жителей отдаленных районов. За короткое время «дистанционка» прошла путь от снисходительных улыбок до всеобщего признания. Сейчас этот метод применяют многие вузы и учебные центры:
- Центр креативной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) реализует курс профессиональной переподготовки «Инновационные технологии раннего развития детей дошкольного возраста с основами логопедии и логоритмики» объемом 540 академических часов, которые можно пройти за 15 недель (по просьбе участника срок продлевается до 30 недель). Обучение организовано в дистанционном формате, заниматься можно индивидуально и в группах. После каждой дисциплины слушатели сдают зачет или экзамен. Выпускник получает квалификацию воспитателя детей дошкольного возраста. При групповом обучении предоставляются скидки.
- Уральский институт повышения квалификации и переподготовки (Пермь) предлагает широкий выбор дистанционных программ переподготовки для педагогов самых разных направлений. В частности, здесь есть курс «Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушением речи» трудоемкостью 620 часов, соответствующий требованиям ФГОС и профессионального стандарта. Материал можно освоить за 24 недели (5,5 месяцев) при поддержке закрепленных за слушателями сотрудников. Участники получат глубокие знания в вопросах педагогики, психологии и логопедии, необходимые для успешной работы с детьми. В качестве бонуса слушатели получают на 3 месяца доступ к библиотеке, содержащей свыше 4 тысяч вебинаров на актуальные темы.
- Научно-исследовательский институт управления народным хозяйством (Тюмень). Здесь есть несколько вариантов получения желаемых навыков для занятий логоритмикой с детьми. Например, можно сначала пройти курс переподготовки «Воспитание и обучение в детском саду» или «Учитель-логопед» объемом от 260 до 1040 академических часов. После получения диплома с соответствующей квалификацией записаться на 144-часовой (18-дневный) курс повышения квалификации «Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Все обучение проводится в режиме онлайн через персональный кабинет на сайте, а подтверждающие документы отправляют участникам почтовой связью.
- Астраханский государственный университет дает своим слушателям возможность выбора наиболее подходящего формата обучения. Курс переподготовки «Логопедия» на базе департамента непрерывного образования можно освоить в дистанционном или очно-заочном формате. Трудоемкость программы 532 академических часов, а длительность обучения 10 месяцев. Занятия ведут преподаватели АГУ и специалисты коррекционных учреждений Астрахани. Расписание можно формировать с учетом пожеланий участников. Слушателям дают все необходимые знания о современных логопедических технологиях обучения и коррекции нарушений речи, учат эффективно планировать образовательный процесс и готовить детей с проблемами речи к школе.
- Образовательный портал «Инфоурок» (Смоленск) занимается переподготовкой учителей-логопедов по программам трудоемкостью 300 и 600 академических часов, в зависимости от уровня начальной подготовки слушателей. Участники работают по индивидуальным планам, поэтому длительность учебы может варьироваться от 2 до 12 месяцев. Стоимость обучения одна из самых низких на рынке, оплатить можно в рассрочку. Все занятия проводят исключительно в дистанционном формате, освоение каждого предмета нужно подтвердить сдачей теста, а всего курса – итогового экзамена.
Специалисты по логоритмике работают чаще всего в специальных коррекционных учреждениях и детских садах. В частных организациях эта методика поставлена на профессиональную основу, а специалистам помогают дефектологи и психологи. Наиболее эффективна работа в малых группах, когда педагог может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Также широко применяют индивидуальные занятия для детей, которые стесняются и не могут в полной мере раскрыться в коллективе. Опытный мастер логоритмики может в полной мере реализовать свой потенциал и неплохо заработать.
Часто задаваемые вопросы
Что такое переподготовка по логоритмике?
Это образовательная программа, направленная на обучение методике сочетания слова и движения для развития речи, музыкальных и моторных навыков, особенно у детей.
Какие темы включает в себя курс?
Изучение основ логоритмики, методик преподавания, развитие речи и моторики через музыку и движение. Кроме того, проходят практические занятия по разработке и проведению упражнений.
Как долго длится переподготовка?
Продолжительность варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.
Где можно пройти переподготовку по логоритмике?
В педагогических университетах, институтах повышения квалификации, центрах дополнительного образования или через онлайн-платформы.