Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» по литературе – одно из наиболее масштабных мероприятий подобного рода, которые проводятся крупными учебными центрами в России. Ее организаторы – МГУ им. М.В. Ломоносова и редакция газеты «Московский комсомолец»».
В олимпиаде могут принять участие школьники с 5 по 11 класс. Однако наиболее ценным участие является для учеников старшей школы, ведь они могут воспользоваться льготами при поступлении в случае победы. В Перечень Министерства просвещения олимпиада «Покори Воробьевы горы!» по литературе входит как интеллектуальное состязание первого уровня. Это означает, что для победителей отменяются дополнительные внутренние испытания при приеме в МГУ или устанавливается 100 баллов по литературе при условии, что ЕГЭ по этому предмету сдан не менее, чем на 75 баллов. Такое же правило действует при поступлении в другие вузы.
Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» по литературе насчитывает более 10 лет истории. Неизменным все эти годы остается высокое качество задач, предлагаемых участникам для размышления. Организаторы приветствуют творческий подход к выполнению задания.
В первые годы олимпиада состояла только из сочинения, затем был добавлен блок «Тестовые вопросы», который подразумевает краткий, но точный ответ. Для этого школьникам необходимо знать различные инструменты, которыми пользовались ключевые авторы русской литературы, уметь определять жанр произведения и знать их содержание.
Для участия в олимпиаде необходимо пройти регистрацию на официальном сайте. Доступ к заданиям осуществляется через личный кабинет участника. Традиционно из одной-двух тысяч школьников, выполняющих задания дистанционного этапа, до очного тура допускаются 100-200 человек. Сложность олимпиады оценивается высоко, но уровень задач различается в зависимости от возрастной группы. Например, для учеников 5-6 классов предлагаются задания с кратким ответом и написание сочинения-рассуждения по предложенной теме. Старшеклассники же должны подойти к вопросу более глубоко и целостно, например, проанализировать образ литературного героя в произведении, сопоставить идеи, которыми проникнуты тексты разных авторов.